Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2014
Николай ДМИТРИЕВ  08 апреля 2014

Обслуживание объектов универсальных услуг связи: новые условия

Менее месяца назад вступили в силу поправки к закону «О связи», которые определили пути дальнейшего развития универсальных услуг связи в стране. Разработанная в середине 2000-х годов инфраструктура УУС морально устарела и не в состоянии удовлетворить потребности населения в услугах связи. Новые изменения в законе призваны эту проблему решить.

Николай ДМИТРИЕВ, вице-президент по развитию бизнеса в телекоммуникационном секторе, MAYKORО нынешнем состоянии УУС в российских регионах, роли аутсорсинга в обеспечении этих услуг и перспективах развития УУС в стране в интервью журналу «ИКС» рассказал вице-президент по развитию бизнеса в телекоммуникационном секторе компании MAYKOR Николай ДМИТРИЕВ.

– Как вы оцениваете состояние сетевой инфраструктуры УУС в разных регионах России?

– Несмотря на то, что каналы связи уже широко представлены в стране, остаются территории, где вопрос о наличии современных услуг связи стоит достаточно остро. Наиболее тяжелая ситуация сложилась в восточной части России – на Дальнем Востоке, особенно на Чукотке, в Магаданской области, в Республике Саха (Якутия) и др. Сегодня на этих территориях наземные оптические каналы связи только начинают появляться. Они заканчиваются уже через несколько километров от федеральных трасс и железнодорожных путей. Обслуживая объекты УУС в восточных регионах страны, мы видим, насколько отстают в этом отношении поселки, села, улусы, где единственным средством связи является спутниковый таксофон. И таких точек немало. Из-за отсутствия качественных, быстрых каналов связи многие северные и восточные районы лишены возможности участвовать в реализации целого ряда государственных программ по созданию электронного правительства. Новые изменения в законе «О связи» призваны уменьшить проблему «цифрового неравенства» как для населения, так и для государственных органов и компаний. Но поскольку строительство волоконно-оптических линий в этих регионах требует больших инвестиций, вряд ли эту проблему можно решить без участия государства. 

– Как часто операторы УУС передают обслуживание объектов связи на аутсорсинг?

– Инфраструктура операторов УУС насчитывает более ста тысяч объектов, разбросанных по всей территории России. Содержать по специалисту в каждой точке операторам невыгодно, да и ни к чему: постоянного присутствия инженера здесь не требуется. Поэтому часто функцию технического сопровождения инфраструктуры УУС выполняют специализированные аутсорсинговые компании, способные обслуживать объекты на месте их эксплуатации. MAYKOR занимается техническим обслуживанием более трети всех пунктов УУС в стране. По моей оценке, сервис 10-15% объектов передан разным небольшим подрядным организациям, а почти половина поддерживается собственными силами операторов связи.

– Какие основные расходные статьи аутсорсингового обслуживания объектов УУС вы бы выделили? На каких уровнях, как можно сэкономить и где экономить не следует?

– Основная доля расходов приходится на заработную плату специалистов-ремонтников и транспорт, так как до некоторых объектов можно добраться только на вертолете или по зимнику. Чтобы сэкономить на техническом обслуживании, необходимо правильно организовать управление рабочим персоналом. Аутсорсинговые компании обычно задействуют своих сотрудников в нескольких проектах, размещают ремонтников в точках, наиболее приближенных к местам размещения объектов УУС. Это позволяет максимально эффективно распределять нагрузку и использовать рабочее время, что положительно сказывается на стоимости услуги для заказчика. Например, одновременно обслуживая ИТ-инфраструктуру почтовых отделений и пункты коллективного доступа и таксофоны, удается увеличить нагрузку на персонал и сократить транспортные расходы. Дорожные расходы также можно оптимизировать за счет развитой филиальной сети аутсорсера и грамотного составления маршрутного листа.

– Какова, по опыту компании MAYKOR, специфика аутсорсингового обслуживания объектов УУС? Меняются ли в зависимости от региона показатели качества сервиса, указанные в SLA?

– Специфическая особенность объектов УУС в России – их удаленность. Это предъявляет особые требования к обслуживающим компаниям, в первую очередь, – к их представленности во всех регионах присутствия оператора УУС, а также к наличию транспортных средств, позволяющих оперативно добраться к месту эксплуатации объекта и провести там работы. Кроме того, в каждом регионе аутсорсинговая компания должна располагать базовым подменным фондом.

Географические особенности России порой заставляют искать необычные пути решения для осуществления того или иного проекта. К примеру, в Забайкалье, в 300 км от Читы, есть поселок Красный Яр, откуда связаться с остальным миром возможно только с помощью таксофона. Оператор связи поставил нашей компании задачу в максимально оперативные сроки починить вышедший из строя аппарат. Отремонтировать таксофон – час-два работы, проблема – добраться до поселка. До Красного Яра может проехать только вездеход – осенью он выво-зит детей в школу и весной доставляет обратно. Инженерам MAYKOR, чтобы выполнить заявку заказчика в установленные в SLA сроки, пришлось организовывать сплав по реке с необходимым оборудованием и запчастями. В результате менее чем за неделю работа единственного в Красном Яре таксофона была восстановлена.

На обслуживании компании MAYKOR сегодня более 50 тыс. объектов УУС по всей стране – от Южно-Сахалинска до западных границ, и, конечно, у каждого региона свои географические особенности, уровень развития транспортной инфраструктуры, менталитет местных жителей и другие характеристики, которые влияют на работу компании по обслуживанию удаленных объектов связи. Поэтому в SLA мы стараемся учитывать эти особенности и указываем реальные сроки выполнения заявки для отдельных регионов, чтобы не вводить в заблуждение заказчика и не ставить перед собой заведомо невыполнимых задач. Если в центральной части страны работа по заявке может занять меньше дня, то в Якутии потребуется несколько дней только для того, чтобы добраться до объекта и выбраться обратно.

– Как контролируется качество обслуживания объектов УУС?

– У каждого оператора УУС – своя система мониторинга, которая в режиме реального времени отслеживает работу таксофонов и пунктов коллективного доступа. Если связь с объектом УУС потеряна, заказчик составляет аварийную заявку и направляет ее обслуживающей компании. Аутсорсер обязан устранить неполадки в работе объекта УУС в соответствии с SLA. С помощью системы мониторинга оператор связи контролирует работу сервисной компании – выполнила ли она заказ и в какие сроки. Помимо этого, сами обслуживающие организации стремятся предложить заказчику эффективные инструменты контроля. Наша компания, к примеру, использует автоматизированную систему управления сервисными работами, которая позволяет предоставлять заказчику детальную информацию о ходе решения любого технического вопроса – от времени поступления заявки до момента получения отчета о ее выполнении с подтверждением маршрута передвижения аварийной бригады.

– Что, на ваш взгляд, будет с обслуживанием объектов УУС при изменении или расширении состава этих услуг?

– В марте этого года вступили в силу поправки в закон «О связи». Принципиально новым является то, что в пунктах с населением от двухсот пятидесяти до пятисот человек, где есть средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должно быть установлено не менее одной точки доступа. Она должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее 10 Мбит/с. Решить эту задачу по всей стране сейчас не представляется возможным, а значит, ожидается большой объем строительства.

Оператор универсального обслуживания теперь назначается, а не выбирается на конкурсной основе, как ранее. Им, как предполагается, станет «Ростелеком». На него будет возложена ответственность по строительству новой инфраструктуры УУС – от средств коллективного доступа до ВОЛС. Безусловно, возрастет спрос на аутсорсинговые услуги по сопровождению обновленной инфраструктуры УУС во всех регионах страны. При этом оператор будет предъявлять более жесткие требования к обслуживающим компаниям – к их представленности в регионе, к возможностям обслуживания широкого спектра более сложного телекоммуникационного оборудования и т.д.

В настоящий момент не очень понятно, что произойдет с инфраструктурой УУС других операторов связи: как и в какие сроки она перейдет единственному оператору универсального обслуживания; кто будет оказывать услугу в регионах, в которых «Ростелеком» не присутствует.

– Готов ли MAYKOR к этим изменениям?

– Компания сегодня имеет 83 филиала и более 400 сервисных подразделений, сеть покрывает всю территорию страны. Это наше конкурентное преимущество. Кроме того, мы постоянно сотрудничаем со всеми производителями оборудования УУС, что позволяет нам сохранять компетенции и постоянно следить за развитием этого направления телекома. Поэтому я уверен, что компания сохранит и даже укрепит свои позиции надежного сервисного партнера по обслуживанию объектов УУС в новых условиях.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!