Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2007
С.Е. СТОЛЯРЧУК  01 июля 2007

Кабельное телевидение Резерв российского SMB

Политическая компонента

В преддверии очередных выборов и цифровой технологической революции в российском телерадиовещании возникла нешуточная борьба за доступ к аудитории, обнажившая противоречия между вещателями и операторами. В новой ситуации особую актуальность приобретает надежная статистика охвата российской телеаудитории вещательными системами разных технологий. Оптимисты считают, что из эфира телевидение принимают менее 26% населения, мнение пессимистов – 88%! Разница в 62% обусловлена разным подходом к системам коллективного приема телевидения (СКПТ).

Пессимисты полагают, что за 15 бурных лет реформ СКПТ так и остались примитивными «антеннами на подъезд» на 5–6 каналов. Оптимисты же знают, что российский бизнес при поддержке муниципальных властей давно уже освоил этот важный рынок и что под «серой крышей» СКПТ скрываются тысячи вполне современных малых сетей КТВ, транслирующих от 20 до 40 каналов. Просто их владельцы считают, что открывать свой бизнес им преждевременно. И такому выбору часто симпатизируют местные власти. Для них эти кабельные сети – сокровенный политический ресурс, который они оберегают от надзорных органов.

Поэтому в АКТР считают, что в настоящее время более 70% российских телезрителей принимают телевидение по кабельным сетям, в том числе около 40% – по современным гибридным сетям с числом каналов около 40. По нашим оценкам, не менее половины абонентской базы КТВ принадлежит компаниям малого бизнеса. Необходимо отметить, что с принятием закона «О местном самоуправлении» в проектах по развитию кабельных сетей стали более активно участвовать региональные и муниципальные власти. Они быстро оценили кабельные сети как политический инструмент: замечено, что если в населенном пункте действует полноценная сеть КТВ, то никакие другие информационные политтехнологии здесь уже не срабатывают. В итоге в последние годы кабельные сети на селе растут так же быстро, как и в городах, – это огромный резерв для сферы малого бизнеса.

Социальный пакет

С осени 2005 г. обострились противоречия между операторами и вещателями: последние не прекращают попытки любыми путями закрепить свои преимущества и заставить «несознательных кабельщиков» транслировать в своих сетях все эфирные программы. Нет согласия по ключевому вопросу – составу и статусу социального (обязательного, общедоступного) пакета телерадиопрограмм – своеобразного «госзаказа» для частных кабельных сетей.

Очевидно, что социальный пакет не может быть большим, чтобы не разрушить экономику малой кабельной компании: ведь на практике для оператора он всегда будет бездоходным, несмотря на наработанные механизмы компенсации расходов частных компаний на осуществление социальной услуги и наличие соответствующей статьи в госбюджете.

Правовые коллизии

Большие проблемы в секторе КТВ связаны с несовершенством законодательной и нормативной базы. Кабельные операторы надеялись на новый закон «О СМИ» (действующий принят еще в 1991 г.), но все попытки создать его приемлемый вариант не удались.

Многие действующие документы создавались без учета специфики бизнеса КТВ. Примером может служить знаменитый пункт 13 Постановления Правительства РФ № 1359 от 7 декабря 1994 г., запрещающий получение «лицензии на осуществление теле- и (или) радиовещания более чем по двум каналам вещания на одну и ту же территорию, если зоны обслуживания совпадают полностью или более чем на две трети», – его действие вопреки здравому смыслу переносится на кабельные системы. Благодаря настойчивым действиям кабельного сообщества власти закрыли глаза на несуразности в таких документах. Однако сейчас обстановка усложнилась, и эти правовые паллиативы перестали быть надежными, а кабельный бизнес снова оказался незащищенным.

Серьезную озабоченность у кабельщиков вызывают и Правила оказания услуг связи для целей телерадиовещания, принятые Правительством РФ в декабре 2006 г. Например, п. 39 явно нарушает Гражданский кодекс: он устанавливает, что вещатель (частная компания) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении оператора (частной компании) к заключению договора (забавно, но оператор такого права почему-то лишен!).

Отношения «вещатель–регулятор–оператор» были сильно запутанными и при аналоговых сетях; при цифровых же сетях с учетом формирования так называемых мультиплексов правовые основы, регулирующие деятельность многоканальных вещательных систем и мультисервисных сетей, обязательно должны быть уточнены.

Важным шагом на пути к конструктивному диалогу между властью и бизнес-сообществом АКТР считает создание Правительственной комиссии по развитию телерадиовещания в России. С комиссией достигнуто определенное взаимопонимание, но рапортовать об успехах рано.

Самые сложные и дорогостоящие проблемы ближайшего будущего связаны с взаимодействием кабельных компаний с многочисленными теперь российскими и зарубежными обществами по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Следует учесть, что эти наши «партнеры», в особенности зарубежные, охотно пользуются правовой слабостью малых и дальних кабельных компаний. И мы понимаем, что малая кабельная компания в одиночку с таким нашествием не справится. Ведь очевидно, что при широком применении цифровых технологий взаимоотношения участников рынка станут много сложнее, поскольку хищение контента в цифровой форме упрощается и требуется более эффективная защита.

Явное несовершенство российских законов в этой сфере должна была устранить четвертая часть ГК РФ, посвященная вопросам интеллектуальной собственности. Она была принята в декабре 2006 г., однако почти сразу же в Госдуме была создана специальная рабочая группа по подготовке изменений и дополнений. АКТР намерена с ней активно сотрудничать, поскольку предварительный анализ этого документа показывает, что он создаст кабельщикам проблем больше, чем решит. Надеемся, что профессиональная общественность будет привлечена и к разработке и обсуждению сопровождающего четвертую часть ГК комплекса подзаконных актов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!