Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2008
Гульнара ХАСЬЯНОВА  28 января 2008

«Рынок готов к 3G,и мы движемся ему навстречу»

Осенью 2007 г. Международный союз электросвязи идентифицировал диапазон 450 MГц для развития сетей 3-го поколения и последующих систем. Историческое решение дало новой команде топ-менеджеров «Скай Линк» все основания объявить компанию оператора CDMA первым в России поставщиком 3G услуг.

Историческое решение дало новой команде топ-менеджеров «Скай Линк» все основания объявить компанию-оператора CDMA первым в России поставщиком 3G-услуг.

Объявление состоялось в тот момент, когда о существовании таких услуг (спасибо победившей в конкурсе «большой тройке»!) узнали широкие массы россиян.

Хасьянова ГульнараОб изменениях в бизнес-стратегии и тактике, связанных с перепозиционированием оператора на рынке, наша беседа с Г. ХАСЬЯНОВОЙ, генеральным директором ЗАО «Скай Линк».

– Первоочередная задача новой команды топ-менеджеров – активизация бизнеса компании. Ее фокус – высокоскоростной мобильный доступ в Интернет – был определен еще до нашего прихода, год назад. Начали мы с оптимизации тарифной политики, стоимости входного билета и ввода кросс-маркетинговых тарифов, стимулирующих одновременное потребление абонентами услуг передачи данных и голоса. Следующим шагом стало расширение каналов продаж за счет добавления новых, не традиционных для операторов сотовой связи. Одновременно для их наполнения формировались коробочные продукты, ориентированные на разные целевые сегменты нашей абонентской базы.

Мы предоставили потенциальным пользователям возможность стать нашими абонентами не только в центрах продаж и обслуживания «Скай Линк» и в салонах связи наших партнеров, но и в магазинах бытовой техники и электроники и в салонах эксклюзивных подарков. (Кстати, на CDMA450-Конгрессе мы представили наш новый продукт класса «люкс» – годовой контракт на мобильный Интернет, в подарочном исполнении, с модемом, инкрустированным белым золотом и черным бриллиантом. Продукт будет продаваться исключительно в ювелирных магазинах.) К услугам тех, кто постоянно занят, интернет-магазин, где можно делать покупки, не покидая рабочего места. За первый полный месяц он обеспечил 2% от общих продаж в Москве без особого продвижения с нашей стороны.

Перестраивая коммерческую деятельность, мы готовили почву для рестайлинга бренда, целью которого было формирование нового восприятия компании «Скай Линк» и ее услуг у наших абонентов.

– Насколько эффективным оказалось перепозиционирование бренда оператора?

– Уже сейчас можно сказать, что все наши идеи способствовали повышению результативности деятельности компании. Всю осень (обновленный бренд был представлен 1 октября) «Скай Линк» каждую неделю улучшал свой предыдущий рекорд по количеству подключений. Если рекорд сентября – 2 тыс. подключений в неделю на всей территории нашей операционной деятельности, то высшее достижение ноября – уже 11 тыс. в неделю. Другой, не менее отрадный факт: трафик данных в сети «Скай Линк» за последние 2 месяца вырос в 2 раза, а по сравнению с декабрем 2006 г. – в 7 раз. И наконец, нас не может не радовать наметившийся рост бизнеса в регионах.

– Куда направлен стратегический вектор регионального развития бизнеса оператора?

– Сегодня операционную деятельность ведут 24 региональные компании, еще 19 имеют лицензию CDMA и готовятся предоставлять услуги под брендом «Скай Линк». Общая лицензионная зона компаний ГК «Скай Линк» охватывает 71 субъект Федерации. Стратегически мы нацелены на формирование единого национального CDMA450-оператора, превращения «Скай Линк» из холдинговой структуры в единую операционную компанию и уже в минувшем году сделали первые шаги в этом направлении.

Летом мы начали выстраивать единые для всех региональных компаний бизнес-процессы: определили и ввели 6 ключевых бизнес-процедур, относящихся к планированию, капитальному строительству и эксплуатации, маркетингу. Это позволило компаниям в регионах почувствовать, что они являются частью общей команды, где все работают по одним и тем же бизнес-стандартам. Кроме того, мы активно работали над доведением доли «Скай Линк» в дочерних региональных компаниях до 100%, для того чтобы с начала 2008 г. запустить процедуру формирования единой компании. Завершить процедуру присоединения региональных компаний мы рассчитываем за 9–10 месяцев 2008 г.

Ожидаемый нами результат формирования единой операционной компании «Скай Линк» – сокращение эксплуатационных затрат, повышение капитализации и эффективности взаимодействия между всеми подразделениями.

– А какие тактические шаги предпринимаются сегодня и запланированы на ближайшее время для его достижения?

– В этом году мы поставили перед собой и нашими операционными компаниями задачу перейти на единые стандарты в тарифной политике, в маркетинге и в продвижении. При этом, разумеется, одинаковыми должны быть принципы формирования тарифных планов в регионах, а размер тарифа определяется реалиями каждого отдельно взятого локального рынка.

Позиционирование бренда «Скай Линк» также должно быть единым для всех операционных компаний и соответствовать тем новым ценностям, которые мы провозгласили в ходе рестайлинга. Независимо от места проживания абонент всегда должен получать услуги одинаково высокого качества.

Мы считаем, что сможем добиться этого, организовав единый операторский центр, работающий по единым правилам и единым стандартам обслуживания абонентов и выступающий единой точкой контроля качества их обслуживания. Построить call-центр, поддерживающий наших пользователей в любой точке присутствия «Скай Линк», мы планируем к концу II квартала 2008 г.

– Какие региональные компании «Скай Линк» сегодня в числе лидеров?

– Тут многое зависит от того, как давно была запущена сеть CDMA450. Исторически лидером по продажам является Москва. За ней следует Санкт-Петербург. Несмотря на то что в обеих столицах нет недостатка в предложении услуг фиксированного широкополосного доступа в Интернет, здесь ведутся самые крупные продажи.

На третьем месте – наша операционная компания в Кемерове, обслуживающая 15 тыс. абонентов; активно развиваются Новосибирск, Краснодар. Хороших результатов добиваются компании, работающие под брендом «Скай Линк» в Центральном регионе – Воронеже, Твери, Владимире. В последнее время их догоняет Нижний Новгород.

– Перспектива появления сетей HSDPA в России, очевидно, не позволяет оператору останавливаться в технологическом развитии. Как в «Скай Линк» обстоят дела с внедрением CDMA 1x EV-DO Rev.A и когда можно ожидать ввода в коммерческую эксплуатацию сети в диапазоне 2,1 МГц?

– Сейчас мы ведем опытную эксплуатацию сетей CDMA 1x EV-DO Rev.A в Москве и Санкт-Петербурге, и наши испытания подтверждают, что этот режим позволяет существенно повысить скорость передачи данных в обратном канале до 1,8 Мбит/с и в прямом канале – до 3,1 Мбит/с, а также ввести механизмы QoS. Начать предоставление коммерческих услуг в обеих столицах «Скай Линк» планирует в первой половине 2008 г. А затем на технологию CDMA 1x EV-DO Rev.A мигрируют наши сети и в других регионах.

Что касается сети, работающей в диапазоне 2,1 МГц, то ее перевод из опытно-коммерческой в коммерческую эксплуатацию может состояться лишь после принятия соответствующего решения ГКРЧ. Поскольку двухдиапазонные терминалы уже доступны, получив разрешение, мы сможем достаточно быстро начать предоставление услуг.

– На каких сегментах рынка «Скай Линк» будет фокусироваться в 2008 г.?

– Мы продолжим фокусироваться на высокоскоростной передаче данных, продуктах и услугах, которые можно предоставить пользователям на ее основе. При этом и сегмент B2B, и сегмент B2C нам одинаково интересны.

Корпоративному сектору «Скай Линк» готовится предложить несколько стандартных коробочных продуктов, ориентированных на решение наиболее распространенных бизнес-задач клиентов: обеспечение «последней мили», например, для банкоматов, организацию мобильного видеонаблюдения за объектами или видеоконференцсвязи. Наша задача – сформировать решения, которые быстро разворачиваются, понятны по стоимости и легко масштабируются. Такие продукты мы сможем реализовывать, используя агентскую схему.

Технологически мы готовы и к организации «последней мили» сети передачи данных в федеральных проектах. Вместе с тем считаем, что в 2008 г. бо’льшую долю в объеме продаж нам обеспечит сегмент B2C. Для частных пользователей «Скай Линк» планирует расширить ассортимент BREW-контента.

– Как складываются партнерские отношения «Скай Линк» с телекоммуникационными компаниями АФК «Система»?

– У нас очень тесное взаимодействие: услуги «Скай Линк», его коробочные продукты продаются в салонах «ТС-ритейл», совместно с «Комстар-ОТС» мы прорабатываем проект предоставления конвергентных услуг. Обсуждаем с «Ситрониксом» возможность создания на их базе коммуникаторов с поддержкой технологии CDMA2000 1x EV-DO. Это сотрудничество мы будем развивать и в наступившем году.

– Будут ли перераспределены с учетом GSM-активности оператора запланированные до 2011 г. инвестиции в размере $300–400 млн, о которых говорилось ранее?

– Нет. Эти средства пойдут только на развитие сети CDMA2000 1x EV-DO. Расширение покрытия сетей «Скай Линк» в регионах в направлении из города в область – наша основная задача. Что касается планов развертывания GSM-сетей, то, получив 46 лицензий на 42 субъекта РФ, мы сейчас детально рассматриваем и просчитываем, каким образом мы будем строить сеть в каждом из них – искать партнеров для совместного ее развития или делать это своими силами.

Впрочем, GSM – направление отдельное только с точки зрения инвестиций. Мы рассматриваем его как дополнительное конкурентное преимущество к нашему продукту. У стандарта CDMA есть минус – трудности в организации международного роуминга, которого нет у стандарта GSM, гораздо более распространенного в мире. А поскольку в нашей сети уже сегодня работают двухстандартные терминалы, нам было бы интересно запустить GSM-сети для обеспечения роуминга нашим CDMA-клиентам. Иными словами, мы рассчитываем на синергию развития сетей GSM и CDMA.

– Где тот источник оптимизма, с которым смотрит в будущее руководитель такой непростой компании, как «Скай Линк»?

– Опрос, который мы проводили среди наших абонентов, показал, что около 70% из них уже имеют фиксированное широкополосное подключение к сети Интернет, а услугой «Скай Линк» пользуются в дополнение к нему. Это, наверное, новый виток продвижения: привыкнув к очень хорошей скорости и большим объемам, человек переходит в другой статус, и ему нужен широкополосный Интернет везде.

Мы видим, что сегодня рынок готов принять и позволяет развиваться технологии CDMA450, которая, в свою очередь, может предложить ему лучшие решения. А так как два этих вектора сходятся, у компаний «Скай Линк» есть возможность на этом рынке прийти к хорошим результатам.

Беседовала Александра КРЫЛОВА
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!