Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2016
Александра КРЫЛОВА  15 марта 2016

Станьте проще – и к вам потянутся

В условиях экономической неопределенности банкам следует делать ставку на массовые сегменты – физлиц и SMB, которым важны понятный интерфейс и полезные сервисы.

Продолжительность жизненного цикла одной версии системы дистанционного банковского обслуживания, по оценке экспертов рынка, составляет три года. О том, как изменились запросы и приоритеты банков – заказчиков таких решений по сравнению с еще благополучным 2013-м, шла речь на XVI Международном форуме iFin-2016 «Электронные финансовые услуги и технологии».

Три года назад на таком же мероприятии ведущие в России разработчики и поставщики систем банковского обслуживания делали акцент в своих выступлениях на автоматизации кредитных конвейеров, на сервисах, позволяющих клиентам прямо на странице интернет-банка осуществлять денежные переводы, на персонализированном финансовом обслуживании в духе Банка 3.0.

В новых экономических реалиях, когда выдачу кредитов могут себе позволить далеко не все банки и заработки на электронных денежных переводах ушли в прошлое, им приходится искать новые возможности получения стабильных доходов. С позиции Андрея Федорца , гендиректора компании IDSystems (входит в консорциум iCAM Group), таковыми сегодня являются транзакционные сервисы.

М. Лисянский: «Важно, чтобы дизайн и функциональность ДБО разрабатывала одна команда»

К примеру, предлагая в массовом порядке частным клиентам подключить сервис автоплатежа в адрес тех или иных провайдеров услуг, банк снижает издержки на обслуживание клиентов в офисе и получает возможность регулярно зарабатывать комиссионное вознаграждение. И при этом еще повышает лояльность своих клиентов. А юридические лица, в особенности компании малого и среднего бизнеса, не будут возражать, если кредитная организация будет брать с них небольшую комиссию за пользование e-invoicing, т.е. услугой обмена электронными документами с партнерами и контрагентами. И, скорее всего, согласятся, чтобы банк отчислял себе небольшой процент за электронную доставку счетов до их клиентов.

Суть позиции разработчика систем ДБО компании BSS заключается в том, что в изменившихся условиях ведения бизнеса кредитным организациям нужно по максимуму реализовать потенциал ранее внедренных электронных сервисов – добиться, чтобы ими начало пользоваться большинство. «Сегодня системы дистанционного банковского обслуживания должны встраиваться в повседневность пользователя», – отмечает Майк Лисянский  (BSS). А для этого, по его мнению, разработчикам нужно обеспечить быструю доступность функциональности интернет- и мобильного банка при сохранении стабильности и безопасности решения.

В этом смысле симплификация – максимальное упрощение сервисов и подходов для клиента и применение методов UX-дизайна, обеспечивающего пользователю положительный опыт взаимодействия с системой интернет-банкинга, – тренд, который ясно обозначился в минувшем году наряду со всеобщей мобилизацией банковского бизнеса, расширением коммуникационных каналов и развитием бесконтактных платежей. Кроме того, по словам Ксении Сидоровой (Faktura.ru, ГК ЦФТ), у UX-дизайнеров есть практики, позволяющие еще на стадии создания прототипа системы апробировать заложенные в нем подходы на реальных пользователях, что дает возможность проверить выдвинутые на этом этапе гипотезы и вовремя скорректировать техническое задание на разработку системы. Использовали UX-дизайн при создании новой версии интернет-банка для физических лиц и в компании BSS.

Давний оппонент BSS – компания «БИФИТ», напротив, предлагает банкам запускать новые сервисы для частных клиентов крайне дозированно, стараясь получать максимальную отдачу от внедренных ранее электронных финансовых услуг. А максимальную ценность для кредитных организаций видит в предложении корпоративным клиентам сервиса юридически значимого электронного документооборота. В настоящее время ее специалисты разрабатывают такое решение.

Сами заказчики систем ДБО тоже понимают важность легкости и удобства пользовательского интерфейса интернет-банка. Так, проектная команда Банка Казани, перед которой новые акционеры поставили задачу внедрить для клиентов интернет-сервисы, доступные клиентам наиболее продвинутых в этом плане российских кредитных организаций, использует для автоматизации функций бэк-энда существующие на рынке «коробочные» решения. А для пользовательского интерфейса системы в банке сделали ставку на уникальность, прибегнув к помощи разработчиков одной из казанских ИТ-компаний.

Словом, в наступившем году, считают разработчики систем ДБО, «вытянуть» банковский рынок смогут только частные клиенты и компании малого и среднего бизнеса. Но для этого им нужно предложить широкий спектр удобных и полезных сервисов, причем не только финансовых. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!