Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2014
Денис ШЕЙБАЛЬ  06 мая 2014

Свобода в выборе способа покупки

Для мультиканального ритейлера развитие m-commerce – важное направление роста, наряду с традиционной розницей, интернет-продажами, электронным каталогом и т.д. О стратегии обслуживания «мобильных» покупателей в ГК «Связной» – Денис ШЕЙБАЛЬ, директор по региональному развитию.

Денис ШЕЙБАЛЬТенденции рынка m-commerce питаются ростом продаж смартфонов и планшетов, а также мобильных приложений. В 2013 г. продажи смартфонов в России по сравнению с прошлым годом увеличились в натуральном выражении на 51% (до 18,5 млн штук), а планшетных компьютеров – на 125%. Объем рынка мобильных приложений, по данным одной из аналитических компаний, за год увеличился на 250%.

В интернет-магазине svyaznoy.ru, оборот которого в 2013 г. вырос на 72%, количество посетителей, заходящих со смартфонов и планшетных компьютеров, увеличилось по сравнению с 2012 г. на 41%. О достаточно высокой готовности наших покупателей приобретать товары при помощи мобильных устройств свидетельствует доля совершенных с них покупок в структуре продаж магазина – 11%. При этом аудитория мобильных покупателей практически не отличается от той, которая покупает товары с ноутбука или стационарного компьютера. В основном это мужчины в возрасте 18–45 лет, ведущие активный образ жизни и ценящие свое время и удобство процесса покупки.

Сам контекст бизнеса мультиканального ритейлера отвечает таким предпочтениям. Для ГК «Связной» развитие m-commerce – это возможность дать покупателю свободу в выборе способа получения того или иного товара. Можно, например, заказать гаджет в интернет-магазине и получить его в течение 24 ч дома или в офисе (курьерская доставка)либо забрать в удобном магазине или интернет-центре «Связного» (формат, который объединяет склад, пункт выдачи заказов, торговое пространство и зону настройки гаджетов). Клиент может просто прийти в магазин и приобрести товар или услугу. Наконец, можно купить что-либо в интернет-магазине со смартфона или планшета, стоя, скажем, в пробке в своем автомобиле, и забрать заказ в ближайшем магазине.

Для покупателей, которые могут сделать выбор самостоятельно и готовы к покупкам со смартфонов и планшетов, мы постарались создать максимально удобные условия для покупок – расширили функционал интернет-магазина, запустив мобильную версию, адаптированную специально к смартфонам и планшетным компьютерам. Мобильная версия сочетает в себе полный функционал интернет-магазина «Связной» с удобным и интуитивно понятным интерфейсом. Ее главная страница содержит несколько активных ссылок, ведущих в основные разделы интернет-магазина: каталог продукции, новинки, спецпредложения, новости, адреса магазинов, личный кабинет и пр. Посетитель, пользующийся мобильным устройством, может сразу перейти в интересующий его раздел и ознакомиться с ассортиментом, новостями об акциях, а также совершить покупки. Оформив заказ, он может, не покидая сайта, просмотреть список ближайших магазинов «Связного», в которых затем заберет товар. Мобильная версия интегрирована с сервисом «Яндекс.Карты» и позволяет видеть не только адреса, но и конкретное местоположение магазинов на карте. В 2014 г. мы планируем запустить мобильное приложение для совершения покупок в интернет-магазине.

Развитие m-commerce, на наш взгляд, сдерживают два фактора. Во-первых, несмотря на рост трафика и достаточно высокую долю покупок, совершенных со смартфонов и планшетов, массовому покупателю часто недостаточно описаний устройств, которые он находит в интернете. По данным исследований, около 35% владельцев смартфонов не знают, какую операционную систему они используют, а значит, им требуется помощь продавца для выбора гаджета и его настройки, например, установки приложений. Понимая это, мы организовали поддержку в магазинах «Связного», а также в наших интернет-центрах.

Другой сдерживающий фактор, несущий в себе одновременно и потенциал роста, – это проникновение смартфонов и планшетов, особенно в регионах, где многие покупатели делают выбор в пользу традиционной розницы либо покупок в интернет-магазине с ноутбука или компьютера. По итогам 2013 г. доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов составила 48% в натуральном выражении, а следовательно, еще половине клиентов предстоит сделать выбор в пользу «умного» телефона.

С нашей точки зрения, действие обоих сдерживающих факторов имеет временный характер. И потому мы смотрим на рынок m-commerce исключительно с оптимизмом. Доля продаж, совершенных при помощи мобильных устройств, будет увеличиваться, динамика роста ближайшие несколько лет будет положительной. Этому будут способствовать развитие рынков мобильных устройств и развитие рынка приложений. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!