Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2018
Гузель КУЛИКОВА  17 апреля 2018

В поисках точек роста

Мысль о том, что инновационная экономика должна прийти на смену сырьевой, много лет звучит с трибуны Гайдаровского форума. В начале года эксперты вновь искали ответ на главный вопрос: как сделать, чтобы цифровая трансформация российской экономики была успешной.

Новые технологии и криптовалюты – в центре внимания российских чиновников, бизнесменов и политиков самых разных уровней. Отношения с блокчейном и искусственным интеллектом здесь складываются непростые: одни ими «болеют», другие боятся и не понимают сути происходящих изменений.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин  выделил три технологии, которые повлияют на российскую экономику в ближайшие годы: удаленная идентификация, искусственный интеллект и платформенные решения для электронной торговли и логистики.

М. Орешкин: 

"На российскую экономику в бли­жайшие годы повлияют удаленная идентификация, искусственный интеллект и платформенные ре­ше­ния для электронной торговли и логистики"
 

«Удаленная идентификация – это технология, которая будет менять и банковскую сферу, и сферу госуслуг. Она сделает взаимоотношения между контрагентами, особенно с участием физических лиц, гораздо более комфортными и эффективными», – считает министр. Напомним, что в конце 2017 г. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий с помощью биометрических данных проводить удаленную иден­ти­фикацию потенциальных клиентов банков. Она будет осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и с подтверждением биометрических данных в единой биометрической системе (ЕБС).

От искусственного интеллекта М. Орешкин ожидает в первую очередь повышения эффек­тивности бизнес-процессов: «Если посмотреть на структуру занятости в России и на то, как у нас выстроены различные бизнес-процессы, в том числе на государственном уровне, то мы увидим, что здесь много лишних действий. Внедрение технологий автоматизации и искусственного интеллекта поможет сделать эти процессы эффективными и менее затратными для общества». Третья технология – платформенные решения для электронной торговли и логистики – должна сократить разрыв между конкретным производителем и потребителем товаров в нашей стране и за ее пределами.

 Г. Греф:

«С 2000 по 2017 гг. стоимость выхода интернет-стартапа на рынок уменьшилась в 1000 раз: в 2000 г. она составляла $5 млн, а сегодня – $5 тыс.»

К главной теме дискуссии «Бизнес и государство: модели партнерства в цифровую эпоху» обратился председатель правления Сбербанка Герман Греф.  Он убежден, что «коллаборация между государством и бизнесом» – это перестройка модели управления. Необходимо вовремя реагировать на происходящие изменения с тем, чтобы «не застыть и не оказаться отброшенными на обочину». Именно поэтому важно выбрать новую модель взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательского права. Как показывает опыт, ужесточение регулирования приводит к тому, что бизнес становится изворотливее. «Человек научится докладывать тебе то, что ты хочешь от него услышать. А уж государство с маленькими стартапами, с огромным количеством субъектов! Если мы дорегулируем до того, что работать им будет некомфортно, они уедут в другие юрисдикции», – предупредил глава Сбербанка. Ключевая задача власти – принять «мягкую» модель регулирования и создавать сопутствующую инфраструктуру.

Кстати, во время интерактивного голосования из ответов на вопрос «Что государство должно сделать в первую очередь для развития цифровой экономики России?» большинство участников дискуссии выбрали предсказуемый вариант: «Улучшить бизнес-климат» (см. рисунок). Как и много лет назад, неприкосновенность бизнеса, гарантии прав на интеллектуальную собственность, налоговый режим волнуют россиян куда больше, чем инфраструктура и инвестиции в исследования и разработки.

Рейтинг инновационных регионов

Россия не первый год ищет возможности для переориентации экспорта с сырья на более высокотехнологичные направления. Речь идет как о развитии перспективных производств, так и о поддержке экспортеров.

Для выявления точек роста Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) совместно с Минэкономразвития ежегодно с 2012 г. составляет собственный рейтинг инновационных регионов.

«Мы старались создать рейтинг, который опирался бы на объективные данные и не давал возможности для излишнего субъективизма. Практически по каждому показателю углублялись вплоть до анкет, которыми пользуется Росстат для сбора соответствующей информации», – рассказал Олег Фомичев, статс-секре­тарь – заместитель министра экономического развития России.

В основе принятой методики – подход, используемый Европейской комиссией для проведения сравнительной оценки инновационного развития регионов Евросоюза. В версию 2017 г. вошел новый показатель – инновационная активность региона, который отражает усилия всех участников системы в применении действующих федеральных инструментов, в привлечении инвестиций и во взаимодействии с государственными институтами развития. Кроме того, он оценивает деятельность местных властей в сфере создания объектов инновационной инфраструктуры.

На протяжении всех лет формирования рейтинга тройка лидеров остается неизменной (табл. 1): Москва, Санкт-Петер­бург и Татарстан. Правда в текущей версии Санкт-Петер­бург вышел на 1-е место, а Москва переместилась на 2-е.

В группу сильных инноваторов входят девять субъектов РФ: Томская область заняла 4-е место, Новосибирская – 5-е, Калужская – 6-е, Подмосковье – на 7-й строчке. Впервые в эту группу вошла Ульяновская область, переместившись с 16-го на 8-е место, что обусловлено улучшением ее позиций и по базовым индикаторам рейтинга, и по новым индикаторам инновационной активности региона.

Группу среднесильных регионов составляют 17 субъектов РФ. Здесь яркую динамику продемонстрировала Тюменская область, которая поднялась в рейтинге на 12 позиций. Пример положительного инновационного развития показывает и Новгородская область (+17 позиций), что в основном связано с улучшением значений базовых индикаторов рейтинга.

Достоинства и ограничения рейтинга проанализировал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Олег Голиченко.  Он отметил, что прямая связь исследователей с госучреждениями и инновационными предприятиями, предоставившими информацию, – большое достоинство рейтинга. Вместе с тем из исследования «выпали» средние предприятия, хотя именно они очень активны в инновационной деятельности. На данный момент рейтинг отражает лишь общую картину, созданную «крупными мазками».

Центры притяжения

Более детальный анализ был представлен в национальном докладе «Высокотехнологичный бизнес в регионах России», подготовленном РАНХиГС и АИРР совместно с группой «Интерфакс». Цель исследования – определить потенциальные точки несырьевого роста российской экономики на основе анализа региональной структуры и тенденций развития высокотехнологичного бизнеса за 2010–2016 гг.

По мнению авторов, система индикаторов дает представление о том, где выгодно вести бизнес и какие регионы в этом преуспели. В числе ключевых условий – ресурсы капитала, труда, институциональная среда, инфраструктурная обеспеченность и научный потенциал регионов (табл. 2).

«Основная проблема в развитии высоких технологий в России – нехватка кадров. Квалифицированные кадры продолжают покидать нашу страну, – с горечью констатировал старший научный сотрудник РАНХиГС Степан Земцов.  – Сейчас, по нашим оценкам, в высокотехнологичном секторе занято примерно 15 млн человек, но эта цифра постепенно уменьшается». Вместе с тем более 20% сотрудников hi-tech-предприятий работают в трех регионах: Москва, Подмосковье и Санкт-Петер­бург. На основе анализа данных о миграции высококвалифицированных специалистов были оценены наиболее значимые региональные факторы, способствующие привлечению специалистов.

Сегодня центрами притяжения креативного класса являются Подмосковье, Татарстан, Санкт-Петер­бург, Воронежская, Белгородская, Тюменская, Липецкая, Ленинградская, Нижегородская области и Москва. Аналитики обращают внимание на то, что привлекательность столицы снижается (индекс упал с 0,84 в 2007 г. до 0,71 в 2016 г.). Данный тренд связан с соотношением доходов и прожиточного минимума. Это дает возможность другим регионам переманить кадры путем организации новых производств, создания должной инфраструктуры, повышения доступности жилья и комфортности проживания. Комфортность проживания представители бизнеса считают важным фактором, наряду с интенсивностью проверок и доступом к капиталу. Совет особенно актуален для руководителей районов с теплым климатом.

Вместе с тем один из наиболее значимых показателей развития высокотехнологичного бизнеса – создание стартапов. В 2016 г. было создано 64 907 технологических стартапов, что на 21% больше, чем в 2010 г; в совокупности за период 2010–2016 гг. в стране появилось 409,4 тыс. молодых технологических компаний.

Аналитики констатируют, что рост технологического предпринимательства тесно связан с развитием инфраструктуры региона. В данном аспекте лидирует Татарстан. В Тюменской области драйверами роста инновационных предприятий являются высокая концентрация капитала, масштабные инвестиционные проекты, требующие субподрядчиков, и увеличение госзакупок.

«Есть много регионов, где сложились хорошие условия и есть ресурсы для развития высоких технологий», – подвел итоги С. Земцов. Авторы доклада считают, что их труд может быть использован как аналитический инструмент для развития технологий в структуре региональных экономик.

Надежды на помощь государства

В 2016 г. в рамках политики инновационного развития экономики запущен новый проект «Национальные чемпионы», призванный вырастить за несколько лет более 10 российских частных высокотехнологичных компаний с объемом продаж не менее $500 млн каждая. К концу 2020 г. половина компаний-участниц обязана нарастить объем высокотехнологичного экспорта в четыре раза, как минимум две компании должны выйти на объемы продаж в $1 млрд в год и не менее десяти – $500 млн в год.

Напомню, что на первом этапе было отобрано 30 компаний-лидеров, которым на протяжении 2017 г. оказывалась индивидуальная информационно-консультационная поддержка, помощь во взаимодействии с органами власти и институтами развития, госкомпаниями, в продвижении на зарубежных рынках с привлечением торговых представительств РФ.

На втором этапе в 2017 г. в проект вошли 32 новых участника, в числе которых 13 компаний, работающих в сфере ИКТ. Многие из них хорошо известны на нашем рынке: «ИнфоВотч», «ИнфоТеКС», «Лаборатория Касперского», «Эйдос-Медицина», Лаборатория «Вычислительная меха­ника».

Директор департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин подчеркнул, что усилия институтов развития сконцентрированы на лидерах рынка, которые уже доказали свою конкурентоспособность и умеют наращивать объемы продаж и производства: «Здесь мы говорим в первую очередь о поддержке по линии экспорта (Российский экспортный центр), создании новых мощностей (Фонд развития промышленности). Также рассчитываем, что в этом году эффективно подключатся Внешэкономбанк и "ВЭБ Инновации"». Помощь планируют оказывать и федеральные министерства, например, Минобр­науки выделит субсидии на НИОКР. Отдельным направлением станет работа по вовлечению «чемпионов» в Национальную технологическую инициативу, чтобы бизнес мог воспользоваться мерами поддержки в рамках НТИ. Среди задач проекта – помощь высокотехнологичным компаниям в выходе на рынок капитала, проведение IPO и размещение облигаций. Стоит отметить, что из 62 компаний, входящих в проект, 24 – московские, 12 – из Санкт-Петербурга, четыре – из Московской области, три компании – из Томской области и по две компании пришлось на Татарстан, Новосибирскую область и Пермский край.

Отбор компаний в проект осуществляется на базе рейтинга «ТехУспех», который разработан Российской венчурной компанией в партнерстве с НИУ ВШЭ. Анкетный опрос участников проекта «Национальные чемпионы», проведенный разработчиками рейтинга, показал, что в ближайшие пять лет высокотехнологичные компании планируют прежде всего наращивать компетенции, связанные с разработкой и коммерциализацией новых продуктов, а также совершенствовать производственные процессы. Уже сегодня почти 74% опрошенных компаний действуют на внешних рынках и только 5% не планируют экспортировать свою продукцию. Работа на внешних рынках, по мнению 28% респондентов, позволяет подтвердить конкурентоспособность продукции в глазах отечественных потребителей, 22% компаний отметили, что поставки на экспорт ведутся много лет и являются традиционным направлением деятельности, а 21% опрошенных рассматривает экспорт как средство преодоления ограниченности внутреннего рынка.

По сравнению с 2016 г. произошел сдвиг. Компании больше ожидают господдержки и учитывают ее в своих планах: 39% компаний считают, что без помощи государства часть запланированных показателей не будет достигнута. В 2016 г. такой позиции придерживалось 20% компаний. Бизнес ждет от государства уже не только финансовых ресурсов, но и административной помощи для решения вопросов в органах власти, организации бесплатных образовательных программ для переподготовки кадров, а также получения консультаций при выходе на иностранные рынки. На софинансирование со стороны государства они рассчитывают и в проведении своих будущих НИОКР.

С точки зрения Александра Идрисова,  основателя Strategy Partners Group, у большинства участников есть хорошая возможность для дальнейшего роста и развития. Однако «национальные чемпионы» недооценивают свой потенциал роста. Он вспомнил, как при запуске проекта у многих компаний-участниц были сомнения: «Может быть, нам тихо посидеть и подождать, когда станет поспокойнее?». «Мы им говорим, что вашим детям не нужны "заводы-пароходы", им нужны ликвидные акции. И то, что сегодня начал развиваться фондовый рынок – это выход для большинства владельцев бизнеса», – резюмировал эксперт.

Особенности реализации проекта в 2018 г. – фокус на новые рынки НТИ, вовлечение в осуществление программы «Цифровая экономика РФ», формирование новых механизмов привлечения инвестиций (краудфандинг, краудлендинг). Хочется верить, что проект не превратится в очередной пшик, а станет действенным инструментом поддержки частного бизнеса со стороны государства.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!