Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03-04 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  21 апреля 2015

Об облаке на разных языках

Предлагаемые на рынке облачные сервисы исчисляются сотнями, но чтобы они стали популярными, провайдеры должны в описании их достоинств найти свои слова для каждой категории пользователей.

Четвертая ежегодная конференция Cloud & Mobility 2015, организованная журналом «ИКС», по традиции собрала поставщиков, провайдеров и пользователей облачных решений, которые общими усилиями уже не первый год развивают облачный рынок. По данным iKS-Consulting, представленным Татьяной Толмачевой, 2014 г. был для российского рынка публичных облаков вполне успешным. Его объем достиг 1,86 млрд руб., при этом прирост по сравнению с уровнем 2013 г. составил 33%. По-прежнему лидерство удерживают инфраструктурные сервисы IaaS (их доля в доходах этого рынка составляет 67%), существенно скромнее доля SaaS (32%), а на все остальные разновидности ХaaS приходится лишь 1%.

Проникновение облачных сервисов среди корпоративных пользователей за год, конечно же, увеличилось, но рынок все еще формируется. Об этом говорит хотя бы проникновение SaaS-сервисов в сегменте В2В – всего 7%, т.е. бизнес пока относится к данным сервисам с осторожностью.

     
     

На любой размер

Практически все поставщики облачных услуг уже определились со своими бизнес-моделями и нишами на рынке: системные интеграторы, имеющие собственные дата-центры, фокусируются на частных и гибридных облаках для крупного и среднего бизнеса. Разработчики ПО для SaaS-сервисов ориентируются на более массовый сегмент SMB. Для операторов связи и веб-хостеров облака не являются основным бизнесом, и потому их облачная деятельность зачастую производит впечатление экспериментов. Но о «Ростелекоме» такого не скажешь – это направление развивается в компании уже три года и официально объявлено стратегическим. Правда, как отметил начальник отдела управления внедрением и сопровождением решений «Рос­телекома» Валерий Гущин, на первых этапах в работе облачных сервисов далеко не все было гладко, но вот уже год как облако функционирует стабильно и его сервисы задействованы, например, в информатизации немалой части российского здравоохранения. «Ростелеком», как и многие другие российские провайдеры, рассчитывает, что падение курса рубля, санкции, сокращение бюджетов на ИКТ и законотворчество в области хранения персональных данных станут хорошими драйверами для российского облачного рынка. Во всяком случае оператор заявляет о готовности предложить заказчикам услуги по переводу персональных данных в Россию и взять на себя риски, связанные с этим переносом. Кроме того, «Ростелеком» заявляет о себе как о нацио­нальном облачном операторе, который присутствует в большинстве регионов страны, имеет собственные ЦОДы и сети передачи данных. В дальнейших планах – создание совместно с Росэнергоатомом на базе Калининской АЭС крупнейшего в России ЦОДа, который будет использоваться в том числе для предоставления облачных сервисов государственным и коммерческим потребителям.

Компания IBM, как и полагается при ее размерах, осваивает облачный рынок широким фронтом. Для частных корпоративных облаков есть платформа IBM Cloud Managed Services, которую обслуживают 10 высоконадежных ЦОДов уровня Tier III, расположенных в разных странах мира. Гораздо меньшая отказоустойчивость требуется в публичных облаках, и для создания такой инфраструктуры IBM купила в 2013 г. одного из ведущих облачных провайдеров компанию SoftLayer, которая имеет 21 тыс. корпоративных заказчиков в 140 странах мира и обслуживает их с по­мощью 15 дата-центров. Как отметил ведущий специалист по развитию направления «Облачные вычисления» IBM в России и СНГ Азад Мухуров, облако IBM SoftLayer с сервисами IaaS и PaaS изначально строилось таким образом, чтобы без ограничений предоставить заказчику возможность создать именно тот сервис, который ему нужен.

   

Мобильность под контроль

С облачными технологиями тесно связаны мобильные решения. Во всяком случае современные реализации принципа доступа к информации всегда, везде и с любого устройства без облачных сервисов не обходятся. У мобильных решений есть свои недостатки, но компании уже не могут запретить своим сотрудникам использовать их, так что разумнее и дешевле возглавить этот процесс. И облачные провайдеры готовы в этом помочь. Например, в портфеле компании Orange Business Services имеются два решения, позволяющие обеспечить управление личными мобильными устройствами сотрудников. Первое – Device Management Premium (DMP) – работает по модели SaaS. Оно позволяет организовать удаленный доступ к бизнес-приложениям и документам с любых мобильных устройств. Кроме того, DMP может автоматически проводить обновления всего установленного на пользовательских устройствах ПО и удаленно стирать с них всю корпоративную информацию в случае их кражи или утери. Второе решение – Telecom Expense Management – предназначено для управления мобильными устройствами на всех этапах их жизненного цикла. В том числе оно может отслеживать все расходы компании, связанные с устройствами сотрудников, и устанавливать политики этих расходов, что, как утверждается, позволяет сократить затраты на 15–30%.

Тренд слияния мобильности и облачной инфраструктуры отмечает и руководитель системных инженеров Citrix Systems Сергей Халяпин. Компаниям, столкнувшимся с феноменом BYOD, хотелось бы иметь корпоративную платформу, которая позволит ИТ-департаменту и конечным пользователям не задумываться об установленных на их устройствах операционных системах, клиентских и серверных составляющих приложений, с которыми они работают, об установке обновлений и о тех сетях, которые можно использовать для доступа к приложениям и данным. Citrix предлагает создавать такую платформу с помощью программного решения для построения облачных инфраструктур Citrix CloudPlatform. Оно интересно тем, что позволяет построить инфраструктуру, которая не зависит от выбранного пользователем гипервизора, от модели СХД и от того, как организован сетевой доступ к корпоративным приложениям. Кроме того, это решение основано на открытом коде, который передан в Apache Software Foundation, откуда его можно бесплатно скачать, но техническая поддержка от производителя доступна только тем, кто купил Citrix CloudPlatform. На базе Citrix CloudPlatform построена, например, ИТ-инфраструктура университета в Сан-Паулу (Бразилия), которая обслуживает 100 тыс. студентов и 6 тыс. преподавателей.

  

Аналитики считают, что в 2017 г. проникновение облаков среди бизнес-заказчиков преодолеет отметку 10%, что будет означать переход этого рынка в категорию массовых. Но для этого облачным провайдерам придется поработать над выбором целевой аудитории, ассортиментом сервисов и их продвижением. ИТ-компании и так уже фактически на 100% в облаках, и продвигать новые сервисы сейчас нужно среди тех, кто вообще не интересуется информационными технологиями. Как отметил заместитель директора Межрегионального центра обработки информации Банка России Александр Шибаев, айтишникам следует научиться говорить с заказчиком человеческим языком, поскольку бизнесу нужны не серверы, а сервисы. В крупных компаниях роль переводчика между облачным провайдером и бизнесом может играть ИТ-директор, но в SMB-компаниях, которые во всем мире являются самыми массовыми потребителями облачных сервисов, ИТ-директоров просто нет, поэтому придется общаться напрямую с генеральными директорами, бухгалтерами, кадровиками, продавцами и т.п. И чтобы быть понятым, нужно знать разные языки, причем слово «облако» в них может отсутствовать вовсе. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!