Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 06 2012 |
Владимир СЕРДЮК  | 19 июня 2012 |
Зачем общественному ТВ адресное управление
В СМИ и в Интернете широко обсуждается проблема создания в России общественного телевидения. Все сходятся во мнении, что оно должно быть по возможности независимым от государства, т.е. от воли чиновников. Цель благая, однако препятствий на пути ее достижения будет немало. Одно из них – адресное управление телевидением.
В России реализуется Федеральная целевая программа перехода на цифровое телевизионное вещание. Эта сложная, дорогая и касающаяся всего населения государственная программа осуществляется ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС).
Внедрение цифрового вещания потребует как больших бюджетных расходов, так и заметных затрат со стороны жителей. Старые и даже довольно новые аналоговые телевизоры не смогут принимать цифровой сигнал, но их можно будет использовать, приобретя для них цифровую приставку. Совсем новые телевизоры имеют и аналоговый, и цифровой приемник, в том числе для новейшего цифрового стандарта DVB-T2. Ситуация непростая, но она такая же, как и во всем мире – многие страны начали переход на цифровое вещание раньше нас и успешно его завершают. Так что была надежда, что мы тоже успешно преодолеем этот уже проторенный другими путь.
Но вдруг появились опасения, что мы можем драматически отклониться от торного пути, забредя при этом в «суверенный» тупик. Причина в том, что при реализации программы РТРС наряду с полезным новшеством в виде протокола DVB-T2 решила внедрить еще одну неожиданную новацию – систему адресного управления (САУ).
На проблемы, связанные с САУ, первым указал президент Ассоциации кабельного телевидения РФ Юрий Припачкин, критикуя эту инициативу РТРС. Аргументы защитников идеи создания САУ озвучены гендиректором ФГУП РТРС Андреем Романченко («Коммерсант» от 26.04.2012).
Базовые свойства адресного управления
Во всем мире открытое (общедоступное, свободное) эфирное цифровое телевизионное вещание строится так, что вещательная система ничего не знает о том, где, какие и сколько телевизионных приемников принимают телевизионный сигнал. Любое число цифровых приставок и цифровых телевизоров могут принимать этот цифровой сигнал – лишь бы они «понимали» стандарт DVB-T2 и мощность сигнала была достаточной. Вы можете собрать телевизионный приемник или приставку своими руками, можете купить их в соседнем магазине, можете привезти их из соседнего города или из соседней страны – все будет работать сразу и без проблем.
Но руководители ФГУП РТРС решили, что мы с вами не достойны этой всемирной технологической простоты. Внедрение предлагаемой ими САУ предусматривает два принципиальных новшества.
1. Вещательная система общедоступного цифрового эфирного телевидения, имеющая САУ, будет хранить и использовать информацию обо всех цифровых телевизионных приставках и цифровых телевизорах, которым р а з р е ш а е т с я принимать цифровой телевизионный сигнал. То есть вещательная система должна содержать дополнительное оборудование для хранения и использования этой информации.
2. Все цифровые телевизионные приставки и цифровые телевизоры должны дополнительно содержать элементы оборудования, взаимодействующие с САУ вещательной системы для выполнения ее основной цели – разрешать или не разрешать просмотр с в о б о д н ы х телевизионных каналов, или даже заменять в каком-то канале (или во всех каналах) одно содержание другим по выбору САУ.
Адресной эта система называется потому, что она способна как вмешаться в процесс телевизионного вещания по всей стране сразу, так и выбирать специальные режимы вещания свободного телевидения отдельно для каждого региона, для каждого города или улицы, а в пределе – для каждого телевизора.
Цели явные и скрытые
Конечно, во ФГУП РТРС говорят не о запрете или ограничении вещания, а о целесообразности такого «адресного» управления вещанием в интересах оповещения населения при чрезвычайных ситуациях и при использовании средств электронного правительства.
Первая цель выглядит странно, поскольку телевизионные каналы (вещатели) всегда были обязаны информировать граждан о чрезвычайных ситуациях, причем региональные вещатели – о проблемах именно своего региона, без необходимости выходить для этого на верхний (федеральный) уровень вещательной системы. Кроме того, эфирным вещанием пользуются в стране не более трети жителей, остальные две трети телезрителей пользуются кабельным или спутниковым телевидением, так что в случае возникновения серьезных проблем РТРС даже при наличии САУ не сможет предупредить всех.
Что касается электронного правительства, то тут аргументы и цели руководителей РТРС еще менее убедительны. Они сами говорят, что для интерактивных услуг электронного правительства потребуется дополнительно организовывать обратный канал по какой-либо другой технологии фиксированной (проводной) или мобильной (беспроводной) связи. Но тогда возникает вопрос – почему и для прямого канала не использовать ту же дополнительную проводную или беспроводную технологию? Ведь не бывает коммуникационной технологии с одним только обратным каналом.
Еще РТРС в связи с САУ упоминает о возможности реализации электронного программного гида (ЭПГ), т.е. средства отображения программы телевидения на экранах телевизоров. Однако те, кто знаком с технологией цифрового телевидения, понимают, что ЭПГ не имеет никакого отношения к адресному управлению.
Поскольку «легальные» доводы РТРС в пользу САУ не выдерживают критики, то остается назвать другие, не упоминаемые руководством РТРС аргументы. Понятно, что руководство РТРС хочет создать более сложную и более дорогую систему цифрового вещания, хочет управлять вещанием, хочет рулить процессом производства телевизоров и приставок, которые должны быть сертифицированы для использования во взаимодействии с САУ. Для РТРС САУ «выгодна», пусть даже при этом не только сама вещательная система, но и абонентское оборудование будут дороже.
Подобные системы адресного управления во всем мире (и в России) используются кабельными и спутниковыми операторами для предоставления к о м м е р ч е с к и х (платных) телевизионных услуг, включающих трансляцию сотен телевизионных программ, скомпонованных в различные пакеты. Такие услуги предоставляются только тем абонентам, кто их оплатил, и легко отключаются в случае неуплаты с помощью систем, аналогичных САУ. Очень похоже, что целью РТРС является создание за счет бюджетных средств и средств телезрителей (которые заплатят за более дорогие устройства) возможности вести в будущем коммерцию в эфире, взимая деньги за платные каналы в мультиплексах, последующих за уже сформированным первым мультиплексом.
Подводные камни
Специалисты отмечают различные проблемы, которые возникнут в случае создания САУ для управления трансляцией о т к р ы т о г о, предполагающего с в о б о д н о е распространение телевидения. Например, многие программы приобретаются телевизионными каналами для показа только в открытом (незакодированном) режиме – в случае САУ это условие формально нарушается. Членство России в ВТО может повлечь вопросы со стороны зарубежных производителей электронной техники, обеспокоенных ограничениями на использование в России стандартных телевизоров и телевизионных приставок. Кроме того, функции телевизионного приема есть не только в телевизорах и телевизионных цифровых приставках, но также в DVD- и Blu-ray-плеерах, в медиаплеерах, в компьютерах и ноутбуках, в смартфонах и планшетах, в игровых приставках и т.д. И все это многообразие электронной техники будет непригодно для использования в России, или его придется изготавливать специально для России по национальным спецификациям!
В настоящее время РТРС завершает испытания САУ на опытных зонах цифрового телевидения, несомненно получит положительные результаты этих испытаний и вынесет вопрос о создании САУ на правительственную комиссию. И вот тут-то нас поджидает опасность! Ведь при всех многочисленных и очевидных нелепостях проекта создания САУ у этой системы есть одно свойство, которое может кое-кому в России понравиться, – уж очень заманчиво иметь возможность в нужный момент так гибко и «адресно» управлять свободным, в том числе общественным, эфирным телевидением в стране.
Судя по ситуации с адресной системой – в РТРС есть инициативные руководители. Вот бы использовать их инициативу в мирных целях! Причем одна такая мирная технологическая цель, которую РТРС, к сожалению, не видит, явно может быть кандидатом на включение в программу создания цифрового телевизионного вещания в России. Речь идет о внедрении технологии HbbTV (Hybrid broadcast broadband TV), которая существенно улучшает потребительские свойства телевидения нового поколения.
От редакции. HbbTV будет предметом статьи про современное цифровое телевидение в одном из следующих номеров «ИКС».