Rambler's Top100
Статьи
20 января 2014

DPI готовится к новой волне

Предназначенные для фильтрации интернет-трафика и блокировки противоправного контента DPI-системы дают богатый инструментарий операторским службам эксплуатации и маркетинга, уверен Александр Орлов, эксперт Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет».

Александр Орлов, эксперт Центра сетевых решений компании «Инфосистемы Джет»– Российский рынок DPI-систем (deep packet inspection – накопление статистических данных, проверка и фильтрация сетевых пакетов по их содержимому) сравнительно молод. Какие драйверы и тормозящие факторы его развития можно выделить?

– Первый драйвер – принятая 3GPP (3rd Generation Partnership Project) концепция развития сетей 3G и 4G, неотъемлемым элементом которой являются системы DPI. В России подъем интереса к этим системам полтора-два года назад подстегнуло законодательство, потребовавшее от операторов ограничивать доступ абонентов к противоправному контенту в интернете. DPI осуществляет глубокий анализ трафика и в соответствии с поставленными задачами обеспечивает их выполнение. Так, на одном IP-адресе может находиться 3 тыс. доменов, из которых лишь один содержит противоправный контент. Именно его и нужно заблокировать. И только DPI может его "отловить" и закрыть к нему доступ. Все законы, требующие фильтрации трафика и блокировки интернет-ресурсов, так или иначе, связаны с решениями DPI или "около-DPI". Под последними я подразумеваю решения, которые изначально не предназначались для фильтрации, но сейчас их пытаются приспособить к решению этой задачи, поскольку имеющиеся на рынке промышленные DPI-решения, как правило, не вписываются по цене в бюджеты средних и маленьких компаний.

– Чем объясняется высокая "цена вопроса"?

– Коробочное аппаратно-программное решение DPI позволяет обрабатывать колоссальные объемы трафика – 100−200−300 Гбит/с. Это действительно решение операторского класса, и стоимость систем каждого из трех основных игроков российского рынка DPI (Allot Communications, Procera Networks, Sandvine) исчисляется сотнями тысяч долларов для крупных операторов. Для небольшого оператора цена составит не больше $100 тыс., но и это для него составляет уже критичную сумму. Поэтому маленькие операторы вынуждены искать альтернативные пути, использовать "наколенные" решения и проч. Так или иначе они должны что-то придумать, потому что наше законодательство довольно строго спрашивает с операторов, которые не выполняют предписания 139-ФЗ (закон о "черных списках"), 149-ФЗ (об информации, информационных технологиях и о защите информации), 187-ФЗ ("антипиратский закон").

– Такие мелкие операторы могут брать DPI как услугу у крупных?

– У одного большого оператора, насколько мне известно, уже есть заказчики такого сервиса – "нижестоящие" провайдеры. Для них это возможность не тратить больших денег на покупку собственного решения, а крупный оператор может таким образом монетизировать уже внедренное решение по блокировке трафика.

– Помимо карающего меча закона, какие еще существуют движущие факторы внедрения DPI-систем?

– Эти решения интересны маркетингу, который, как известно, является драйвером бизнеса. Системы DPI обладают возможностями распознавать отдельные сетевые приложения, что позволяет оператору получать детальную статистику (тип/приложение трафика, доля использования в общем объеме и др.) по своим пользователям и, соответственно, прорабатывать тарифные планы, расставлять приоритеты для тех или иных приложений, предлагать сервис "родительского контроля". Кроме того, любой оператор периодически сталкивается с задачей оптимизации нагрузки на имеющуюся полосу пропускания. DPI-система позволяет управлять полосой, задавая приоритеты как в сторону "плюс", так и в сторону "минус" – например, ограничивать трафик Р2Р-приложений. Один из наших крупных операторов исследовал проблему торрент-клиентов  и обнаружил, что "общаясь" посредством протокола DHT, они порождают огромные объемы паразитного трафика, о котором пользователи даже не догадываются, но который забивает сеть. Убрав из своей локальной сети DHT-трафик, оператор существенно снизил загрузку на всей сетевой аппаратуре и освободил полосу пропускания.  

– DPI-систему можно установить раз и навсегда и "забыть" о ней?

– Это было бы идеально для всех. Но если система используется по своему прямому назначению, для распознавания и классификации трафика, а не только для исполнения буквы закона, то приходится постоянно обновлять сигнатуры. Приложения и трафик все время меняются – и вряд ли кому интересно решение, которое уже через год не сможет "видеть", какой трафик идет через сеть, какое приложение сколько места занимает в общем канале емкости и т.д.

– Смогут ли операторы, построившие сети 3G и строящие теперь 4G, использовать уже внедренные DPI-системы и на новых сетях?

– Для оператора теоретически ничего поменяться не должно. Возможно, решение придется умощнить, поскольку через сеть пойдет больший объем трафика, но не вижу проблем использовать ту же самую инфраструктуру, потому что точка выхода из сети будет одна и та же.

– Очевидно, что применение DPI ориентировано на массовый рынок. Для корпоративного сектора эти системы неактуальны?

– Корпоративными заказчиками DPI-решения пока мало востребованы. Однако сейчас появляются DPI Next Generation − обычные карточки PCI Express, которые вставляются в сервер, на который также ставится программный движок, и это все работает в комплексе. Цена вопроса значительно снижается, но и функциональность падает. Такое устройство не сможет обрабатывать 50−100 Гбит/с трафика, но для корпоративной сети с запасом хватит и 3−4 Гбит/с. Мы работаем с производителями таких решений и надеемся получить их на тестирование в ближайшее время. Думаю, они заинтересуют корпоративных заказчиков.

– Какова роль системных интеграторов на этом рынке?

– Системные интеграторы выступают в роли консультантов, поставщиков, проектировщиков, а также вполне могут выполнять функции техподдержки первой линии для заказчика. Ни один из "большой тройки" DPI-вендоров не имеет в России своего физического представительства (офиса со штатом сотрудников, со службой техподдержки). При возникновении серьезной проблемы интегратор направляет запрос вендору, который его отрабатывает в своей лаборатории и передает решение партнеру-интегратору. А тот, в свою очередь, − заказчику.

– Насколько высок в сегменте DPI уровень конкуренции среди интеграторов?

– Сейчас начинается активная конкуренция, и самым весомым конкурентным преимуществом является опыт реализации таких проектов, практика. На рынке пока немного специалистов имеют компетенции по DPI, умеют с ними работать и, главное, понимают, для чего они нужны. Разумеется, системному интегратору важно иметь штат специалистов, обладающих необходимой квалификацией. Специалисты нашей компании, например, прошли обучение у вендоров, у них есть необходимые знания.

Но решающим фактором считаю все же опыт. Например, мы выполнили проект по созданию платформы управления трафиком, основанный на применении технологий DPI для «ВымпелКома». В ходе которого мы устанавливали и настраивали программно-аппаратные комплексы DPI PacketLogic компании Procera Networks на 40 самых загруженных узлах магистральной сети. А по завершению монтажа − сформировали правила и политики, включили функцию сбора статистики, на основании которой правила управления трафиком корректировались для каждого конкретного города. Иначе говоря, мы обеспечили интеллектуальную часть и экспертизу, а также прорисовку перспектив развития проекта, потому что внедренное решение, по своей сути − очень мощный инструмент, позволяющий оператору проводить качественный и количественный анализ структуры трафика, эффективно управлять им, оптимизировать нагрузку на каналы магистральной сети, и, как следствие, повысить качество услуг, предоставляемых абонентам.

Кроме этого компания обладает значительным опытом реализации проектов в телекоммуникационной отрасли, выполненных для ведущих телеком-операторов Росси и стран СНГ.

– К настоящему времени "большая тройка" уже внедрила DPI-системы, "Ростелеком" планирует завершить внедрение в 2014 г. Но у нас в России действующих лицензий на услуги связи больше 80 тыс. Это все потенциальные заказчики DPI?

– Я бы сократил эту цифру как минимум вдвое, но в любом случае потенциальный рынок очень большой. Небольших операторов очень много, хотя бы даже только в Москве. Думаю, очень скоро поднимется новая волна спроса на DPI. Сейчас рынок находится в стадии ожидания этой волны и подготовки к ней.

Беседовала Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!