Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2007
01 августа 2007

Венчур?.. Так по всем правилам!

Двое основателей A4Vision (Application for Vision, «Приложения для зрения»), недавние выпускники МГТУ им. Баумана Артем Юхин и Андрей Климов получили в 1999 г. патент на бесконтактный трехмерный оптический сканер. «Эта камера, – рассказывает Артем, – позволяет с субмиллиметровой точностью делать цифровые слепки трехмерной поверхности любого объекта. При этом используются эффективные алгоритмы обработки и анализа трехмерных данных. Например, полученные таким образом данные о поверхности лица человека можно занести в БД и использовать для идентификации личности. Точность настолько велика, что отличает даже однояйцевых близнецов. Скорость съемки и обработки трехмерных поверхностей позволяет распознавать людей в динамике (в аэропорту, метрополитене и т.д.)».

Начало, или Бродячий цирк

К созданию собственного бизнеса Юхин и Климов подошли очень серьезно: изучили западный опыт и попытались все сделать «правильно». Из пула идей отобрали самую перспективную и сами в течение года финансировали проект, доведя его до рабочего прототипа, затем стали искать деньги. Они разбили мир на части, составили список венчурных фондов, выкинули оттуда непрофильные, а оставшиеся стали буквально «долбить», путешествуя по планете. «Мы с портативным сканером в руках, сделанным из старой цифровой фотокамеры, были, наверно, похожи на бродячий цирк, – вспоминает Артем. – Делали по пять презентаций в день. Посетили Южную Корею, Францию, Италию, Америку. Постепенно стали завязываться контакты...».

Однако первый венчурный фонд – MyQube – нашел их сам. В качестве первого испытания наспех доработанного прибора был сделан снимок самих инвесторов.

В 2001 г. A4Vision была зарегистрирована в Швейцарии с инженерным подразделением в Москве. «Это было нашим условием, – рассказывает Юхин. – Инвесторы определяли стратегию развития бизнеса, мы – стратегию технологии». Вариантов применения технологии трехмерного распознавания было несколько, включая интернет-торговлю и пластическую хирургию. Но ни то ни другое направление в итоге не пошло.

Кризис

Буквально через полгода в ИТ-индустрии случился глобальный кризис. A4Vision была одной из последних компаний, в которую MyQube вложил деньги. Фонд тут же выдвинул условие: если компания не найдет срочно инвестора, финансирование прекращается. Направление деятельности было очевидно – системы безопасности. «Я отправился в США, – рассказывает Артем, – там самый большой рынок, центр венчурного капитализма. Но как только люди слышали, что мы из России и занимаемся распознаванием лиц, интерес к нам пропадал тут же». И все-таки удалось заполучить инвестора. Им стала компания Logitech. Схема оказалась на редкость удачной, ибо сам инвестор стал клиентом, заинтересованным в разработках A4Vision. Созданная для него программа «виртуальный оператор» разошлась тиражом 6 млн. В результате компания получила первую прибыль. «И рынок воспринял это как хороший знак: в самый разгар кризиса инвестиции сделали не какие-нибудь мечтатели, венчурные капиталисты, а реальная компания. Мы получили несколько предложений – от Motorola, Oracle и нескольких фондов. В общей сложности привлекли $30 млн».

Нетривиальное стандартное решение

После терактов 11 сентября совет директоров A4Vision единогласно высказался за продвижение технологии на рынке систем безопасности. Компания начала активно сотрудничать с госорганами. Традиционные системы биометрии – дактилоскопия и сканирование сетчатки глаза сегодня недостаточно эффективны. Система, разработанная A4Vision и называемая третьей большой биометрикой, – существенное дополнение к ныне действующим. «Более того, мы посчитали необходимым придать ей статус международного стандарта. И я, – рассказывает Юхин, – убедил совет директоров сделать нашу технологию общедоступным стандартом. Открыть секрет на благо общества».

Недавно Международная организация по стандартизации (ISO) приняла решение включить трехмерное распознавание лица в биометрические стандарты. А авторы метода трехмерного распознавания – наши соотечественники А. Юхин и А. Климов.

***


Для 32-летнего А. Юхина первый этап успешного бизнеса завершился. Он ушел из A4Vision, чуть позже такое же решение принял А. Климов. «Мы довели свое изобретение от стадии идеи до всемирного признания и внедрения, и нам захотелось заняться другими проектами», – говорит Артем. Сейчас он частный инвестор и одновременно вице-президент по венчурному финансированию компании «Тройка Диалог», фонд которой инвестирует в российские технологии в Москве, Татарстане и Красноярске: «Теперь в этих регионах малым инновационным предприятиям в поисках инвестора не нужно ехать, как нам когда-то, за тридевять земель».

Созданная на собственные деньги новая компания – Artec Group – вернулась к начатым шесть лет назад проектам: системам трехмерного зрения для медицины, навигации роботов и киноиндустрии.

«Я думаю, – говорит А. Юхин, – что причина нашего прошлого успеха, а также залог будущего – команда, с которой мы вместе уже много лет. Это суперкоманда! Они сейчас совладельцы и знают, что это их компания. Главное – команда, команда, команда! люди, люди, люди!»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!