Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2017
Наталия КИЙ  14 июня 2017

Тренды регулирования – 2017

Весна предложила довольно внушительный список новых и не очень новелл регулирования в сфере телекома и ИТ.

Формирование программы цифровой экономики. Тренд самый величественный, стратегический и, пожалуй, самый неопределенный. Начать разработку ключевых направлений межведомственной программы до 2025 г. поручено Минкомсвязи. По данным ведомства, программа в формате предложения должна быть представлена президенту в июне текущего года. За этим последует разработка дорожной карты ее реализации на период 2017–2020 гг. В команде «единомышленников и организаций», по выражению министра Николая Никифорова, представители Мин­ком­связи, Минэкономразвития, Экс­перт­ного управления Президента, «Ростелекома», Фонда информационной демократии, компаний «Р-Фарм» и «1С», Агентства стратегических инициатив, НИУ информационных технологий.

Переход органов госвласти на отечественное офисное ПО. Декларируемая цель – повышение уровня информационной безопасности и обеспечение устойчивой работы органов государственной власти. Программа рассчитана на 2016–2018 гг. В 2016 г. доля используемого ведомствами отечественного ПО составляла 46%, а к 2019 г. должна достичь 100%. 

По информации Н. Никифорова, отечественное ПО тестируется в восьми ведомствах, разработан проект постановления правительства с требованиями к такому ПО.

Новая сфера надзора – аудиовизуальные сервисы (онлайн-кинотеатры). Вступающий в силу 1 июля 2017 г. закон устанавливает, что аудиовизуальные сервисы, зарабатывающие деньги на платной подписке и рекламе и имеющие посещаемость более 100 тыс. российских пользователей в сутки, вносятся в специальный реестр Роскомнадзора. В обязанности владельца ресурса входит установка ПО, предлагаемого службой надзора, для подсчета количества пользователей.

А. Жаров. Рынок Big Data растет, есть идея создания национального оператора «больших данных»

Защита персональных данных и «больших данных» – вопрос национальной безопасности. Защита персданных трансформируется в понятие цифрового суверенитета личности, расширяется до задач законодательного регулирования рынка «больших данных», объем которого, как сообщил руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, по итогам 2016 г. в России составил 22 млрд руб. и продолжает экспоненциально расти. Инициируется создание концепции регулирования безопасности «больших персональных данных», проводится идея создания национального оператора «больших данных».

Движение к облачной квалифицированной электронной подписи. Планируется осуществление пилотного проекта для продвижения данной технологии, по выражению Н. Никифорова, «в широкий бизнес-оборот, оборот гражданских лиц».

Н. Никифоров: «Предоставление льгот ИТ-индустрии ведет к увеличению взносов в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды»

Продление льгот по страховым взносам для российских ИТ-компаний до 2023 г. На сегодня 6900 компаний получили соответствующую аккредитацию и применяют данную льготу. «Эта политическая поддержка крайне важна для того, чтобы российская ИТ-индустрия продолжала развиваться такими серьезными темпами», – прокомментировал Н. Никифоров на майской коллегии Минкомсвязи.

Изменение парадигмы предоставления универсальных услуг связи. На 3908 точек доступа (ТД), с помощью которых должны быть оказаны универсальные услуги связи (УУС), приходится 575 Тбайт трафика, а на 20 978 пунктов коллективного доступа (15 тыс. из которых расположены в отделениях «Почты России»), – всего 0,9 Тбайт. Очевидная разница в объеме трафика на три порядка вынуждает Федеральное агентство связи сместить приоритеты в развитии универсальных услуг с ПКД на точки доступа. В населенных пунктах, где есть ТД, располагается около 400 тыс. домохозяйств. При этом, как известно, пересматривается необходимость эксплуатации универсальных таксофонов в крупных городах (сегодня их число по стране в целом составляет 147 675). «В крупных городах пункты коллективного доступа давно не нужны. Часто и таксофоны покрыты толстым слоем пыли», – прокомментировал руководитель Россвязи Олег Духовницкий.  Однако, несмотря на то что руководство Россвязи на расширенном совещании по итогам деятельности в 2016 г. и основным задачам на 2017 г. обозначило курс на изменение парадигмы в сфере универсальных услуг, в целевых показателях агентства на текущий год цифры по ПКД и таксофонам остаются неизменными по сравнению с предыдущим.

По оценке Рос­свя­зи, у операторов практически нет долгов по резерву универсального обслуживания, отчисления составили 99,7% от запланированного. При этом, по словам О. Духовницкого, 7 млрд руб. с 2015 г. из резерва недополучено. По итогам 2016 г. в резерв универсального обслуживания собрано 13,7 млрд руб. Из средств резерва Россвязь возместила убытки за оказание УУС на 2,074 млрд руб., финансовое обеспечение оказания УУС – 8,806 млрд руб. По заключению заместителя председателя Счетной палаты РФ Веры Чистовой, «Россвязь как администратор доходов по фонду универсального обслуживания недоработал – из бюджета возвращен не весь резерв, а сумма меньшая».

Возможное усиление судебно-претензионной работы со стороны Россвязи в ответ на критику Счетной палаты. По оценке В.Чистовой, прозвучавшей на апрельском итоговом заседании Россвязи, наблюдается «недосбор денег в бюджет из-за низкой судебно-претензионной работы»: на первое полугодие 2016 г. бюджет недополучил 117 млн руб., некоторые иски не доведены до конца, истекли сроки давности, повисли безнадежные дебиторские задолженности. По данным Россвязи, поступление в доход федерального бюджета по администрируемым агентством платежам в 2016 г. было максимальным – 14,5 млрд руб. (план на 2017 г. – 15, 1 млрд руб.).

Приоритет транспортной безопасности. Со­гласно действующему законодательству технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации (постановление правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам техсредств... »). Россвязи поручено проведение сертификации в отношении средств связи, приема и передачи информации в аэропортах, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. В процесс включается ЦНИИС как орган сертификации (на его базе в интересах государственных и коммерческих заказчиков также планируется создать новый научный центр «Вопросы информационной безопасности»). Будет составлен реестр оборудования, подлежащего сертификации. Поступила первая заявка на испытания и получение сертификата соответствия.

Совместное использование операторами инфраструктуры связи и радиочастотного спектра. Как известно, решения ГКРЧ прошлого года открыли операторам возможность совместно использовать РЧС для сетей неновых стандартов GSM и UMTS в диапазонах от 890 МГц до 2,1 ГГц. Так называемые равные условия использования радиочастот для операторов в разных диапазонах от 890 до 1880 МГц обусловлены перечнем условий по обслуживанию небольших населенных пунктов численностью от 1 тыс. до 10 тыс. человек, которые должны быть выполнены в семилетний срок. Так, за первый год услугами связи должно быть охвачено 10% населенных пунктов, через два года – 25%, через три – 40%, к истечению семи лет – 99%.

Расширение диапазона частот для безлицензионного использования радиорелейного оборудования в соответствии с решением ГКРЧ от 10 марта 2017 г. Отсутствие необходимости получать разрешение на каждую станцию упростит организацию линий связи и позволит повысить их пропускную способность, например в условиях плотной городской застройки, при ликвидации «воздушек», прокинутых между зданиями.

Реформирование предприятий госсобственности. Федеральные унитарные предприятия (ФГУП) акционируются, приобретают формат акционерных обществ с государственной собственностью. В прошлом году был акционирован издательский центр «Марка». В 2017 г. процедуру акционирования пройдут «Электросвязь» Чеченской Республики и «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО), специализирующиеся на давно устаревшем проводном вещании, которое еще пока рассматривают как канал оповещения о ЧС. «Финансово неустойчивые ФГУПы будут присоединяться к успешным», – сообщил О. Духовницкий. Так, к РСВО в качестве слабого предприятия был присоединен ГСПИ РТВ (Государственный специализированный проектный институт радио и телевидения), по признанию главы Россвязи, не нашедший новых компетенций на нынешнем рынке. Объединение позволило предотвратить банкротство, сохранить коллектив проектировщиков и архив.

Снижение административного давления на операторское сообщество. «Важно строить работу через профилактику. Лучше не наказывать лишний раз рублем, а профилактировать», – наставлял министр Н. Никифоров на коллегии Роскомнадзора в конце апреля 2017 г. Смена философии контроля и надзора в направлении профилактики и так называемого бесконтактного надзора декларируется не первый год и называется «риск-ориентированный надзор». По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, ИТ и массовых коммуникаций, количество плановых проверок в области связи сократилось с 2,7 тыс. в 2012 г. до 427 в 2016 г. В 2017 г. количество плановых проверок будет сокращено еще на 9% – до 391. По словам заместителя руководителя Роскомнадзора Олега Иванова,  в 2017 г. на риск-ориентированный надзор будет «дополнительно переведено 38 видов контроля». Как говорится в публичном докладе службы, основными показателями эффективности органов контроля и надзора «будет являться не количество выявленных нарушений и размер санкций, а размер пре­дотвращенного ущерба». Способы оп­ределения такого размера в публичном докладе не указываются.

Зоны высокого риска для безопасности граждан и государства, а значит, прицельного внимания надзора – незаконное распространение сим-карт и распространение запрещенного контента в интернете.

По информации О. Иванова, в 2017 г. к проверке Роскомнадзора запланированы «Ростелеком», Кост­ром­ская ГТС, «Электросвязь» Чеченской Республики, «Башинформсвязь», «К-телеком», «Почта Крыма», «Мега­Фон», МТС.

Автоматизированный контроль за противоправной информацией. Как сообщил на недавней коллегии А. Жаров, с 1 декабря 2016 г. контроль за исполнением операторами требований по ограничению доступа к противоправной информации осуществляется с использованием автоматизированной системы «Ревизор».

О. Духовницкий: «Якобы непрофильные направления зарабатывают средства для наших вузов, которые финансируются государством на 70%»

Ведомственное образование под угрозой? Сложная структура отраслевого образования, берущая свои истоки в послевоенном времени и строго подчиненная ведомственным задачам, подвергается критике, которая прозвучала и на итоговом заседании Россвязи в апреле из уст заместителя директора Института образования Высшей школы экономики Сергея Малиновского: «Университеты связи оказываются исключенными из широких образовательных программ». НИУ ВШЭ претендует на роль помощника в обновлении образования и повышении его эффективности в отрасли инфокоммуникаций и предлагает: выйти за рамки ведомственного подхода; включить в образовательные программы телемедицину; содействовать ИКТ-грамотности населения; разработать новые форматы интеграции с предприятиями отрасли и обеспечения запросов отрасли; дифференцировать роли связных университетов в образовательном пространстве с несколькими базовыми компетенциями (флагман с академической направленностью и центр постдипломного образования, университет прикладных наук, драйвер развития территориальных кластеров). В упрек вузам, подведомственным Россвязи, ставится то, что они занимаются подготовкой кадров не только по профилю «ИТ и телеком» (из 27 тыс. студентов – «лишь» 20 398 узкопрофильные).

По признанию О.Духовницкого, связные вузы ощущают «неравноправную конкуренцию с непрофильными вузами» по выделению бюджетных средств. «В ведомственных вузах особенно востребована специальность «Экономика и управление», и спрос на нее со стороны наших предприятий высокий, поскольку выпускники знают отраслевую специфику. А Министерство образования советует нам брать экономистов с рынка. Система отраслевого образования работает, дает плоды, нет смысла ее менять. В рамках выполнения общих задач нельзя потерять системное образование», – говорит глава Россвязи.

Н. Никифоров констатирует кадровый дефицит в ИТ-отрасли. «Увеличиваем госзаказ на подготовку ИТ-специалистов. Благодаря совместным усилиям с коллегами из Минобрнауки количество ИТ-специалистов с 2014 г. по 2016 г. выросло более чем на 70%: с 25 тыс. до более 42,5 тыс. Планируем и дальнейшее увеличение в предстоящие годы», – сказал министр в мае на итоговой коллегии ведомства.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!