Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2014
08 декабря 2014

Геоинформационная система становится сервисом

Востребованность геоинформационных систем (ГИС) на мировом рынке задает векторы их современного развития. Сегодня можно говорить о трех основных трендах.

Сергей Щербина, заместитель генерального директора, Esri CIS 

Договоримся о терминах

В современном понимании ГИС – платформенное решение, т.е. совокупность программного обеспечения, данных (контента), сервисов, инфраструктуры, которые способны обеспечить всех пользователей в организации доступом к любому приложению на любом устройстве, в любом месте и в любое время. ГИС поддерживают как традиционные функции (создание карт, геообработка данных и пр.), так и новые, связанные с веб-ГИС и бизнес-задачами: онлайн-картография, самообслуживание пользователей, географический анализ, управление картографическим контентом и пр. Применение динамических веб-карт является основой платформы и облегчает организациям совместное использование геопространственных данных и карт в пределах групп, подразделений, организаций, а также между организациями и общественностью.

Для того чтобы ГИС-платформа была быстрой и незатратной, она должна содержать большую библиотеку приложений и шаблонов, открытых для использования на различных платформах, в том числе на мобильных и настольных устройствах. 

Мир ГИС многообразен и динамичен: едва ли найдется такая область человеческой деятельности, где не использовались бы карты, географические данные и решались бы вопросы организации и управления, не связанные с анализом конкретных территорий. Например, компания General Motors использует геоинформационные системы в связке с инструментами «классического» бизнес-анализа для моделирования работы дилерских автосалонов с учетом их географического местоположения. General Motors сравнивает реальные бизнес-показатели отдельного автосалона с плановыми и, опираясь на данные о демографии, характеристики физического местоположения, региональные особенности и конкурентную среду, может предугадать спрос, оптимизировать расположение салонов, чтобы увеличить продажи и грамотно спланировать маркетинговые кампании с учетом специфики местного рынка. Сеть кофеен Starbucks не открывает новых точек без предварительного анализа места их расположения в ГИС. Carrefour Group, второй по величине ритейлер в мире, использует ГИС для решения широкого спектра аналитических задач, таких, как оценка площади покрытия торговой точкой в определенной области, уровень конкуренции, количество потенциальных клиентов и эффективность рекламных кампаний. С помощью этой технологии Carrefour принимает решение об открытии новых магазинов. Об эффективности ГИС можно судить по опыту Bank of America, где геотехнологии помогли снизить затраты на поддержку филиальной сети на $800 млн.

Пересмотр первоначальных задач

ГИС как самостоятельная технология возникла еще в середине 60-х гг. прошлого века, задолго до клиент-серверных архитектур, реляционных баз данных, офисных прикладных систем и многих других ставших привычными направлений ИТ. До начала 80-х гг. ГИС развивались в значительной степени как нишевая технология, использовавшаяся прежде всего крупными, в основном добывающими, корпорациями и государственными органами как инструмент создания разных видов карт и для проведения территориального планирования. Но уже в начале 80-х гг., в том числе благодаря росту сегмента персональных компьютеров (первая ГИС для рабочих станций, ARC/INFO, появилась в 1982 г.), ГИС вышли на широкий корпоративный рынок, что привело к многократному росту количества пользователей. ГИС стали развиваться в направлении, которое изначально закладывали отцы-основатели технологии – Роджер Томлинсон и Джек Данджермонд, становясь средой анализа и визуализации разнородных данных с привязкой к местоположению, неотъемлемым элементом системы принятия решений. Это привело к кардинальному расширению спектра решаемых прикладных задач: ГИС вышли из лабораторий, учебных и научных учреждений и вычислительных центров и заняли свое место среди прикладных бизнес-систем. С 90-х гг., когда началось широкое распространение клиент-серверных технологий в корпоративной среде, наиболее продвинутые ГИС-продукты вышли за рамки локальных решений и естественным образом вписались в новый корпоративный ИТ-ландшафт.

ГИС уходит в облака и работает в реальном времени

На современном этапе можно выделить несколько основных направлений развития ГИС. Прежде всего это облачные технологии и сервисная модель предоставления ГИС-услуг. Здесь важно отметить, что речь идет не просто об архитектурном решении для хранения пространственных и других данных, но об изменении самой модели пользования геоинформационной системой. Если раньше организация, которая планировала внедрить корпоративную геоинформационную систему, вынуждена была приобретать соответствующее программное обеспечение, базовые и тематические данные, развертывать собственный программно-аппаратный комплекс или ЦОД, обеспечивающий работу системы в целом, то сейчас многие задачи могут быть решены за счет облачных ГИС-сервисов, для доступа к которым достаточно оформить подписку на определенный период. То, для чего прежде требовался персональный компьютер, корпоративный сектор и квалифицированные ГИС-специалисты, теперь стало возможным делать в облаке, даже не будучи экспертом в области геоинформатики, просто подключая необходимые слои карт, данные и готовые пользовательские веб-приложения. Это принципиальным образом снизило цену «входного билета» и привело к стремительному распространению ГИС на новых рынках: в торговле, банковском секторе, строительстве и т.д. Такая ГИС может работать везде: и на настольном компьютере в браузере, и на любом мобильном устройстве.

Повсеместное распространение ГИС изменило и подход к сбору и обработке данных. Трендом последних лет является обработка в ГИС данных реального времени, поступающих от сетей датчиков, камер наблюдения, потоковых информационных сервисов (о погоде, о курсах валют и т.д.), а также из социальных сетей и иных медиаресурсов. На рынке уже существуют готовые технологические решения реального времени: получение информации с датчиков, ее геопривязка, анализ и визуализация с помощью ГИС позволяет строить эффективные промышленные диспетчерские и АСУ ТП.

ГИС как сервис

ГИС-платформа должна предоставлять пользователям доступ к данным и функциям ГИС в форме сервисов, и это является основным современным трендом в развитии ГИС-технологий. При наличии качественного контента становится возможным реализовать сервисную модель практически для всех базовых пользовательских задач от построения маршрутов до полевого сбора данных, от геопроцессинга до географического анализа. Практика показывает, что такой подход оказался очень востребованным. Например, количество показов пользователям, как и данных в облачной ГИС-платформе, ежегодно удваивается и превышает сейчас 3 млрд в месяц. Причем две трети этого числа составляют запросы к снимкам и картам, а также к тематическим слоям, таким, как социально-демографические данные, необходимые для решения задач бизнес-анализа и планирования.

Современные геоинформационные системы используются представителями самых разных профессий, выполняющими в организации разнородные функции и, как правило, не являющимися ГИС-специалистами. Это означает, что работа с картами и геоданными, их публикация и просмотр должны быть максимально упрощены; чтобы подготовить карту со своими данными или провести тот или иной вид геоанализа, должно быть достаточно буквально нескольких кликов. Это же требование относится и к получению данных извне, и для этого необходимы готовые инструменты и шаблоны интеграции данных из других систем, ведь в корпоративной среде геопространственные технологии используются в связке с системами управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), в бизнес-аналитике (BI), анализе «больших данных». Например, пользователи получают готовые инструменты для интеграции с MS Office и MS Dynamics CRM, SAP Business Objects, IBM Cognos и др. Причем интеграция получается «бесшовной»: чтобы отобразить на карте объекты и данные, скажем, из таблицы Excel, достаточно просто перетащить мышкой эту таблицу прямо на карту, и геокодер на сервере сам расставит их на нужные места по их почтовому адресу или координатам.

* * *

Число организаций, где ГИС является обязательным инструментом для принятия решений, постоянно растет. Большинство компаний из списка Fortune 500 работает с ГИС, а данные корпоративного опроса, проведенного ARC Advisory Group, показали, что 74% компаний считают применение ГИС важным для своего бизнеса.

В России мы наблюдаем ту же тенденцию. К традиционным пользователям ГИС – предприятиям нефтегазового сектора, энергетики – присоединяются банки, розничные компании, производители разной потребительской продукции, строительные организации. Количество проектов в этом сегменте ежегодно удваивается. В свою очередь, интерес бизнеса к геотехнологиям стимулировал развитие целого сегмента компаний – поставщиков данных, необходимых для качественного функционирования ГИС. Можно предположить, что многие из этих данных будут также доступны в виде сервисов, что позволит более рационально расходовать средства на создание и эксплуатацию ГИС-систем. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!