Rambler's Top100
Статьи
30 ноября 2015

Б.ЗИНГЕРМАН: Отсутствие заинтересованных врачей перевешивает позитивные технологические изменения

Задача ИТ – помочь врачу работать более продуктивно и ставить правильные диагнозы. Но врач должен быть готов принять такую помощь.

Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2015, «Телемедицина и mHealth: кроссворд информатизации». Часть IV.

? «ИКС»: Как новые возможности информационных технологий (облачные решения, big data, дата-центры) способны помочь развитию «удаленной» медицины?

Борис ЗИНГЕРМАН

 

Борис ЗИНГЕРМАН, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ, руководитель проекта Мед@рхив: Облачные технологии и дата-центры (а еще и каналы связи, «мобилизация и интернетизация» населения) очень способствуют развитию mHealth, а Big Data ждет не дождется «9-го вала» данных, генерируемого mHealth. Но пока отсутствие «заинтересованных врачей» перевешивает все эти позитивные технологические изменения.

Григорий ШЕВЧЕНКО

 

Григорий ШЕВЧЕНКО, вице-президент по работе со стратегическими заказчиками, «Открытые Технологии»: Они уже помогают. Например, в информационной поддержке врачей в сфере повышения квалификации или оказания медицинских услуг пациентам. Однако ИТ-инфраструктура в нашей стране (да и не только в нашей) пока несовершенна. И если банк, например, может какое-то время обходиться без интернета или работающей АБС, то больной в острой ситуации без медицинской помощи при отключении связи с облаком долго не протянет. Дата-центр сам по себе никакой медицинской нагрузки не несет, и для медицины, в общем, бесполезен. Сколько их уже построено, но стало ли от этого здоровье людей крепче? Технологии по работе с большими данными (big data), скорее всего, будут полезны в медицине в решении статистических, корреляционных или аналитических задач, но это пока будущее.

Дмитрий КУРАПЕЕВ

 

Дмитрий КУРАПЕЕВ, генеральный директор, Ruhealth: Да, конечно, все это способствует развитию «удаленной» медицины. Я бы еще добавил в этот список удобные и легкие в использовании средства защиты персональных данных и каналов связи.

 

Евгения РЯБЧИКОВА

Евгения РЯБЧИКОВА, директор по работе с операторами связи, Cisco Consulting Services: Некоторые российские частные клиники используют собственные дата центры для хранения рентгеновских снимков и исследований МРТ. Есть клиники, где расшифровку исследования можно получить не только у российских специалистов, но и у зарубежных. Для этого в дата-центре создается облачное хранилище данных, доступ к которому может быть предоставлен иностранному специалисту. Правда, пока российские медицинские учреждения (и то не все) хранят данные пациентов только 15 лет из-за отсутствия помещений и архивов, а крайне актуально было бы продлить этот срок и хранить данные даже после смерти больного.

Большое влияние на медицину оказывает и анализ больших данных. Так в российском интернет-пространстве появляются ресурсы, где пользователи могут узнать рейтинг врачей (по количеству обращений/успешных операций и прочее), информацию о том, где в России находится самое современное оборудование для диагностики конкретного заболевания и какое количество пациентов пользуются этими услугами. Правда, неизвестны принципы составления этих рейтингов и пока сложно понять, стоит ли им доверять.

В США большое развитие получают Медицинские биржи по обмену данными пациентов (Medical Exchange). Инициатива поддерживается государством и финансируется страховыми компаниями, так как именно они напрямую заинтересованы в обмене информацией пациента между различными клиниками, например, рентгеновскими снимками или данными исследований.

Роман ПЛАВНИК

 

Роман ПЛАВНИК, медицинский директор, НПО "Национальное телемедицинское агентство": Когда-то давно, писатели и поэты сохраняли свои великие произведения на бумаге с помощью гусиных перьев и чернил, затем стали пользоваться карандашами и шариковыми ручками, потом пишущими машинками, и, наконец, компьютерами и диктофонами. И никто из них не задумывался над тем, как ему может помочь «цвет» шариковой ручки или название модели компьютера. Все это лишь инструменты для сохранения информации на носителях. Так и с медициной. Она всегда использует и будет использовать ЛЮБЫЕ инструменты для записи, хранения, обработки, анализа и передачи медицинской информации, в том числе облачные решения, big data, дата-центры... И любой следующий инструмент для этих целей, который будет создан в области ИТ-технологий, обязательно будет использован в медицинской отрасли.

Владимир ДУБИНКИН

 

Владимир ДУБИНКИН, начальник отдела сетевых решений, IBS: Переход количества в качество – признанный эволюционный процесс. Развитию удаленной медицины могла бы способствовать, в первую очередь, централизация обработки и хранения информации, централизация сервисов телемедицины, упрощение доступа к этим данным и сервисам. И здесь нашли бы свое применение все зрелые ИТ-технологии, включая дата-центры, облачные решения, аналитика больших данных, системы поддержки принятия решений, технологии социальных сетей. Но сейчас, скорее, можно говорить о сильном влиянии факторов, сдерживающих централизацию медицинской информации и дальнейший переход количества накопленных данных в новое качество услуг. Это и отсутствие единых стандартов на хранение и обработку медицинских данных, и незрелые требования по защите персональной информации, и низкая ИТ-подготовка врачей.

Михаил ЗАКАТОВ

 

Михаил ЗАКАТОВ, эксперт практики медицинских проектов,  AT Consulting: Несомненно, основными факторами, влияющими на ИТ в здравоохранении, являются развитие облачных технологий и миниатюризация вычислительных систем, находящихся в непосредственном владении человека. Многоядерное устройство с несколькими гигабайтами оперативной и долговременной памяти, оснащенное универсальным входом-выходом и высокоскоростной системой коммуникации – хорошая основа для решения сложнейших задач прямо у пациента.

Александр АНТИПОВ

 

Александр АНТИПОВ, руководитель направления цифрового здравоохранения ГК «ФОРС»: Именно новые технологии выступают главным драйвером перемен, они позволяют создать принципиально новый вид медицинских услуг – таких как удаленный мониторинг и удаленное взаимодействие врачей и пациентов. Например, платформа телемониторинга, установленная в коммерческом дата-центре, позволяет пациентам получать медицинские услуги в облаке, но вся информация при этом надежно защищена. А это означает экономию на стоимости владения и эксплуатации оборудования и ПО, его развитии и сопровождении. А технологии Big Data, используя имеющиеся анонимные данные, позволяют обрабатывать огромные массивы информации, накапливать статистику, вести аналитическую, научную и исследовательскую работу не только врачам, но и фармацевтам, руководителям ЛПУ, организаторам системы здравоохранения в целом.

 

? «ИКС»: Готовы ли к работе с технологиями «удаленной» медицины врачи и пациенты?

 

Михаил ЗАКАТОВ: На самом деле эти технологии в разных вариациях существуют уже лет сорок, общество давно подготовлено к их внедрению.

 

Роман ПЛАВНИК: И врачи, и пациенты всегда применяли существовавшие в каждый отрезок времени технологии «удаленной» медицины. Уже на нашей памяти, но во времена, когда еще не было компьютеров и смартфонов, можно вспомнить разные проявления использования элементов «удаленной» медицины. Например, в 1983 году, когда я был начинающим хирургом, во время экстренных дежурств с целью ускорения принятия решений результаты лабораторных анализов пациентов, которым выполнялись срочные операции, передавались из клинической лаборатории в операционную по телефону (пример «удаленной» медицины, применяемой врачами). В эти же годы моя бабушка отправляла мне из другого города письмом по почте результаты своих исследований и медицинские заключения в надежде получить мои врачебные рекомендации (пример «удаленной» медицины, применяемой пациентом). Так что, проблема заключается не в готовности врачей и пациентов. И те и другие, не только готовы, но и давно применяют элементы «удаленной» медицины в своей жизни (пациенты) и деятельности (врачи).  

Потенциал, который обещает развитие направления mHealth велик, но реализовать его пока сложно из-за самых различных барьеров – регуляторного, экономического, структурного, технологического. На сегодняшний день все еще остаются нерешенными основные правовые и организационные вопросы: в законодательных актах нет самих понятий телемедицина и mHealth, де-юре не существует телемедицинской услуги, следовательно, нет тарифа на нее в системе ОМС, не определены и не закреплены в нормативных актах правовые, организационные и экономические аспекты оказания этих услуг и многое другое. Задача государства – создать «правила игры» для телемедицинского направления в здравоохранении, и задача эта, я бы сказал, неотложная, так как телемедицина и mHealth де-факто уже существуют и развиваются, но без правил и регламентов. А это может быть небезопасно для здоровья пациентов.

Григорий СИЗОВ

 

Григорий СИЗОВ, руководитель направления М2М, «ВымпелКом»: Многие врачи уже пользуются смартфонами, это вопрос привычки. Но я уверен, что любой специалист, который с помощью тех или иных технологий сможет получить дополнительные данные, помогающие в диагностике, будет только рад. Как эти данные будут отображаться, подаваться и передаваться? Это уже вопрос к продукту. Чтобы вся информация отображалась правильно и удобно для врача, продукт должен быть максимально приближен к медицине, а не к ИТ. Мы как оператор связи можем выступать технологическим партнером при создании такого продукта. Но ставить диагноз и принимать решение о методах лечения будет врач.

 

Борис ЗИНГЕРМАН: Пациенты (особенно молодые или тяжело и хронически больные), безусловно, будут готовы сразу же, как только появятся готовые врачи. А врачи пока не готовы! Чтобы это сдвинулось с мертвой точки, им надо mHealth разрешить и их надо в нем заинтересовать. Вне зависимости от реалий законодательного регулирования врачи сейчас mHealth просто интуитивно боятся. Поэтому сейчас важно не только изменение законов, но и проведение поддержанных Минздравом пилотных проектов, демонстрирующих интерес Минздрава и «безопасность» данной сферы. И конечно же надо определить, как врачу будет оплачена его mHealth-деятельность.

 

Владимир ДУБИНКИН: Краеугольным камнем правовых регламентов в нашей медицине является то, что ответственность за диагноз всегда несет врач, непосредственно принимающий пациента. Поэтому удаленная консультация с использованием даже самых современных технологий – это только рекомендательная помощь местному лечащему врачу в постановке диагноза и назначении лечения, но не замена его, не перенос ответственности на врача-консультанта. Это одна из причин сдержанного отношения к телемедицине со стороны консультируемого медицинского персонала.

Организационные же вопросы телемедицинских проектов обычно решаются принятием регламентов на уровне регионального Минздрава. В регламентах должны быть прописаны процедуры планирования удаленных консультаций, выделения специалистов для них, экономических взаиморасчетов между медицинскими учреждениями, регистрации результатов консультаций, а также меры по мотивации персонала. Развитию телемедицины могло бы способствовать принятие таких регламентов и методических рекомендаций на федеральном уровне.

 

Дмитрий КУРАПЕЕВ: Готовности врачей и пациентов мало, необходимо решить юридические и финансовые вопросы включения хотя бы части телемедицинских технологий в программы государственных гарантий с оплатой из фондов ОМС. Правовые аспекты финансирования за счет полисов ДМС и личных средств граждан также нуждаются в доработке. Важно разработать или доработать существующие регламенты использования ЭЦП, чтобы создаваемые в процессе оказания телемедицинских услуг документы имели юридическую значимость наравне с бумажными.

 

Александр АНТИПОВ: В большинстве своем врачи и пациенты к работе с технологиями «удаленной» медицины не готовы. Одним из серьезнейших сдерживающих факторов для развития телемедицины в нашей стране является непроработанность нормативно-правовой базы, которая не позволяет врачам легитимно осуществлять удаленную диагностику или изменять назначения без очного визита пациента с соответствующей фиксацией этого факта в истории болезни. Другая причина – практически полное отсутствие в России индивидуальных беспроводных измерительных устройств, зарегистрированных в качестве медицинских изделий. А те, которые зарегистрированы, существенно дороже традиционных, повсеместно используемых устройств. Подавляющие большинство зарегистрированных и незарегистрированных измерительных устройств позволяют снимать лишь один или несколько показателей, но для того, чтобы организовать реальный мониторинг на дому, зачастую необходимо 3-5 видов таких устройств.

Артём АВЕДЬЯН

Подлежит регулированию также вопрос о способах и размере оплаты телеконсультаций, о возможности включения этой статьи расходов в ДМС, как это уже происходит в ряде европейских стран. Как показывают наши первые проекты, около 70% пациентов, выписывающихся из стационара, регулярно пользуются данной технологией, что помогает им поддерживать хорошее состояние здоровья.

 

Артём АВЕДЬЯН, руководитель департамента медицинских информационных систем, GE Healthcare Russia & CIS: Пациенты готовы, врачи готовятся, инфраструктура и правовая база отстают.

 

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!