Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2012
Александра КРЫЛОВА  31 июля 2012

Радиосвязь в начале нового цикла

Как известно, на Ассамблее радиосвязи 2012 г. и ВКР-12 администрации связи РСС сумели добиться решений, заметно облегчающих использование радиочастотного спектра. Как эти решения скажутся на развитии перспективных радиотехнологий в регионе? И удастся ли закрепить успех на ВКР-15, повестка дня которой уже утверждена и подготовка к которой идет полным ходом?

Ответы на эти вопросы искали участники семинара Международного союза электросвязи «Тенденции развития радиосвязи по результатам ВКР-12. Регуляторные и технические аспекты», собравшего на площадке ЛО ЦНИИС экспертов в области радиосвязи международного уровня, в том числе избранных на руководящие посты в рабочих органах МСЭ.

Достижения администраций связи РСС на прошедшей Всемирной конференции радиосвязи 2012 г. (ВКР-12) можно условно разделить на две группы, первая из которых носит тактический характер, а вторая – стратегический.

Представители РСС, избранные Ассамблеей радиосвязи 2012 г. на руководящие посты в рабочих органах МСЭ-Р

С.Ю. Пастух, председатель Исследовательской комиссии 1 МСЭ-Р (управление использованием спектра)

С.И. Старченко, заместитель председателя Исследовательской комиссии 3 (распространение радиоволн)

М. М. Симонов, заместитель председателя Исследовательской комиссии 4 (спутниковые службы)

А. И. Ключарев, заместитель председателя Исследовательской комиссии 5 (наземные службы)

О.В. Гофайзен, заместитель председателя Исследовательской комиссии 6 (вещательные службы)

А.В. Васильев, заместитель председателя Исследовательской комиссии 7 (научные службы)

И.В. Желтоногов, заместитель председателя Специального комитета

А.Б. Налбандян, заместитель председателя Консультативного комитета по радиосвязи

В.М. Минкин, заместитель председателя Координационного совета по терминологии

Н.В. Варламов, заместитель председателя Собрания по подготовке к конференции

«Процедурные» успехи

Наряду с другими влиятельными региональными объединениями, администрации связи РСС подготовили и направили в МСЭ для включения в повестку дня Ассамблеи радиосвязи 2012 г. свои вклады (предложения) по пересмотру действующих резолюций МСЭ-Р и по проектам новых. Как отмечает Валерий Бутенко, гендиректор ФГУП НИИР, все пять предложений были приняты и нашли отражение в тексте трех резолюций МСЭ-Р.

Другим весомым для РСС результатом Ассамблеи радиосвязи 2012 г. стало избрание на руководящие посты в рабочие органы МСЭ-Р десяти ее представителей. Впервые российский специалист Сергей Пастух (ФГУП НИИР) встал во главе Исследовательской комиссии 1 МСЭ, чья специализация – управление использованием радиочастотного спектра.

К ВКР-12, главной задачей которой было внесение изменений в Регламент радиосвязи и связанные с ним Планы частотных присвоений с целью приведения использования радиоспектра в соответствие с требованиями времени и запросами пользователей, администрации связи РСС разработали и направили 156 предложений по каждому пункту повестки дня. Все они также были приняты и отражены в заключительных материалах конференции.

Успехи содержательные

И на Ассамблее радиосвязи, и на ВКР-12 был принят целый ряд решений, задающих вектор глобального развития радиосвязи и определяющих основные направления научно-технического поиска в области перспективных радиотехнологий на ближайшие три года.

Согласно программе работы сектора радиосвязи МСЭ на 2012–2015 гг., утвержденной Ассамблеей радиосвязи, в период между конференциями будут продолжены исследования в таких интересных для администраций связи РСС областях, как системы беспроводной связи 4-го поколения и системы беспроводного широкополосного доступа, в том числе имеющие спутниковую составляющую.

Для стран – участниц Регионального содружества в области связи немаловажно, что все эти годы в поле зрения и деятельности Исследовательских комиссий МСЭ-Р будут находиться системы когнитивного радио, цифрового телевещания и электронного сбора новостей, а также системы, используемые для обнаружения стихийных бедствий, смягчения их последствий и оказания помощи пострадавшим.

Из итогов ВКР-12 нельзя не выделить стратегические решения, направленные на усовершенствование механизма регулирования на международном уровне спутниковых сетей и на распределение «цифрового дивиденда» для нужд подвижной связи нового поколения, которые на протяжении пяти лет прорабатывались командами из ведущих специалистов стран РСС.

По линии орбита/спектр

Изменения порядка доступа к орбитально-частотному ресурсу для спутниковых систем связи и вещания, внесенные в Регламент радиосвязи на ВКР-12, открывают странам Регионального содружества в области связи возможность реализации собственных национальных спутниковых проектов.

Так, Всемирной конференцией радиосвязи было установлено, что для космической станции с возможностями передачи и приема на геостационарной орбите, развернутой и поддерживаемой в заявленной орбитальной позиции, минимальный период непрерывной работы, который позволяет считать, что спутниковая сеть введена в действие, составляет три месяца.

Кроме того, как сообщил Виктор Стрелец, замдиректора департамента Минкомсвязи РФ по международному сотрудничеству и член Радиорегламентарного комитета МСЭ, на ВКР-12 были уточнены действия администраций связи, Бюро радиосвязи и Радиорегламентарного комитета при применении ими п. 13.6 Регламента радиосвязи. В частности, обязанность первых предоставлять информацию о фактическом использовании заявленных характеристик коммерческих спутниковых сетей, если этого требует Бюро радиосвязи. Бюро получило от ВКР-12 поручение расследовать ситуации, когда один и тот же спутник служит для отстаивания прав недействующих спутниковых сетей в различных орбитальных местоположениях.

Продолжая курс на борьбу с «бумажными» спутниками, ВКР-12 подтвердила предыдущие решения Радиорегламентарного комитета об аннулировании прав сетей, которые исповедуют вышеупомянутый подход.

Определила Всемирная конференция радиосвязи и список спутниковых сетей, с которыми необходимо провести координацию.

Консенсус как гарантия совместимости

В результате подробного изучения условий совместного использования диапазона частот 790–862 МГц подвижной, радиовещательной и другими службами в период между конференциями ВКР-07 и ВКР-12 администрациям связи РСС вместе с администрациями связи стран CEPT удалось прийти к взаимовыгодному решению. Оно обеспечило минимизацию суммарных помех для действующих в этом диапазоне радиослужб при развертывании систем подвижной службы и тем самым заложило надежный фундамент для решения ВКР-12 по «цифровому дивиденду».

По словам Игоря Желтоногова, заместителя гендиректора компании «Гейзер-Телеком», всесторонние исследования этого вопроса при подготовке предложений по п. 1.17 повестки дня ВКР-12 подтвердили, что совмещение подвижной и радиовещательной служб, точно так же, как и служб подвижной и фиксированной, отрегулировано документами Регионального соглашения GE06. А возможное увеличение суммарных помех, которое может достигать 21 дБ, подпадает под действие Резолюции МСЭ-Р 224, которая требует от администраций связи, приступающих к внедрению систем IMT, провести координацию с соседними государствами.

Гораздо сложнее добиться совместимости подвижной и воздушной радионавигационных служб, которая, как показали исследования, имеет серьезные ограничения. Столь неоптимистичные результаты специалисты получили, используя неоднородные параметры систем подвижной связи, а также обобщенные сценарии возникновения помех. Понимая это, на информационном собрании по подготовке к ВКР-12 администрации связи РСС и CEPT пришли к общему мнению о необходимости выработать условия для каждой группы стран, имеющих общие границы, и зафиксировать их в двусторонних соглашениях.

Базовый принцип рамочного документа, позволивший исключить влияние помех на приемники самолетов и снять ограничения на развертывание систем подвижной связи, заключается в необходимости принять и зафиксировать частотный план FDD для подвижных служб в приграничных районах, который предусматривает расположение базовых станций в нижней части диапазона и выделение верхней его части под абонентские терминалы.

После подробного анализа диапазонов частот и служб, занимающих их в странах РСС, а также оценки суммарных помех по специально разработанной для этого методологии соответствующими администрациями связи были заключены двусторонние соглашения со всеми сопредельными западными странами.

Поскольку факт подписания таких соглашений служил доказательством консенсуса, достигнутого заинтересованными сторонами, ВКР-12 определила условия использования частот 790–862 МГц в странах Района 1 для систем подвижной службы при ее взаимодействии с другими службами.

Что касается нижней части «цифрового дивиденда» – полосы частот 694–790 МГц, за распределение которой на конференции выступили администрации связи ряда африканских и арабских стран, то после долгого обсуждения ВКР-12 приняла решение о вступлении в силу распределения полосы частот 694–790 МГц для подвижной службы на первичной основе в 2015 г. То есть после того, как ВКР-15 примет условия совместного использования этой полосы частот подвижной службой и другими службами, а также определит ее нижнюю границу распределения подвижной службе.

Признанная главами администраций связи РСС успешной, подготовка к Ассамблее радиосвязи 2012 г. и к ВКР-12 дала почувствовать участникам процесса, что они способны на многое. «Мы увидели, что можем не просто отрабатывать поставленные кем-то вопросы, а сами находить такие проблемы, исследовать их и предлагать пути решения», – выразил общее мнение В. Бутенко, возглавляющий комиссию РСС по регулированию использования радиочастотного спектра и спутниковых орбит.

Способность находить актуальные проблемы и пути их решения будет востребована еще не раз. Начало новому трехлетнему циклу положил Совет глав администраций связи РСС, утвердивший план-график подготовки к Ассамблее радиосвязи 2015 г. и ВКР-15.   

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!