Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
29 января 2008

Выступление С.Б. Иванова на коллегии Роскосмоса (статья)

Учитывая резонанс, который вызвало выступление вице-премьера С.Б. Иванова на заседании коллегии Федерального космического агентства (23 января 2008 г.), «ИКС» счел нужным познакомить аудиторию с текстом выступления вице-премьера перед руководителями ракетно-космической отрасли. Сергей Иванов сказал все, что думает о работе Роскосмоса. Впервые за долгие годы прозвучали слова о персональной ответственности.

С.Б.ИвановУважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы подвести итоги деятельности Роскосмоса за прошедший год и предметно обсудить перспективы нашей совместной работы на ближайшее время.
Без сомнения, ракетно-космическая отрасль в нашей стране в целом функционирует устойчиво.
Мы по-прежнему удерживаем первое место в мире по количеству запусков ракет-носителей, постепенно пополняется орбитальная группировка, успешно реализуются программы исследований, развивается международное сотрудничество в космической сфере.
Естественно, существуют у нас и проблемы.
Особенно показательной здесь является ситуация, сложившаяся вокруг ГЛОНАСС.
Несмотря на прилагаемые усилия, многие задачи по обеспечению ее развертывания и организации применения решаются крайне сложно.
Причем это касается как координации всей деятельности в рамках Программы за которую отвечает Агентство, так и конкретных участков работы.
Так, пока далеко в недостаточной мере происходит наращивание мощностей предприятий - изготовителей космических аппаратов системы.
Состав орбитальной группировки не обеспечивает 100 процентов доступности услуг ГЛОНАСС на территории страны, а точностные характеристики не соответствуют современным требованиям.
Не достигнут необходимый уровень надежности элементов бортовой аппаратуры космических аппаратов.
Печально, но на российском рынке так и не появилась конкурентоспособная отечественная навигационная аппаратура.
Не создана необходимая инфраструктура для массового коммерческого использования услуг ГЛОНАСС.
Тактико-технические требования к системе, в том числе к перспективному космическому аппарату "Глонасс-К", все еще не согласованы Роскосмосом и Минобороны и не утверждены.
До сих пор отсутствует необходимая нормативная правовая база в области создания и использования цифровых навигационных карт и навигационной деятельности в Российской Федерации в целом.
Очевидные упущения при проектировании ФЦП «Глобальная навигационная система» привели к тому, что сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях  безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня.
Обращаю внимание руководства Роскосмоса как ведомства-координатора работ по ГЛОНАСС на недопустимость невыполнения поставленных задач!
Речь идет о персональной ответственности руководителей за развитие как отдельных компонентов ГЛОНАСС, так и системы в целом.
Кроме объективных и субъективных трудностей с ГЛОНАСС в 2007 году, как вы все прекрасно знаете, мы не сумели осуществить и ряд запланированных запусков важнейших космических аппаратов.
Это связано с задержками в изготовлении необходимой техники, обусловленными тем, что предприятия ракетно-космической промышленности все чаще сталкиваются со старением основных фондов и станочного парка.
Обостряются кадровые вопросы.
Уверен: в своем докладе Анатолий Николаевич (ПЕРМИНОВ) детально расскажет о реальном положении дел в отрасли - с цифрами, выкладками, конкретными фактами и предложениями.
Я же со своей стороны хочу акцентировать внимание присутствующих на следующих аспектах, которые имеют для нас сегодня ключевое значение.
Прежде всего, подчеркиваю: освоение околоземного пространства и ближайших планет — это не самоцель для российского руководства.
Заниматься столь масштабными и соответственно затратными проектами просто так, для удовлетворения собственных амбиций или для достижения  каких-то призрачных целей мы не имеем никакого права!
Потребности обеспечения национальной безопасности, конкретная экономическая выгода, а также возможность решения серьезных научных задач - вот главные критерии для выбора перспективных направлений космической деятельности.
Что же касается вопроса практического использования результатов такой деятельности, то, напомню, что обсуждению именно этой темы было посвящено заседание Президиума Госсовета в Калуге («О повышении эффективности использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации») в марте прошлого года. На нем были четко обозначены «звенья цепи», мешающие нам ликвидировать разрыв между имеющимися ресурсами и той пользой, которую космические технологии могли бы на деле приносить всему государству и его отдельным гражданам.
Тогда же с целью преодоления существующих проблем было принять было решение о реализации соответствующей Федеральной целевой программы.
Обращаю особое внимание: ее подготовка, согласование и принятие должны быть осуществлены в текущем году.
Это во-первых.
Во-вторых, все наши космические, в прямом и переносном смысле, планы прямо зависят от возможностей отечественной промышленности.
Вот уже на протяжении полувека мы занимаем лидирующие позиции в области создания ракетно-космической техники.
В данной сфере у нас накоплен богатейший научный, технологический и управленческий опыт. А это, в свою очередь, дает ощутимые преимущества в обостряющейся сейчас конкурентной борьбе за растущие рынки космических услуг.
Так например только их навигационный спектр к 2015 году будет составлять около   60 млрд. долларов.
Но вместе с тем, в связи с нашими достижениями именно в ракетной технике, в целом в космической деятельности сложился определенный перекос.
Сегодня Роскосмос зарабатывает деньги в  основном за вывод на орбиту иностранных спутников.  Однако зачастую потом информацию, поступающую с этих аппаратов, наши государственные организации и бизнес вынуждены приобретать за значительно более высокую цену.
Подобное положение дел нужно менять!
И для этого крайне важно эффективно использовать имеющийся у нас задел, с тем, чтобы форсировать процесс создания наукоемких продуктов и выработку коммерческих предложений с использованием космических технологий.
А уже потом опираясь на них, предлагать потребителям наши собственные комплексы услуг, которые бы пользовались устойчивым спросом не только в России, но за ее пределами.
Если мы не сделаем этого, то постепенно попросту превратимся в «космического извозчика», который будет лишь обслуживать иностранных господ.
Альтернативы нет!
При этом параллельно с научными изысканиями необходимо целенаправленно осуществлять и расширение масштабов интеграции отраслевых структур, модернизацию их производственной базы, которая ни в коем случае не должна выступать в качестве сдерживающего фактора внедрения инноваций.
В эпоху глобализации только крупные и подготовленные игроки способны успешно выступать на поле международной конкуренции.
И мы должны стремиться стать таковыми!
В утвержденной в прошлом феврале «Стратегии развития ракетно-космической промышленности» алгоритм действий на период до 2015 года определен.
Дело теперь за неукоснительным выполнением утвержденных планов. Тем более что реализуемые в их рамках мероприятия уже позволили добиться определенных позитивных сдвигов.
Так, объем производства продукции в отрасли вырос на 15 процентов, что более чем в 2 раза выше среднестатистического показателя по промышленности в целом.
О наличии положительной динамики наглядно свидетельствует и тот факт, что в этом году мы имеем возможность значительно повысить космическую активность нашей страны.
В частности, предусматривается существенно увеличить    интенсивность запусков ракет-носителей (2006 год - 26, 2007 - 45) и заметно пополнить орбитальную группировку новыми аппаратами, 6 из которых войдут в состав Глобальной навигационной спутниковой системы.
Следующий аспект.
Его можно назвать инфраструктурным, и связан он с обеспечением независимого доступа нашей страны в космос.
Здесь, говоря военным языком, у нас открылся «второй фронт». Ибо, наряду с развитием Плесецка, самое пристальное внимание теперь нам предстоит уделять и созданию нового российского космодрома «Восточный».
По сути, в Приамурье предстоит построить не просто специальные объекты, а самый настоящий город.
Вместе с тем, сроки на это определены сжатые.
К 2016 году новый космодром должен быть готов для запуска ракет-носителей любого типа.
А в 2018 году планируется, что с нег уже можно будет осуществлять и пилотируемые полеты.
Так что времени на раскачку нет!
Поэтому все условия для развертывания крупномасштабных опытно-конструкторских работ должны быть подготовлены уже в текущем году.
Оперативно предстоит решить и вопросы, связанные сформированием органа управления космодромом, его комплектованием и организацией функционирования.
И последнее. Буквально несколько слов о международном сотрудничестве.
В настоящее время Федеральное космическое агентство активно работает со многими зарубежными партнерами.
География подобного взаимодействия постоянно расширяется.
Преимущества, которые дает использование космических технологий, уже по достоинству оценили не только ведущие государства мира, но и многие развивающиеся страны.
Нам же такое сотрудничество с одной стороны приносит экономическую выгоду и способствует повышению качества выпускаемой на кооперационной основе продукции, а с другой - позволяет получать существенные внешнеполитические дивиденды.
Однако так происходит лишь в том случае, если соглашения, которые заключаются Роскосмосом, выверены, а принимаемые по ним обязательства гарантированно выполняются.
Мы не в праве допускать неприятных инцидентов, подобных срыву сроков запуска южно-африканского спутника, или возникновения проблем с Республикой Казахстан по поводу строительства нового старта на Байконуре.
Количество зарубежных контактов не может идти в ущерб их качеству и одновременно никоим образом не должно влиять на деятельность в интересах отечественных потребителей космических услуг.

Уважаемые коллеги!
Подытоживая свое выступление, хочу отметить, что в этом году перед Федеральным космическим агентством стоят многоплановые задачи.
Рассчитываю, что все участники заседания хорошо понимают важность их своевременного и качественного решения.
В частности, уже в ближайшее время на рассмотрение Совета Безопасности должны быть представлены «Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на долгосрочную перспективу».
Этот важнейший документ призван сфокусировать в себе наши главные приоритеты на долгие годы вперед, и поэтому от уровня его подготовки во многом зависит космическое будущее России! 
Благодарю за внимание.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!