Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  17 декабря 2014

Мобильный эквайринг готовится к ускорению

Росту ежемесячного оборота молодого российского рынка мобильного эквайринга будут способствовать результаты эксперимента ФНС по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники.

Рынок мобильного эквайринга очень молод, ему еще нет и трех лет, тем не менее, на нем уже определились ведущие провайдеры таких платежных сервисов: «Смартфин» (бренд 2Can), Pay-me, LifePay, SumUp (ГК «Связной»), ibox. Их экспертные оценки ежемесячного оборота в этом сегменте - от 200-250 млн. рублей (Pay-me и "Альфа-Банк) - до 310-340 млн рублей ("Смартфин"). Пока он составляет менее 1% от ежемесячного оборота рынка классического эквайринга, исчисляемого в триллионах рублей, однако постепенно увеличивается.

«К следующему году оборот рынок мобильного эквайринга дорастет и до оборота 1 млрд руб. в месяц, то есть учетверится, – прогнозирует Игорь Арефьев, начальник управления электронной коммерции Блока «Электронный бизнес» «Альфа-Банка», партнера платежного сервиса Pay-me. По его мнению, темпы роста будут во многом зависеть от результатов эксперимента Федеральной налоговой службы РФ по совершенствованию порядка регистрации и применения контрольно-кассовой техники, который участники рынка мобильного эквайринга назвали «облачной фискализацией».

Суть эксперимента, инициированного министерством финансов России и стартовавшего в соответствии с постановлением правительства № 657 с 1 августа этого года в четырех субъектах РФ (в Москве, Московской области, республики Татарстан, Калужской области), в апробации технологии передачи информации о расчетах с контрольно-кассовых аппаратов в налоговые органы в электронном виде. В ходе эксперимента, к участию в котором приглашены как торгово-сервисные организации и индивидуальные предприниматели, так и компании-разработчики ПО для торговых предприятий, изучается финансовая эффективность и удобство этой технологии, а также оцениваются технические возможности ее эксплуатации.

Изменение существующей доныне системы фискализации – порядка применения контрольно-кассовой техники, назрело, поскольку в нем заинтересованы сразу  три стороны: налоговая служба, предприниматели и технологические компании. Налоговым органам нужны действенные инструменты контроля за оборотом наличных средств в стране, отнести к которым процедуру контрольной закупки, которая проводится выборочно,  согласитесь, трудно. Торгово-сервисных предприятиям и частным предпринимателям, то есть налогоплательщикам, хотелось бы снизить объем затрат, финансовых и временных, которые они несут, выполняя действующие правила применения ККТ. Судите сами. Контрольно-кассовый аппарат со встроенным фискальным чипом ценой около 30 тыс. рублей мало приобрести, его нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, поставить на учет в уполномоченный центр технического обслуживания, а потом раз в год отвозить в тот же ЦТО. Там фискальный чип с накопленной информацией обо всех проведенных за этот период расчетах из него вынимается и отправляется в налоговые органы, а на его место вставляется новый. Естественно, для того, чтобы не останавливать работу торговой точки на время этой процедуры, предпринимателю нужно иметь еще одну кассу, что удваивает расходы. (Само собой разумеется, что услуги ЦТО тоже платные).

Третьей стороной, заинтересованной в изменении действующей системы фискализации, выступают технологические компании-разработчики программного обеспечения для торгово-сервисных предприятий и предпринимателей, в том числе играющие на рынке эквайринга. Их интересует роль оператора фискальных данных, которая появилась в схеме эксперимента,  проводимого Федеральной налоговой службой и ее территориальными подразделениями.

На оператора фискальных данных возлагается задача – принять в своем «облаке» данные о расчетах с каждого контрольно-кассового аппарата и в онлайн-режиме передать на них код подтверждения этого факта, а затем агрегировать данные, полученные за сутки со всех касс, и по электронным каналам передать их в ФНС для хранения и обработки. То есть оператор фискальных данных, по сути, берет на себя функцию накопления информации о расчетах, которую ранее исполнял фискальный чип в кассовом аппарате. А, кроме того, благодаря этому игроку, налоговые органы будут получать эти данные не раз в год, а раз в сутки, следовательно, смогут ее анализировать и быстрее реагировать на выявленные нарушения. Предпринимателям же ОФД обеспечит удобный и качественный сервис. Такую схему предполагается закрепить в новой редакции Федерального закона №54-ФЗ «О контрольно-кассовой технике», которая в настоящее время проходит согласование в ведомствах.

«Пока в эксперименте роль оператора фискальных данных, – рассказывает Николай Жмуренко, генеральный директор компании «Смартфин», – играет ГНИВЦ ФНС, для того чтобы показать тысяче компаний, которые принимают в нем участие, как эта схема работает. Однако в будущем, если результаты будут признаны положительными, для исполнения роли операторов фискальных данных ФНС будет аккредитовывать партнеров из числа коммерческих компаний».

Каких результатов налогоплательщики и технологические компании ожидают от эксперимента? Получение информации о расчетах налоговыми органами в ежесуточном режиме изменит требования, предъявляемые налоговыми органами к контрольно-кассовому оборудованию. По сути, для этой цели подойдет любое электронно-вычислительное устройство с функцией подключения к сети интернет и возможностью загрузки на него специального софта. Понятно, что программное обеспечение по определению дешевле, чем физическое оборудование, и что его можно получить дистанционно – скачать с портала оператора фискальных данных. Через интернет с использованием ЭЦП можно будет проводить и процедуру регистрации такой контрольно-кассовой техники.

И хотя услуги оператора фискальных данных будут платными, за счет того, что оказываться они будут на базе интернет-технологий, торгово-сервисным компаниям и индивидуальным предпринимателям они обойдутся гораздо дешевле. «По предварительным оценкам самой ФНС, – говорит Н. Жмуренко –  годовая сумма лицензионных отчислений за специализированный софт и сервисных платежей оператору фискальных данных будет в два раза меньше тех затрат, в которые сегодня выливается стоимость владения кассовой техникой». А тот факт, что в качестве кассовой техники могут использоваться различные электронно-вычислительные устройства под управлением всех известных операционных систем, в том числе смартфоны и планшеты, открывает простор перед инновационными технологическими компаниями-разработчиками таких мобильных рабочих мест с функцией приема платежей. 

Сегодня среди тысячи компаний-участниц эксперимента сразу несколько именно таких игроков. В их числе  компания «КристаллСервис», разработчик программного обеспечения для розничной торговли, компании «Смартфин», LifePay, Pay-me, а также  DLS (Digital Loyality System) из Татарстана.

Игроки рынка мобильного эквайринга видят в успешном исходе эксперимента потенциал для ускорения темпов роста своего сегмента рынка. По словам Н. Жмуренко, принятие новой редакции Федерального закона «О контрольно-кассовой технике», в которой и вводится процедура облачной фискализации, позволит в разы увеличить объем mPOS-транзакций. А главное, такое решение послужит катализатором для развития малого бизнеса, считает И. Арефьев. С одной стороны, платить налогов таким компаниям, возможно, придется больше, хотя добросовестным налогоплательщикам это не грозит, с другой – их затраты на приобретение и эксплуатацию кассового оборудования заметно снизятся.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!