Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05 2014 |
Дмитрий БЕХТЕРЕВ  | 06 мая 2014 |
Кто заплатит за мобильные сервисы?
С одной стороны, городские мобильные сервисы – явление социальное, с другой – в их оказании участвуют коммерческие компании. О том, какие сервисы могут стать возмездными, а какие – нет, – Дмитрий БЕХТЕРЕВ, советник руководителя Департамента информационных технологий Москвы.
Город видит свою миссию в том, чтобы обеспечивать поддержку ИТ-инфраструктуры и ее развитие, заданный уровень качества сервисов и приемлемую их цену. Вот почему единая городская мобильная платформа (ЕМП) настроена таким образом, что для проведения оплаты в пользу того или иного госучреждения или органа госвласти она автоматически выбирает платежного агента с наименьшей комиссией для данной услуги и данного оператора. По тому же принципу, кстати, работают и SMS-уведомления – платформа выбирает того провайдера, у которого короткие сообщения самые дешевые. Эффективность такого подхода доказывают первые результаты использования москвичами сервиса SMS-уведомлений о штрафах ГИБДД и их оплаты: сумма средств, перечисленных с мобильных устройств, составила 150,2 тыс. руб. при том, что мы этот сервис не очень активно продвигали.
Предоставлять сервисы оплаты мы начали со штрафов ГИБДД по нескольким причинам. Во-первых, сегодня в городе 70% таковых выписываются на основе показаний средств видеофиксации. Во-вторых, Москва – специфичный субъект РФ: у многих ее жителей адреса прописки и фактического проживания не совпадают, а значит, «письма счастья», уведомляющие о начислении штрафа, они часто не получают. В-третьих, около 40% штрафов имеют размер 500 руб., такую сумму несложно заплатить с мобильного телефона. Ну и, в-четвертых, по нашим оценкам, такой сервис был бы интересен как минимум паре сотен тысяч человек. Весной мы предложим москвичам еще один мобильный платежный сервис – оплату услуг ЖКХ.
Реализуя мобильные сервисы, мы берем на себя вопросы инфраструктуры и не очень настроены делать инвестиции в конечные сервисы. При оценке их потенциальной востребованности можно ошибиться, а рисковать бюджетными деньгами нехорошо. С другой стороны, мы видим, что городские мобильные сервисы – это живые деньги, и хотим максимально отдать их рынку. Сегодня в ЕМП зарегистрированы 450 разработчиков мобильных приложений и сервисов. Это инновационные игроки, которые динамично и гибко реагируют на изменение конъюнктуры. Они готовы инвестировать свои средства в разработку мобильных сервисов для конечных пользователей – такими компаниями создано 30 городских приложений, но им нужно понимать, как они смогут эти средства вернуть. Поэтому мы предложили модель, в рамках которой сервисы, предоставляемые на нашей платформе, могут быть для потребителя возмездными.
В конце концов родители, пользующиеся сервисом «Проход и питание», получают по 50 SMS в месяц о том, что их ребенок в школу входит, питается и выходит из нее. По текущим ценам на SMS – это 20 руб. в месяц. А если умножить на 300–400 тыс. человек? Но почему налогоплательщики-пенсионеры должны за это платить? Или почему они должны оплачивать SMS об эвакуации машин, которые получают их владельцы, нарушившие к тому же правила парковки?
Задача Департамента информационных технологий Москвы определить, какие городские мобильные сервисы могут стать возмездными, а какие – нет. Понятно, что социально значимые сервисы, например, запись с мобильного устройства к врачу, делать возмездными мы и сами не будем, и другим не разрешим. Город всегда будет оплачивать либо расходы на их поддержание, либо SMS-трафик. А остальные сервисы мы готовы разрешить провайдерам заявлять как платные. При этом мы оставляем за собой право регулировать цену для конечного пользователя, хотя бы на уровне «не более…», а кроме того, определяем тарифы на сервисы городской платформы, которые используются при оказании возмездных сервисов. Сервис-провайдеры должны быть готовы платить за инфраструктуру, потому что нам важно понимать, зачем мы такую инфраструктуру создаем.
Нам важен и уровень качества мобильного сервиса для конечного пользователя, и SLA по взаимодействию с нами. А вот регулировать содержательную сторону сервисов, предлагаемых провайдерами, мы не планируем.