Рубрикатор |
Статьи |
Александра КРЫЛОВА  | 28 января 2008 |
Готовимся играть по-крупному
Аналитики признают Java-игры одним из быстро, а главное, стабильно растущим сегментом рынка мобильного контента. О том, как обеспечивается этот рост сегодня и путях его ускорения завтра – Надежда Анциферова, заместитель гендиректора холдинга Next Media Group.
– Надежда, в чем специфика продажи мобильных игр?
– В России мобильные игры – это нишевой сегмент. Да, он растет на 2% в год, что в деньгах достаточно серьезно. Но работая в этом сегменте достаточно давно (наша компания PlayMobile продает Java-игры с 2003 г.), мы вынуждены искать решения целого ряда проблем.
Во-первых, Java-игры пока не стали продуктом для массового рынка. Абонентам все еще приходится объяснять, что за продукт мы ему предлагаем и почему он должен его купить. Во-вторых, Java-игры – это один из самых дорогих видов мобильного контента. Дороже разве что видео и полнометражные MP3. Если на картинки и мелодии цены сейчас приблизительно одинаковы, то цены мобильных игр могут стоить от $1,5 до $5. В-третьих, у каждой площадки, будь то WAP-порталы независимых контент-провайдеров или операторов сотовой связи, очень разная аудитория, у которой свои предпочтения игр, жанров и др. А выработка предложений для целевой аудитории средств массовой информации требует от маркетологов навыков шаманства.
Так что если наши западные коллеги сейчас думают о том, как привлечь к мобильным играм домохозяек «за 40», то наши думы – о том, как активную, молодую, платежеспособную аудиторию привлечь, какую мобильную игру предложить абоненту с ежемесячным счетом $5, чтобы после покупки деньги на его счете не закончились.
– Как вы оцениваете эффективность операторских порталов как канала продаж мобильного контента?
– Она разная для разных операторов. Тут все зависит от того, привыкли ли абоненты пользоваться WAP/GPRS и начинать с WAP-портала оператора поиск мобильного контента. Объем усилий, который тратит оператор на привлечение абонента на свой портал и определяет эффективность этого канала продаж.
Думаю, что для реализации его огромного потенциала нужно немало поработать – сделать так, чтобы контент-предложение оператора было привлекательней, чем на пиратских WAP-сайтах или даже у контент-провайдеров. Этого можно добиться, например, снизив стоимость WAP/GPRS-трафика при загрузке контента со своих WAP-порталов, как это сделали их коллеги на западе.
– Как вы относитесь к распространенному мнению, что разделение доходов операторов и контент-провайдеров от WAP-трафика необходимо?
– На самом деле это опасно. На Украине, где операторы ввели разделение доходов от WAP-трафика с поставщиками контента, негативные последствия налицо: премиум-контент раздается фактически даром, что очень плохо. Сегодня даже западные разработчики соглашаются распространять свои продукты на Украине бесплатно, получая гораздо больший доход именно от WAP-трафика, чем от продажи премиум-продуктов. Если подобное будет происходить в России, то начнется падение продаж брендированных продуктов и, как следствие, целый ряд западных паблишеров, не готовых отдавать свои продукты по цене трафика, может посчитать наш рынок бесперспективным. Думаю, в эти игры можно играть только очень аккуратно.
– На протяжении последних лет Next Media Group активно развивает ряд проектов в области User Generated Content. Могут ли авторы – члены сообществ – получать деньги за просмотр созданного ими контента?
– Теоретически это возможно, на западе давно уже существует принцип «Donations» - добровольных пожертвований для авторов, блоггеров, бесплатных сервисов. Но у нас для этого пришлось бы использовать микроплатежи, а законодательной базы, которая их бы регламентировала, пока нет. Она в стадии разработки. Хорошо, если к ее разработке привлекут контент-провайдеров, потому что они уже давным-давно изучили и западный опыт, и опыт азиатских стран, и выявили все подводные камни. Возможно, решить эту задачу помогла бы рекламная модель, но реклама в WAP-среде только начинает развиваться, и, по моим ощущениям, понадобится еще года два для того, чтобы серьезные рекламодатели начали ее использовать.
Но если все-таки правовая база для микроплатежей в России будет сформирована, то объем мобильных транзакций вырастет в разы, причем не только в мобильном, но и в интернет-пространстве.