Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03-04 2015
Евгения ВОЛЫНКИНА  21 апреля 2015

Коммодитизация облаков

Аналитики считают, что российский корпоративный облачный рынок находится сейчас на этапе ранних последователей. Чтобы он стал массовым, провайдерам предстоит не только поработать с ассортиментом и качеством, но и сделать свои облачные сервисы более простыми в использовании.

Евгения ВОЛЫНКИНА

Вот уже не первый год наш рынок облаков остается рынком покупателя, и это стимулирует его развитие. Взаимодействие между клиентами и провайдерами буквально на глазах становится более конструктивным. Как показала четвертая международная конференция Cloud & Mobility, организованная журналом «ИКС», все участники рынка готовы двигаться навстречу друг другу. Пользователи уже оценили достоинства облачных сервисов, а вендоры и провайдеры стараются адаптировать свои облачные решения к нынешним экономическим реалиям и сделать их в хорошем смысле ширпотребом.

Гибкость и экономичность

Еще год-полтора назад большинство сколько-нибудь крупных компаний соглашались рассматривать для себя только вариант частного облака. Однако теперь, как отметил технический директор NetApp Игорь Увкин,  многие заказчики понимают, что частные облака не решают всех их проблем, что на вызовы быстро меняющейся экономической ситуации может адекватно отвечать только динамическая гибридная ИТ-инфраструктура. Строить такую инфраструктуру NetApp предлагает с помощью своего решения для облачной системы хранения NetApp Private Storage. Стойки с СХД для этого решения уже установлены в дата-центрах, которые напрямую подключены к инфраструктуре таких известных публичных облачных сервисов, как Amazon Web Services и Microsoft Azure. Заказчик может реплицировать свои данные в эту СХД, которая выступает в качестве частного облачного хранилища. Другие вычислительные мощности он может купить в публичном облаке, расположенном фактически в соседнем машинном зале. Таким образом, у заказчика появляется возможность достаточно быстро получить виртуально почти любую «емкость» ИТ. Кроме того, NetApp Private Storage может вместе с системой Cisco Intercloud Fabric использоваться в другой схеме организации гибридного облака, которая предусматривает для заказчика возможность быстро переместить любой свой сервис в облако или вернуть его обратно в свою ИТ-инфраструктуру.

ИТ-инфраструктура обычно недешево обходится ее обладателю, поэтому новые решения, позволяющие использовать уже имеющиеся у заказчика оборудование и ПО, воспринимаются с энтузиазмом. К таким решениям компания Fujitsu относит свою программную систему управления инфраструктурой ServerView Resource Orchestrator. Она дает возможность создать у заказчика локальную облачную инфраструктуру и организовать эффективное управление консолидированной серверной средой, в которой автоматизированы все рутинные процедуры виртуализации имеющихся ресурсов, создания виртуальных машин и учета их использования. Как подчеркнул менеджер Fujitsu по развитию бизнеса х86-серверов  Евгений Тарелкин,  в новую инфраструктуру можно интегрировать все имеющиеся у заказчика серверы и СХД разных производителей и все эти ресурсы будут включены в единую консоль управления. Причем в различных частях этой инфраструктуры могут работать разные гипервизоры. Вся эта консолидированная ИТ-инфраструктура будет иметь единую систему управления, в которой будут учтены все имеющиеся ресурсы и представлены данные их мониторинга.

Аналогичного подхода к системам управления облачной инфраструктурой придерживается компания ЕМС. Только предлагаемое ею программное решение касается управления СХД, предназначенными для хранения онлайнового контента, который обычно представляет собой неструктурированную информацию, записанную в самых разных форматах. Именно такие данные хранятся в системах, обслуживающих социальные сети и интернет-магазины. На них и ориентирована облачная объектная СХД EMC Elastic Cloud Storage (ECS). В числе ее достоинств старший технический эксперт EMC в России и СНГ по направлению Software Defined Solutions Александр Виноградов  назвал возможность установки этого ПО на любые серверы с жесткими дисками (в том числе стандартные x86-серверы с SATA-дисками) и организации из этих серверов географически распределенной облачной системы хранения, поддержку доступа к одним и тем же данным одновременно по нескольким протоколам, а также высокую отказоустойчивость полученного распределенного хранилища (архитектура допускает выход из строя отдельных дисков, узлов и даже целых площадок с сохранением доступности данных). Например, на платформе ECS построены хранилище контента известного интернет-магазина eBay и платформа для распределенных вычислений одного из самых крупных производителей энергетического оборудования компании General Electric. Есть уже инсталляции и в России: в частности, платформа ECS используется в системе хранения одного из провайдеров услуг составления и сдачи налоговой отчетности.

Программно определяемое всё

Свои версии концепции программно определяемых СХД (Soft­ware-defined storage, SDS) есть сейчас у многих компаний. Как сообщил директор по продажам Atlantis Computing Станислав Доброчасов,  в версии SDS, которая называется Atlantis USX, можно выделить две важных характеристики. Во-первых, Atlantis USX можно установить на любое «железо» любого вендора, потому что это ПО работает на уровне виртуальной машины, запущенной на одном из трех поддерживаемых гипервизоров (VMware ESXi, Citrix XenServer и Microsoft Hyper-V). Причем Atlantis USX позволяет добавлять в СХД новые функции без наращивания аппаратных средств и без увеличения энергопотребления. Во-вторых, в Atlantis USX кроме компрессии данных используется еще и специальная технология дедупликации, которая позволяет при минимальном потреблении серверных ресурсов сократить размер занимаемого данными физического места в хранилище в среднем на 80–90% (а в некоторых случаях и на 98%).

Политику поддержки в своих продуктах оборудования сторонних вендоров и открытых технологий проводит и такой крупный производитель железа и ПО, как компания НР. Главные доводы в пользу этой стратегии: сокращение расходов и рисков, связанных с использованием закрытых решений; экономия за счет применения типовых интерфейсов, серверов, систем хранения и простых сетевых устройств; быстрое развертывание открытых решений и автоматизированное управление ими. В частности, НР продвигает актуальную для современных телеком-провайдеров концепцию построения открытых сетевых экосистем с виртуализацией сетевых функций Network Function Virtualization (NFV), которая позволяет заменить специализированные сетевые устройства стандартными недорогими серверами, коммутаторами и маршрутизаторами. Как рассказал руководитель направления сетевого и мобильного консалтинга HP Роман Клюев,  компания может предоставить для эталонной архитектуры NFV, разработанной Европейским институтом по стандартизации в области телекоммуникаций, серверы, СХД, сетевое оборудование, аппаратную и программную поддержку технологий виртуализации, систему управления конвергентной инфраструктурой HP OneView, ПО поддержки бизнес-процессов, виртуальные маршрутизаторы и шифраторы, ПО HP NFV Director для управления жизненным циклом сетевых функций и т.д. Однако все эти компоненты заказчик может заменить на продукты других вендоров без потери функциональности, и компания НР готова помочь ему в сборке решения даже из чужих деталей конструктора.

Концепция программного конфигурирования «всего» реализована и в области сетей (Software-defined networking, SDN). Технология SDN – один из ключевых элементов современной облачной инфраструктуры. Это инструмент, который позволяет не только подключать к корпоративной сети филиалы, но и автоматизировать конфигурирование сетей в дата-центрах и реализовать встроенные в приложения функции управления сетями (например, доставку видеоконтента телеком-провайдерами). Кроме того, как отметил руководитель направления сервисных платформ и приложений Alcatel-Lucent Максим Жирновский, технология SDN может обеспечить настоящий технологический прорыв в повышении эффективности развертывания сервисов в больших географически распределенных облаках телеком-операторов с сотнями узлов и множеством дата-центров, где предлагаются операторские услуги и приложения, которые сильно зависят от объема трафика и/или задержки сигнала. SDN открывает путь к NFV-трансформации операторских сетей.

С одной стороны, SDN не является обязательным компонентом NFV-решения, но с другой стороны, именно SDN обеспечивает быструю и надежную управляемость сети в соответствии с изменениями в работе приложений, которые автоматически адаптируются к колебаниям трафика. В качестве подтверждения этого М. Жирновский привел характеристики SDN-платформы Nuage Network – она дает возможность за 10 минут создать 20 тыс. портов для 4 тыс. виртуальных машин. Телеком-операторы также считают, что SDN-технология является ключевой для предоставления таких облачных услуг, как TaaS (Transport as a Service, транспорт как сервис) и NaaS (Network as a Service, сеть как сервис).

Трудности перехода

Серьезными проблемами для тех, кто желает перенести свою ИТ-инфраструктуру в облако или переехать из одного облака в другое, являются простои и риски, связанные с этими процедурами. Минимизировать эти неприятности облачных миграций призвано, например, решение Double-Take компании Vision Solutions. Оно помогает пользователям повысить уровень развития имеющихся у них ИТ-инфраструктур независимо от их начального состояния и провести миграцию – с минимальными простоями и рисками – любой комбинации физических и виртуальных серверов в любое облако, частное, публичное или гибридное (поддерживается миграция серверов с ОС Windows, Linux, IBM AIX и IBM i). По словам Александра Трекина, регионального директора по продажам Vision Solutions, большие трудности при переезде создает перенос больших объемов данных, и даже при широких каналах связи время на остановку приложений на старой инфраструктуре, миграцию и старт в новом облаке может оказаться неприемлемо большим. При использовании Double-Take репликация данных в облако происходит в фоновом режиме, в то время как пользователь продолжает работу на старой инфраструктуре. Переключение пользователя со старой инфраструктуры на новую происходит только после того, как заканчивается перенос основного массива данных и начинается репликация изменений, вносимых пользователем в реальном времени. В итоге простой будет продолжаться лишь то время, которое будет необходимо для прекращения работы приложения на старой инфраструктуре и запуска его на новой, т.е. речь будет идти о минутах, а не о часах. Это означает, что путь в облако открывается даже для самых требовательных к непрерывности бизнеса заказчиков.

Недавно вышла очередная версия решения Double-Take for AIX 5.0, в которую кроме новых функций добавлен портал управления Vision Solutions Portal с веб-интерфейсом. С его помощью даже не очень подготовленный пользователь сможет осуществлять мониторинг системы, выполнять операции по ее автоматическому восстановлению и аварийному переключению.

Железная поддержка облаков

Надежная (или не очень) работа любого облака упирается в такую же по степени надежности работу дата-центра. Исследования на тему причин отказов в работе инфраструктуры ЦОДов и в России, и за рубежом показывают, что национальных особенностей в этой сфере нет – более чем в половине сбоев и аварий так или иначе виноват человек. То есть, как считает руководитель по развитию бизнеса подразделения IT Business компании Schneider Electric Андрей Ивашов,  для повышения надежности работы ЦОДа нужно заниматься не столько модернизацией инженерной инфраструктуры, виртуализацией или внедрением «правильного» ПО, сколько такими рутинными вещами, как разработка процедур и регламентов обслуживания, тренинги персонала, отчетность и анализ всей информации, касающейся эксплуатации дата-центра. Некоторые уповают на систему управления инфраструктурой дата-центра DCIM, однако при ее использовании следует помнить, что она должна внедряться на всех трех уровнях управления ЦОДом – от стратегического планирования до повседневных операций. Система DCIM – это инструмент управления, который имеет смысл лишь тогда, когда в дата-центре уже есть отлаженные регламенты и процедуры, есть готовность руководства и персонала выполнять их и проводить регулярные тренинги. В противном случае (а таковых, как показывает статистика, 30%) внедрение DCIM окажется безуспешным.

За облачные сервисы активно взялись дата-центры, которые еще два-три года назад специализировались главным образом на colocation. Например, компания Linxdatacenter предоставляет сейчас облачные сервисы в трех из четырех своих ЦОДов. Их набор вполне характерен для операторов дата-центров – IaaS и BaaS (Backup as a Service, резервное копирование как сервис). Все они реализуются с помощью комплексного облачного решения LinxCloud, которое построено на базе архитектуры FlexPod, позволяющей быстро разрабатывать новые сервисы для клиентов, и семейства продуктов для создания частных облаков vCloud от NetApp, Cisco и VMware. Как отметил руководитель разработки решений и реализации проектов Linxdatacenter Андрей Захаров, компания предлагает заказчикам решение, объединяющее преимущества частных и публичных облаков. Заказчик может арендовать стойки в качестве услуги colocation и уже в них самостоятельно (или с помощью интеграторов) развернуть частное облако, может в добавление к ним взять в аренду в том же (или в другом) ЦОДе Linxdatacenter вычислительные мощности в виде сервиса IaaS. Платформа FlexPod дает возможность интегрировать всю эту физическую и виртуальную инфраструктуру в одной подсети без необходимости существенной переработки корпоративных приложений: для одной части этих приложений будет использоваться физическая инфраструктура, а для другой – виртуальная.

Такой проект с совмещением физической и виртуальной инфраструктуры реализован, например, с известным интернет-магазином «Юлмарт». Заказчик поставил задачу создать отказоустойчивую архитектуру с двумя территориально распределенными площадками и в качестве одной из них выбрал ЦОД Linxdatacenter, в котором арендовал и стойки, и облачную инфраструктуру. В облако была перенесена среда разработки и тестирования новых приложений, что позволило минимизировать влияние экспериментов на работу основных ИТ-систем. Интересным оказался и проект интегрирования ИТ-систем двух объединившихся сетей розничной торговли «Техносила» и «Техношок», который был реализован без капитальных расходов на приобретение оборудования – все сервисы предоставляются по облачной модели.

Нынешний кризис, по мнению коммерческого директора дата-центра Stack Data Network Евгения Малиновского,  несмотря на его отрицательное влияние на экономику страны, должен стать драйвером для развития услуг облачных провайдеров. Кризис заставляет бизнес оптимизировать свою работу, и в этом отношении компания Stack Data Network не является исключением. Ее расположенный в Санкт-Петербурге дата-центр с проектной емкостью 1476 стоек и общей подведенной мощностью 14 МВт был введен в коммерческую эксплуатацию в марте 2014 г. Очень скоро, как рассказал Е. Малиновский, стало ясно, что ставка на услуги colocation не оправдывает себя и заполнить стойки без предоставления облачных сервисов не удастся. Банк отказал в кредите на создание облака, поэтому эксперимент с собственной оптимизацией оказался чистым – облако строилось за счет внутренних резервов и было запущено в ноябре 2014 г. Причем оно ориентировано на работу с очень требовательными компаниями, поскольку и сам дата-центр, и облачные услуги, предоставляемые на его базе, сертифицированы по стандарту безопасности данных PCI DSS.

По убеждению Е. Малиновского, оптимизация корпоративной ИТ-инфра­структуры с помощью облачных сервисов имеет неоспоримые преимущества перед наращиванием мощностей за счет покупки нового ИТ-оборудования и ПО. При «железном» решении этой проблемы нужно быть готовым к длительным срокам проведения тендеров, большим капитальным затратам, скачкам цен из-за колебаний валютного курса, к покупкам оборудования и ПО с запасом и дополнительным затратам на резервирование. С облаком, во всяком случае в кратко- и среднесрочной перспективе, всё оказывается дешевле – масштабирование ИТ-инфраструктуры за счет наращивания количества и мощности виртуальных машин требует гораздо меньших затрат; есть возможность точного планирования бюджета; платить приходится только за используемые ресурсы, размер которых можно гибко менять. Да и выполнение жесткого SLA – это проблема облачного провайдера. Сам провайдер в лице Stack Data Network считает, что оптимальным решением для развития корпоративной ИТ-инфраструктуры в кризис является комплекс из надежного ЦОДа и сервисов облачных провайдеров-партнеров Softline и ИТ-ГРАД (но Stack Data Network предоставляет услуги от своего имени и несет всю ответственность перед заказчиком по SLA).

Ну а компания Stack Group на базе своего виртуального дата-центра M1Cloud, построенного на инфраструктуре двух физических ЦОДов М1 и HTH, предлагает не только характерные для ЦОДов услуги IaaS, хранения данных и построения гибридных облаков, но и сервисы построения автоматизированных рабочих мест с использованием технологий виртуализации, т.е. решений Virtual Desktop Infrastructure (VDI), которые находятся на стыке облачных и мобильных технологий. С помощью VDI любая компания может повысить мобильность своих сотрудников, сократить затраты на ИТ-персонал, покупку и модернизацию пользовательских компьютеров, повысить уровень безопасности корпоративной ИТ-инфраструктуры, снизить фактически до нуля риск потери данных и создать при этом для сотрудников полноценную ИТ-среду. Как отметил исполнительный директор Stack Group Евгений Горохов,  в реализации VDI-решений сейчас наблюдаются два подхода: компании либо создают их на своей инфраструктуре и эксплуатируют силами собственных ИТ-подразделений, либо потребляют их как облачный сервис от провайдера. Понятно, что если нужно обеспечить работу сотрудников и в офисе, и дома, и в дороге, в том числе в командировках в других часовых поясах, то сделать это можно лишь при наличии бесперебойно работающей физической инфраструктуры – надежного дата-центра, и лучше даже не одного. У Stack Group для этих целей используется сеть из двух ЦОДов М1 и HTH, а в обслуживании сервиса VDI от M1Cloud задействовано решение на базе продуктов от VMware, HP, Juniper и NetApp. С технологией VDI сотрудники остаются на связи с корпоративными ИС в любом месте, где есть доступ в интернет, а сама компания не понесет никакого существенного ущерба от поломки, кражи или потери любого клиентского устройства. Да и платить за VDI-сервис в облаке M1Cloud нужно будет только за то время, когда сотрудник реально работает в среде. Для привлечения заказчиков M1Cloud предлагает им сначала выбрать тестовую конфигурацию, опробовать ее, посмотреть, как этот сервис влияет на бизнес-процессы компании, оценить потенциальный эффект от внедрения и лишь потом покупать готовую систему. Кстати, компания Stack Group сама использует в своей работе этот сервис, и, как сказал Е. Горохов, на обсуждения и расчеты для принятия такого решения у ИТ-отдела ушло всего два дня.

  

Испытание своего продукта на себе, как представляется, дает хороший импульс созданию действительно массового продукта, даже если он не материальный, а облачный. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!