Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2007
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 июля 2007

FMC как последний шанс в неравной борьбе со Skype

FMC-проекты: просчеты и скромные успехи

В идеале FMC (Fixed Mobile Convergence) предполагает, что абонент может пользоваться привычными для себя услугами связи независимо от того, где он находится и каким терминалом пользуется. Однако пока FMC-проекты реализуются, как правило, на базе очень ограниченного модельного ряда терминалов, и это подчас приводит к фатальным последствиям. Так, Deutsche Telekom, объявившая на CeBIT2006 о запуске сервиса FMC Tone, предполагающего переход из сети GSM в Wi-Fi-сеть, год спустя закрыла проект, собравший всего 10 тыс. подписчиков. Несмотря на качественную связь и дополнительные возможности, проект провалился, и главным образом из-за того, что пользователям была предложена только одна модель телефона (хотя свою лепту внесли и слабая реклама, и «неубедительные» тарифы на услуги).

Относительно успешным можно назвать проект British Telecom Fusion, ориентированный на рынок SOHO Великобритании. Его подписчики, коих за полтора года работы сервиса набралось порядка 40 тыс., звонят со скидкой через Wi-Fi в зоне действия хот-спотов British Telecom, а вне ее пользуются GSM-связью сети Vodafone UK. Теперь British Telecom планирует представить аналогичный сервис для корпоративных пользователей Enterprise FMC, построенный на технологии IMS.

Самым успешным европейским FMC-проектом считается Unik французской компании Orange. За полгода число его подписчиков достигло 125 тыс. Служба Unik предполагает использование домашних Wi-Fi-устройств Livebox, которые одновременно являются и устройствами широкополосного интернет-доступа ADSL-сети Orange. К концу 2006 г. в домах французов было установлено 3,5 млн Livebox'ов, а это говорит о том, что перспективы роста у абонентской базы Unik очень неплохие.

Есть FMC-службы и в России. Ориентированы они преимущественно на корпоративный рынок, и численность их абонентов операторы не озвучивают, но есть кое-какие косвенные данные. Например, компания «Скай Линк» за первые 5 месяцев 2007 г. больше 10% подключений получила благодаря FMC-проектам. Правда, в данном случае «Скай Линк» лишь предоставляет SIMкарты и свои сервисы FMC-партнеру – компании «КантриКом». Именно она и работает с клиентами, предлагая им большой пакет специальных услуг «Алло Инкогнито», которыми абоненты могут управлять через Интернет.

Однако подобное сотрудничество на ниве конвергенциидалеко не всегда складывается так удачно. Разногласия возникают по разным поводам: под чьим брендом будут реализоваться FMC-сервисы и как будут распределяться доходы, как участие в FMC-проекте повлияет на прирост собственных абонентов оператора и как организовать взаимный контроль участников. Как рассказал А. Кархов, бывший технический директор «Комстара», а ныне зам. гендиректора «Интеграции связи», компания «Комстар-ОТС» совместно с МТС еще на выставке «Связь-Экспокомм-2005» продемонстрировала целый набор конвергентных услуг. Там были такие сервисы, как Instant Messaging, Presence, мобильный call-центр, электронная и голосовая почта, электронный факс. Несмотря на большой интерес к проекту сразу нескольких корпоративных клиентов, он не был реализован: участники так и не смогли выяснить, кто из операторов – фиксированный или мобильный – больше выиграет от его реализации, а также договориться о том, кто, кому и сколько будет платить.

В борьбе мобильных и фиксированных операторов выигрывает Skype

Между тем участники подобных дебатов, увлекшись взаимными претензиями, рискуют остаться у разбитого корыта. Стратегическую победу в деле конвергенции могут одержать сервисы, которые строятся на базе совсем другой технологии – Интернет. И операторами этих сервисов являются компании, которые в общем-то имеют отдаленное отношение к телекоммуникационной инфраструктуре. Самый яркий их представитель – Skype, предлагающая бесплатные телефонные звонки через Интернет всем, кто загрузил на свои компьютеры одноименную клиентскую программу (аналогичные службы есть также у Google, Yahoo и др.). Точнее, платить приходится только за трафик, который при использовании VoIP не столь уж велик, а при безлимитном интернет-доступе и вовсе не учитывается. Причем качество голосовой связи таково, что обладатели продвинутых мобильных телефонов с установленным Skype-клиентом могут звонить через Интернет даже по GPRS, невзирая на все ограничения этой технологии.

Skype уже предлагает и конвергентные услуги. В списке его сервисов не только голос, но и видео, видеоконференции, аналоги Instant Messaging и Presence, а также интеграция с ИТ-технологиями. Клиенту ведь по большому счету все равно, какой провайдер и на базе каких технологий предоставляет ему эти услуги, если его устраивают цены и качество. А они его устраивают, раз пользователей у Skype уже почти 200 млн. На этом фоне клиентская база FMC-сервисов Orange Unik и British Telecom Fusion выглядит совсем бледно. В общем, традиционные телекомоператоры рискуют вскоре стать простой телекоммуникационной «трубой» для перекачки трафика компаний, подобных Skype.

Как всегда особый русский путь

У российских операторов перспектива та же, хотя и несколько более отдаленная. Массовое нашествие Skype в России пока сдерживается тем, что широкополосный интернет-доступ у нас гораздо менее распространен, чем в развитых странах мира. Но ликвидация этого пробела – вопрос времени. Уже сегодня в Москве широкополосный доступ в Интернет есть почти в каждой второй квартире, а среди корпоративных пользователей проникновение ШПД достигает почти 100%. В регионах показатели, конечно, ниже, но и там число потенциальных клиентов Skype растет довольно быстро. Причем угроза потери доходов стоит не только перед фиксированными операторами. Со смартфона, поддерживающего технологию EDGE, уже сейчас дешевле звонить через Skypeклиент, чем через GSM-сеть, а в сетях 3G, которые скоро должны появиться в России, цены на интернет-звонки будут еще ниже. Так что мобильные операторы могут поневоле стать провайдерами ШПД в 3G-сетях, а на этом вряд ли удастся заработать столько же, сколько на голосовой связи.

Технологическая неготовность FMC к борьбе со Skype в России усугубляется еще и регуляторными проблемами. По словам А. Рокотяна, зам. гендиректора «Норильск-Телеком», «российская нормативная база попросту запрещает перепродажу телекоммуникационных услуг», а следовательно, те возможности, которые может предложить FMC. Приведенный пример со «Скай Линкоми» «КантриКомом» говорит лишь об умении последней использовать дыры в нашем законодательстве, а крупный оператор на такие игры не пойдет.

Но из-за дефицита ШПД несколько лет в запасе у российских телеком-операторов все-таки есть. За это время фиксированным и мобильным операторам нужно понять, что на рынке FMC тянуть на себя одеяло выйдет себе дороже и что разумнее объединиться: фиксированный оператор сможет предоставить мобильному существенно (в 10–20 раз) более широкую полосу пропускания, а мобильный внесет в общее дело услуги FMC.

Остается надеяться, что за это же время наши регуляторы установят более разумные правила игры, соответствующие современным технологиям и состоянию телекоммуникационного рынка. Хотя в борьбе со Skype возможны и нечестные приемы. Например, некоторые страны (в частности, Оман и ОАЭ) попросту заблокировали доступ своих граждан к сервисам Skype, избавив своих телекоммуникационных операторов (принадлежащих, как правило, членам правящей династии) от «излишней» конкуренции.

А тем временем…

Skype сделала новое предложение своим пользователям, анонсировав сервис Skype To Go, предназначенный для клиентов платной службы Skype Pro, предлагающей дополнительные услуги для пользователей Skype. Подписка на Skype Pro стоит 2,3 евро в месяц. Теперь абонент этой службы без дополнительной оплаты может стать обладателем специального номера Skype To Go, который можно использовать для звонков родственнику или другу, живущему за границей. Это будут международные звонки, оплачиваемые по расценкам местной телефонной связи.

Чтобы воспользоваться сервисом Skype To Go, клиент Skype Pro должен на соответствующей странице сайта Skype.com ввести международный телефонный номер своего абонента и получить местный номер, который можно будет использовать только для звонков этому абоненту. Звонить можно с любого телефона (в том числе и с мобильного) и в любое время. Например, плата за звонок в Австралию на фиксированный телефон составит 1,7 евроцента за минуту (именно столько там стоят местные разговоры со стационарных телефонов). Правда, пока такой сервис доступен только жителям 10 стран – Австралии, Дании, Эстонии, Финляндии, Гонконга, Японии, Польши, Швеции, Великобритании и США.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!