Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Владимир ЩЕТИНИН  04 декабря 2015

Что такое нейтральный центр обработки данных?

Через пару лет на российском рынке мало кто не будет знать ответа на этот вопрос.

Владимир Щетинин, заместитель управляющего директора, IXcellerate

Наши ведущие компании высокотехнологичного сектора зачастую представляют собой холдинги, которые предоставляют широкий спектр услуг, начиная от консалтинга и заканчивая инфраструктурными сервисами. Так, многие из входящих в Топ-100 российских ИТ-компаний имеют в своем портфеле и услуги системной интеграции, и аутсорсинг, и услуги дата-центра, и облачные сервисы. Разумеется, такие «комплексные» игроки стараются предлагать своим заказчикам все свои решения и сервисы по максимуму.

Что же в это плохого? Да ничего, если заказчика устраивает такая «моногамность». Тем не менее в целом ряде случаев такой подход может оказаться неудобным или даже неприемлемым для заказчика. Приведу три примера.

Пример 1. Получение облачных услуг непосредственно от провайдера дата-центра «привязывает» заказчика к определенной площадке. При смене дата-центра по той или иной причине необходимо будет решать вопрос со сменой облака.

Пример 2. Если провайдер ЦОДа сам предоставляет услуги системной интеграции, заказчику будет не так-то просто договориться о том, чтобы эти работы производил другой интегратор на площадке своего конкурента. А если этот другой выиграл свое право по конкурсу?

Пример 3. Если заказчик – крупная компания общероссийского масштаба или международная компания, то она зачастую весьма трепетно относится к своему бренду и не хотела бы, чтобы рынок ассоциировал ее с каким-либо конкретным интегратором, оператором, аутсорсинговой компанией.

Именно поэтому для нашего рынка начинает приобретать все большую актуальность бизнес-модель нейтральных дата-центров, столь популярная в США и Европе. Что же такое нейтральный ЦОД?

Нейтральный дата-центр обычно предоставляет набор базовых услуг: размещение оборудования (colocation) плюс электропитание, охлаждение и защиту в соответствии с требованиями стандартов и SLA заказчика, а также хорошую связность (доступность оборудования по телекоммуникационным сетям).

Облачные услуги, в том числе IaaS, PaaS, SaaS, хостинг различных сервисов, а также услуги системной интеграции предоставляются клиентами и партнерами дата-центра, установившими на его площадке свое оборудование. Именно такой модели придерживается целый ряд западных игроков рынка дата-центров, например, Interxion – компания, оказывающая услуги аренды дата-центра в 11 странах мира. Аналогичный подход использует и Cologix, один из ведущих операторов ЦОДов в Северной Америке, эксплуатирующий 21 дата-центр. Эти компании в дополнение к colocation предоставляют еще и услуги создания и хранения резервных копий данных заказчиков, а также услуги подключения к облакам (но не к своим, а к чужим).

Принцип нейтральности доведен до совершенства компанией Equinix. Это самый крупный игрок рынка colocation, эксплуатирующий более 100 дата-центров в 15 странах мира. Он выступает еще и облачным брокером, предлагая собственное решение Сloud Exchange для эффективного доступа заказчиков к большому числу облачных провайдеров, расположенных в его центрах обработки данных. Тем не менее собственного облака Equinix не имеет.

Очевидно, что все эти уважаемые компании в курсе возможности получать с каждой стойки больше дохода в случае оказания услуг с добавленной стоимостью. Однако они твердо придерживаются своей бизнес-модели, делая ставку именно на качественный colocation и на хорошую связность. Это происходит потому, что рынки дата-центров и сопутствующих им услуг в США и Европе заметно более конкурентные и зрелые, чем в России. У них давно началось расслоение на тех, кто фокусируется на профессиональных услугах размещения оборудования, и на тех, кто производит на этом оборудовании продукты более высокого уровня.

У неспециалистов может возникнуть вопрос: «А что в этом colocation такого волшебного, что на нем нужно фокусироваться?». Формат этой публикации не предполагает погружения в детали. Интересующимся просто рекомендую почитать профессиональные форумы и пообщаться с теми компаниями, которые приняли решение о смене коммерческого ЦОДа. Станет понятно, что, несмотря на маркетинговые лозунги, качество услуг у целого ряда игроков оставляет желать лучшего.

На российском рынке дата-центров модель нейтрального ЦОДа пока не получила широкого распространения. Большинство известных игроков, входящих в различные рейтинги, считать нейтральными не приходится по разным причинам. Кто-то входит в одну группу с системным интегратором, кто-то продвигает собственные облачные услуги. А если вычесть компании, которые не сертифицировали свои дата-центры, то остается два-три игрока.

Однако сегодня можно наблюдать рост интереса заказчиков к услугам colocation высокого уровня. И что-то мне подсказывает, что через пару лет никому уже не нужно будет объяснять, что такое нейтральный дата-центр.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!