Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2007
Александр ЩЕРБАКОВ  01 июня 2007

Определение стоимости телекоммуникационных услуг с учетом рисков возврата инвестиций

В ситуации неопределенности

Уже на стадии технико-экономического обоснования проекта можно с приемлемой точностью рассчитать затраты (в текущих ценах) на создание инфраструктуры и последующее предоставление телекоммуникационных услуг в зависимости от их объема, а также от количества и территориального расположения потенциальных потребителей.

Но изменение во времени реальных объемов денежных поступлений от услуг массовому потребителю не может быть достоверно спрогнозировано, поскольку невозможно заранее предсказать динамику подключений абонентов того или иного региона к услугам (особенно к принципиально новым услугам).

Данные о динамике подключения абонентов к аналогичным услугам других провайдеров (в том числе зарубежных), как правило, скупы и недостаточно точны, так как берутся из рекламных источников. Механический перенос этих данных на потребительскую среду другого региона при экономических прогнозах может иметь для инвестора негативные последствия. Неопределенность будущей динамики подключения абонентов к услугам создает значительные трудности при определении соответствующих цен, а также рисков возврата инвестиций.

Что дают маркетинговые исследования

Для снижения негативных последствий неверного выбора ценовой политики телекоммуникационного оператора до начала реализации проекта проводятся маркетинговые исследования (в том числе полевые) рынка услуг в регионе их планируемого предоставления.

Такие исследования, во-первых, дают представление о конкурентной обстановке на региональном рынке, о ценовой и рекламной политике его игроков (если таковые здесь вообще существуют). Во-вторых, по результатам выборочного опроса различных групп населения, сегментированных по возрастному, территориальному, профессиональному, социальному и другим признакам, такие исследования дают (в случае представительной выборки) основу для относительно достоверного прогноза платежеспособного спроса на услуги и ожидаемого количества пользователей в регионе.

Однако маркетинговые исследования не позволяют оценить, насколько быстро люди начнут подключаться к предлагаемым услугам. Более того, маркетинг рынка телекоммуникационных услуг не может дать однозначного ответа на главный вопрос, волнующий инвестора: а не произойдет ли в планируемый период возврата вложений спад интереса потребителей к услугам и, что еще хуже, массовый уход абонентов к конкуренту?

Есть математическое решение

Будем исходить из предположения, что за счет эффективной маркетинговой и рекламной политики оператора абонентская база в планируемый для возврата вложений период не будет сокращаться и ее величина окажется не меньше спрогнозированной. В этом случае можно расчетным путем найти разумный компромисс между ценой, обеспечивающей спрос на услуги, и ценой предложения, а также оценить риски возврата инвестиций.

Изменение во времени числа подключившихся абонентов математически может быть описано с помощью случайной ступенчатой функции. Однако заранее предугадать ее параметры не представляется возможным. Несмотря на данное обстоятельство (при допущении неубывающего во времени изменения числа подписчиков услуг), одной математической формулой можно связать абонентскую плату за услуги телекоммуникационных операторов со следующими параметрами:
  • требуемый срок возврата инвестиций (затрат) в проект;
  • ожидаемое число абонентов в заданном регионе к исходу срока окупаемости проекта;
  • затраты в текущих ценах на предоставление услуг в заданном регионе к исходу требуемого срока окупаемости проекта;
  • размер однократного (разового) платежа в текущих ценах при подключении каждого абонента;
  • банковская процентная ставка;
  • условная вероятность возврата инвестиций (окупаемости проекта) к требуемому сроку.
Имея данные предварительных маркетинговых исследований рынка услуг, с помощью этой формулы можно количественно определить условную вероятность возврата инвестиций к требуемому сроку (т.е. вероятность возврата при условии, что абонентская база к требуемому сроку окупаемости проекта будет не меньше ожидаемой и изменение числа подключившихся абонентов в планируемый срок возврата инвестиций будет неубывающим). А при различных сочетаниях размеров абонентской платы и разового платежа можно не только после, но даже до маркетинговых исследований оценить необходимую абонентскую базу для обеспечения заданной вероятности окупаемости проекта к требуемому сроку.

С помощью той же формулы можно выбрать оптимальное сочетание величины абонентской платы и разового платежа для обеспечения баланса интересов инвестора проекта и потребителя услуг. Возможно решение и других задач, например связанных с прогнозированием срока окупаемости проекта.

На частном примере (данные таблицы) с использованием формулы показано:
  • как условная вероятность возврата инвестиций к требуемому сроку зависит от абонентской платы при фиксированном размере разового платежа (рис. 1);
  • как при фиксированных размерах абонентской платы и разового платежа меняется необходимое число абонентов к сроку окупаемости проекта в зависимости от условной вероятности возврата инвестиций (рис. 2);
  • как размер абонентской платы зависит от величины разового платежа при разных значениях условной вероятности возврата инвестиций к требуемому сроку (рис. 3).
Полная вероятность возврата инвестиций к требуемому сроку может быть рассчитана как произведение:
  • вероятности достижения размера абонентской базы к требуемому сроку окупаемости проекта не менее прогнозируемого;
  • вероятности не убывающего во времени изменения числа подключившихся абонентов в планируемый для возврата вложений период;
  • условной вероятности возврата инвестиций к требуемому сроку.
При технико-экономическом обосновании проекта и формировании ценовой политики на начальном этапе предоставления услуг величину первой из трех вероятностей следует определять по результатам маркетинговых исследований, величину второй – либо по имеющимся статистическим данным аналогичных проектов, либо методом экспертных оценок. Существующая математическая зависимость рассмотренных в статье параметров может быть использована также при выборе телекоммуникационным оператором политики корректировки тарифов уже в ходе реализации проекта (при допущении не убывающего во времени изменения числа подключившихся к услугам абонентов).

***


Более того, та же математическая зависимость применима и при технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов в других секторах экономики, где для потребителей услуг предусматриваются разовый и ежемесячные платежи либо только ежемесячные.

Расчетным путем можно оценивать риски возврата инвестиций в телекоммуникационный проект.


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!