Rambler's Top100
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 февраля 2016

Космическая диверсификация и специализация

Стремление распределить яйца по нескольким корзинам вполне понятно, но в кризис диверсификация полезна не всем.

Игроки рынка спутниковой связи, без которых не будет в стране ни телевидения, ни изрядной части интернета, поневоле должны играть в долгую, невзирая на кризисы. Положение обязывает: длительность жизни современного телекоммуникационного спутника от начала его проектирования до вывода из эксплуатации может достигать 30 лет. Но это конечно не означает негибкости бизнеса спутниковой связи. Эта гибкость, которую стараются сейчас продемонстрировать все игроки этой отрасли, подстегивается не только возросшими требованиями к техническим характеристикам телевизионного вещания и ШПД, но и снизившейся платежеспособностью всех участников цепочки генерации, трансляции, обработки и потребления контента.

Компания «Газпром космические системы» продолжает курс на продажу спутниковой емкости и каналов связи (через ее спутники транслируется 250 ТВ-каналов и 9 пакетов первого и второго мультиплексов). Сейчас все 4 ее спутника «Ямал» работают в традиционных С- и Ku-диапазонах и общая пропускная способность системы составляет 24,2 Гбит/с. Но на 2018 г. запланирован запуск нового спутника «Ямал-601», который позволит компании открыть для себя Ка-диапазон и расширить за счет него свою суммарную полосу пропускания на 30 Гбит/с. 80% емкости в Ка-диапазоне планируется продавать в виде выделенных каналов виртуальным операторам (пока неназванным), которые в свою очередь будут предоставлять услуги спутникового ШПД конечным пользователям. Мощностей должно хватить на 600 тысяч коллективных и индивидуальных абонентов.

Самый крупный российский спутниковый оператор ГПКС (ФГУП «Космическая связь») уже работает в Ка-диапазоне и предоставляет услуги ШПД силами своих спутников «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6», к которым вот-вот должен добавиться «Экспресс-АМУ1» с 18 Ка-транспондерами. Но последний является и вещательным спутником (52 транспондера Ku-диапазона), который вместе со спутниками «Экспресс-АТ1» и «АТ2» будет вести вещание на сети кабельного ТВ. Кроме того, эта троица может обеспечить прямое спутниковое вещание (DTH) на 98% территории страны. Но ГПКС не собирается заходить на поляну В2С DTH-операторов (не царское это дело заниматься контентом, формировать пакеты ТВ-каналов и распространять приставки), а планирует по-прежнему работать на рынке В2В, предоставлять услуги телеканалам и медиа-группам, которые доводят контент до абонента. Кроме того, ГПКС намеревается зарабатывать на комплексных сервисах по формированию транспортных потоков телеканалов и их передаче в сети кабельных операторов. Заявлено даже о готовности для сокращения затрат последних предоставлять им отдельные услуги. Антикризисная стратегия ГПКС включает также расширение клиентской базы за счет тех географических зон, где нет российских экономических проблем, и поэтому оператор активно берется за проекты в Африке, Индии и других странах.

Известный DTH-оператор «Орион Экспресс» уже не первый год предпринимает попытки диверсификации своего бизнеса. В 2014 г. компания, прочно работающая на рынке В2С, предложила услуги VSAT-доступа корпоративным заказчикам, но проект «не взлетел», конкуренция оказалась слишком высока. Теперь «Орион Экспресс» заявляет об отходе от модели работы спутникового оператора, предоставляющего традиционные услуги телеканалам, и готовности к работе в качестве интегратора сервисов, охватывающих весь производственный цикл по подготовке контента и спутниковой доставке сигнала в регион вещания, в том числе услуги по обеспечению соблюдения законодательства РФ (законы о СМИ, о рекламе, о защите детей от неподобающей информации и т.п.). Компания полагает, что такая схема работы только с одним подрядчиком выгодна телеканалам, которые благодаря ей могут сократить затраты и сроки реализации своих проектов. По заявлению «Орион Экспресс», доля таких услуг для В2В-заказчиков уже сейчас составляет около 20% доходов компании и продолжает расти.

Правда, Юлия Шахманова, генеральный директор компании «Спутниковое телевидение», не считает полезным для телеканалов такое сотрудничество с DTH-оператором, поскольку задачи у них разные. Оператора в первую очередь интересуют его абоненты, которым он предоставляет пакет каналов. Чем больше каналов в этом пакете, тем проще его продать. Правда, выгодное оператору увеличение количества каналов на одном транспондере неизбежно приводит к деградации качества сигнала, а телеканал с плохой картинкой зрителям не нужен. Поэтому необходим независимый игрок -  оператор DTO (Direct-to-Operate), который сможет гарантировать телеканалу необходимый ему формат изображения и заданный битрейт, что позволит довести до абонента качественное изображение, даже если у его кабельного оператора установлено не самое современное оборудование. Кроме того, телеканалам предлагается для сокращения затрат отдать на аутсорсинг все технологические функции по подготовке сигнала и обеспечению круглосуточного эфира (постоянная дежурная смена из редактора и режиссера обходится очень недешево), и оставить себе все креативные задачи, которые и определяют лицо любого телеканала и, соответственно, зрительский интерес к нему.

В общем, в условиях кризиса маленькие игроки должны заниматься своим основным делом, оставив диверсификацию крупняку. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!