Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2008
Константин АНКИЛОВ  22 января 2008

FMC как могильщик проводной связи

Термин FMC появился в 90-х годах прошлого века, и к настоящему времени конвергенция фиксированных и сотовых сетей вышла на уровень triple или quadruple play и «унифицированных коммуникаций». Однако в нашей стране они до сих пор не стали по-настоящему рыночными услугами.

Анкилов К.В мире развитие FMC-сервисов и конвергенция сетей идет полным ходом. Предложения чрезвычайно соблазнительны: при едином счете в $40–60 абонент получает сотовую связь, межгород, Интернет со скоростью 8 Мбит/с и более, местную телефонию и IPTV.

Другой стороной процесса конвергенции сетей и услуг становятся слияния и поглощения компаний. В частности, в США одной из причин крупнейших M&A-сделок считается именно интерес к предоставлению конвергентных сервисов. И все громче звучат голоса о том, что в будущем наиболее конкурентоспособными окажутся те компании, которые смогут объединить все услуги в одном пакете, давая клиенту под единым номером доступ к сервисам разных сетей. В этом случае конвергенция неизбежна.

Однако для России это, скорее, долгосрочная перспектива. Пока из всего многообразия сервисов, доступных на Западе, у нас предлагаются практически два: единый номер и доступ к корпоративным справочникам (даже не к базам данных, а к справочникам). Вероятно, они и останутся главными FMC-услугами еще лет десять.

Правда, на отечественном рынке в большом ходу и «лукавый сервис» когда под FMC-услугой и единым номером скрывается простая переадресация, которая есть результат маршрутизации, а отнюдь не конвергенции сетей.

Почему в России мало FMC-услуг?

Лаг в развитии услуг отечественных операторов понятен. Все предыдущие годы усилия сотовиков были направлены на строительство региональных сетей, расширение зоны обслуживания, привлечение новых абонентов. Все для того, чтобы обеспечить максимально полное проникновение и стать по-настоящему федеральными операторами.

Теперь, когда строительство в основном завершено, темпы развития, естественно, снизились. Операторы, конечно, не сидят сложа руки. Уже пару лет назад они всерьез взялись за дополнительные сервисы. До того рынок развивался снизу: к сотовым операторам шли контент-провайдеры с предложением заработать дополнительные деньги. Сегодня ситуация изменилась. Сотовики сами подняли на щит неголосовые услуги, в том числе и конвергентные.

До сих пор инициатива в конвергентных проектах исходила в основном от альтернативных операторов фиксированной связи, которые стремились расширить свой рынок, а сотовые операторы только отзывались на нее. Но то, что благодаря этим инициативам они привлекали дополнительных клиентов, не сильно мотивировало их внедрять FMC-сервисы. И неудивительно: по сравнению с общим объемом абонентской базы сотовой связи (свыше 150 млн) приток был ничтожным – по разным оценкам не более 0,02%. Поэтому, хотя «пробные шары» («МегаФон» – «Центральный телеграф», MTC – МГТС, «ВымпелКом» – «Голден Телеком») были запущены, результаты этих проб не дают права говорить о наличии рынка FMC-услуг. Тем более что многие альянсы «мобильный–проводной» оказались недолговечны.

Причин малого объема FMC-рынка несколько. Первая, как уже говорилось, – недостаточное внимание к нему со стороны сотовых операторов. Массовым рынок FMC станет, когда в освоение этих сервисов активно включатся сотовые операторы с их огромной абонентской базой. Этот момент можно будет назвать началом смерти проводной связи в ее классическом понимании.

Еще один сдерживающий фактор – недоверие к партнеру, характерное свойство российского бизнеса, уходящее корнями в эпоху реформ. От этого и недолговечность союзов, и желание оставлять внутри одной компании (или группы, контролируемой одними и теми же владельцами) максимум бизнес-процессов, стремление замкнуть внутри себя финансовые и информационные потоки.

Если же взглянуть на FMC под техническим углом, то сейчас перспективы предоставления конвергентных сервисов увязываются с решениями на базе IMS. И ключевые операторы это уже осознали и рассматривают перспективы внедрения (или даже внедряют) IMS-платформы.

Однако здесь подстерегает другая проблема – отсутствие стандартных решений. ETSI (в сотрудничестве с 3GPP) совсем недавно приступил к разработке стандартов для конвергенции проводной и мобильной связи. Когда они появятся, еще неясно. В Европе и США на свой страх и риск используют частные решения. Наши игроки телекома – и в силу меньших активов, и из-за несформированного спроса на продвинутые сервисы – осторожнее.

Перспективы вседоступности

В России тоже идут процессы укрупнения компаний, формируются холдинги, включающие в себя операторов как сотовой, так и фиксированной связи. И это один из факторов, способствующих формированию FMC-рынка (за счет внутрихолдинговой конвергенции). Для объединяющихся операторов FMC сможет сыграть роль стимулятора роста доходности.

Поскольку FMC, согласно общей концепции, предполагает доступность связи и всех сервисов везде, то в свете необозримости просторов нашей Родины вопрос о географической доступности – не праздный. Безусловно, сначала FMC охватит Москву и Санкт-Петербург, города-миллионники, где выше концентрация компаний и доходы домохозяйств. Кроме того, в регионах мало серьезных альтернативных операторов, с которыми возможно заключение альянсов. Поэтому доступность FMC опять приобретет некое лукавство – только в пределах одного или нескольких регионов.

В будущем доминантой рынка конвергентных услуг, станут, несомненно, сотовые операторы. Именно они способны предложить в едином тарифе и телефонию, причем, скорее всего, IP-телефонию, в том числе междугородную, и видеосервисы (а значит, и игры, справочники, новости и пр.). При использовании сотовиками своего волокна такие сервисы обойдутся потребителю дешевле, чем у другого оператора.

И хотя в дальнейшем ожидается конвергенция на базе IP-сетей, эти перспективы для нашей страны еще более отдаленны, чем реальные FMC-сервисы.

Что же касается спроса, то, возможно, для его повышения и расширения номенклатуры сервисов должно вырасти новое поколение пользователей, у которых универсальность сервисов и их независимость от местоположения абонента будет естественной потребностью. А пока телега едет впереди лошади, и высокотехнологичные конвергентные сервисы не очень нужны клиентам. Наиболее востребованной FMC-услугой еще долго останется единый номер, спрос на который непрерывно растет.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!