Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 08-09 2013
Евгения ВОЛЫНКИНА  03 сентября 2013

ЦОДоклиент на рынке покупателя

Как показал опрос редакции «ИКС», коммерческим дата-центрам, можно сказать, повезло с клиентами: они знают предмет, хотят высококачественных сервисов, но при этом понимают сложности работы провайдеров.

Книга отзывовРоссийский рынок сервисов дата-центров уже не первый год остается рынком покупателя, и это накладывает свой отпечаток на поведение клиентов: многие из них успели «постоять» не в одном ЦОДе, они не гоняются за дешевыми предложениями, но хотят получить сервис, адекватный по качеству запрашиваемым деньгам. Конечно, технические требования клиентов варьируются в зависимости от специализации их бизнеса: кому-то нужны серверные стойки, кому-то – СХД… А вот, например, для провайдера услуг передачи «тяжелого» контента по сети CDN компании CDNvideo самое важное – это сетевая связанность дата-центра (подключения к сетям операторов связи и местных провайдеров широкополосного доступа) и его бесперебойная работа. Но в любом случае, как отмечает Артем Гарусев из CDNvideo, клиент ожидает высокого уровня технологической обеспеченности дата-центра, четких организационных процедур взаимодействия с заказчиком, умения говорить на языке SLA.

Операторы ЦОДов нередко жалуются, что клиенты норовят без всякой на то необходимости «навещать» свое оборудование, нарушая режим и мешая работе персонала. К опытным клиентам это явно не относится: они хотят иметь удаленный доступ к своему оборудованию с помощью IP-KVM-переключателей и поддержки соответствующих сервисов со стороны провайдера. Резервирование систем электропитания и охлаждения – это, конечно, замечательно, но правильный клиентоориентированный ЦОД, как указывает Антон Фролов («Аркада»), должен также иметь удобную систему приема и учета заявок клиента (и быстро реагировать на эти заявки), своевременно выставлять счета на оплату услуг связи и colocation, присылать предварительные уведомления о необходимости пополнения счета по договору и предлагать клиентам несколько разных способов оплаты своих сервисов.

Судя по отзывам клиентов, претензий к работе инженерной и ИТ-инфраструктуры дата-центров у них практически нет (у кого они были, уже поменяли провайдера), а вот организационные и экономические проблемы пока остаются. «В договоре, например, есть такая фраза: “Оператор имеет право раз в год пересматривать цены на услуги…”. Но никто этот процесс не регулирует и не объясняет клиенту, почему та или иная услуга подорожала и к чему это подорожание экономически привязано. Хотелось бы получать от провайдера ЦОДа детальную информацию о ценообразовании для предоставляемых сервисов», – сетует Александр Трошин («Манго Телеком»).

Кстати, провайдеры напрасно опасаются, что приход в Россию Uptime Institute с его программами сертификации дата-центров серьезно повлияет на настроения клиентов, ввергнет владельцев ЦОДов в дополнительные расходы и спровоцирует передел рынка между ЦОДами, имеющими вожделенные сертификаты и их не имеющими. Как оказалось, многие клиенты относятся к подобным бумагам довольно прагматично. «Наличие сертификата не означает, что данный ЦОД будет действительно удовлетворять тем требованиям, которые заявлены в стандартах. Но если они будут соблюдаться, то это будет дополнительным критерием при выборе дата-центра, и ранжироваться он будет выше, чем стоимость услуг», – считает Алексей Строев (ADV/web-engineering). «Повлияет ли  наличие такого сертификата на наш выбор дата-центра? При прочих равных – да, но при условии, что цена его услуг будет отражать их реальное качество. Другими словами, за простое наличие сертификата мы платить не будем», – добавляет Виктор Ковалев из банка Хоум Кредит.

Что же касается дополнительных сервисов, которые клиенты хотели бы получать в дата-центрах, то в списке заявленных в ходе нашего опроса пожеланий есть запросы от вполне «земных» – типа отправки SMS-сообщений о выходе из строя клиентского оборудования и функции встроенной защиты ИТ-систем клиента от сетевых угроз – до таких, как «организация облачных сервисов на уровне мировых стандартов, в частности, с поддержкой самостоятельного управления пользователем количеством используемых облачных ресурсов». В общем, настроения клиентов можно описать как союз традиций и инноваций с приветом облаку Amazon.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!