Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2015 |
Александра КРЫЛОВА  | 01 июня 2015 |
С банковской карты – на смартфон
Столкнувшись с необходимостью удерживать своих клиентов и привлекать их из других кредитных организаций, банки начали конкурировать между собой по качеству сервисов, в том числе мобильных.
Прошли те времена, когда наличием банковских приложений для платформ Android и iOS могли похвастаться только самые крупные и высокотехнологичные банки. Сейчас возможность управлять своими счетами с помощью смартфона и планшета доступна клиентам каждого второго российского банка, входящего в топ-100, и всех банков из топ-30. С этими цифрами участников V международной конференции «Мобильные финансы 2015» познакомила Дарья Налетова («БИФИТ»). В 2014 г. было запущено 49 новых приложений мобильного банкинга, а в целом количество россиян, проводящих платежные транзакции со своих смартфонов и планшетов, по оценкам UsabilityLab, составляет 15,7 млн, или чуть больше 10% населения страны.
При этом, как показывает опыт Райффайзенбанка, запустившего мобильный банкинг в январе 2014 г., доступ к финансовым услугам со смартфонов и планшетов предпочитают клиенты премиального сегмента – с ежемесячным доходом от 200 тыс. руб. По словам Наталии Масарской (Райффайзенбанк), в первый же день приложение скачали 70 тыс. клиентов. Сегодня на долю этого канала приходится 34% всех платежных транзакций, проходящих через систему дистанционного банковского обслуживания, включающую также интернет-банк и телефон-банк. И около 10% клиентов Райффайзенбанка пользуются только мобильным приложением. Самыми популярными транзакциями, которые клиенты проводят со своих смартфонов и планшетов, являются оплата услуг и переводы средств между картами. На их долю приходится в сумме порядка 80% всех мобильных платежных транзакций. Остальные 20% практически поровну делятся между переводами, внутренними переводами и конвертацией валют.
В Банке Москвы, где тоже есть приложения мобильного банкинга для физических и юридических лиц, к числу высокодоходных сервисов, предназначенных для пользователей смартфонов и планшетов, относят конвертацию валют и P2P-переводы. Максим Патрин (Банк Москвы) уверен в том, что во главу угла при разработке мобильных услуг нужно ставить принцип: «Просто, удобно, красиво». Любые отклонения от него воспринимаются клиентами негативно. Так, в Банке Москвы убедились на собственном опыте, что не стоит переносить на мобильный банк хорошо работающую в интернет-банке систему SMS-паролей для подтверждения операций. В 90% случаев это приложение устанавливается на том же устройстве, на которое приходит короткое сообщение.
В качестве мобильных сервисов с высоким потенциалом, которые будут реализованы в ближайшее время, М. Патрин назвал, во-первых, биометрическую идентификацию на базе распространенных технологий распознавания отпечатка пальца, радужной оболочки глаза, голоса и т.д. По мнению эксперта, через два-три года она будет использоваться во всех сервисах мобильного банкинга. Во-вторых, смартфоны, планшеты и самые разнообразные носимые устройства будут служить для проведения платежей. Еще одна перспективная идея, на воплощение которой в жизнь потребуется, возможно, больше времени, лежит в плоскости интеграции средств, обеспечивающих мониторинг состояния здоровья человека, с финансовыми сервисами.
Мысль о том, что в недалеком будущем мобильные устройства полностью заменят пластиковые карты, постепенно завладевает умами представителей банковского сообщества. Уже сегодня мобильных телефонов, две трети которых, кстати, являются смартфонами, в мире в 5,5 раз больше, чем банковских карт, отметила Ксения Сидорова (ГК «ЦФТ»). Ускорить процесс перетекания транзакций с карт на смартфоны или планшеты и таким образом вывести мобильные банковские сервисы на качественно новый уровень поможет в ближайшее время технология Hosted Card Emulation (HCE), убеждена она.
Эта технология представляет собой третий этап в развитии бесконтактных платежей (на первом этапе такая возможность реализовывалась с помощью SIM-карты, на втором – с помощью элемента безопасности, встроенного в смартфон). Технология HCE обеспечивает выпуск виртуальной банковской карты клиента в смартфоне по технологии единого PIN-кода. Так что в ней отсутствуют факторы, сдерживавшие распространение бесконтактных платежей в прошлых версиях. Для того чтобы воспользоваться ею, не требуется замена SIM-карты или покупка смартфона определенных моделей. Клиенту достаточно установить или обновить мобильное приложение своего банка, реализующее технологию HCE, и если приложение поймет, что установлено на смартфон под управлением Android KitKat (Google включила поддержку HCE в версию Android 4.4 KitKat еще в декабре 2013 г.) со встроенным NFC-модулем, то предложит включить бесконтактную оплату.
Чем удобнее для клиентов приложение банка, тем активней они используют его для совершения транзакций – об этом говорят результаты многих зарубежных исследований. А если оно к тому же еще и инновационное, то может стать решающим фактором победы в конкурентной борьбе.