Рубрикатор |
Статьи |
Алексей ШАЛАГИНОВ  | 10 мая 2018 |
Зачем АТС переезжают в дата-центры
Виртуализация сетевых функций NFV — общая тенденция цифровой трансформации сетей связи, которая призвана вывести телеком-отрасль из кризиса, расширить функционал, снизить расходы, повысить доходы гибкость и эффективность бизнеса операторов.
Перевод аппаратных, физических функций телекоммуникационной сети на программные платформы – это тот путь, по которому идут практически все операторы связи, как российские, так и зарубежные. И у тех, кто этот путь пока игнорируют, в будущем не останется выбора.Концепция CORD родилась в некоммерческой организации под названием ON.Lab, которую основали изобретатели SDN из Стэнфордского Университета (Stanford University) и Университета Беркли (UC Berkeley) в Калифорнии. Эта концепция была с энтузиазмом воспринята разработчиками услуг крупнейшего оператора связи США AT&T в начале 2016 года, и в августе того же года AT&T уже провела «полевые испытания» данной концепции.
Традиционные сети связи можно упрощённо представлены на рисунке ниже.
Рис. 2. Традиционные сети оператора
Комментарии к данной картинке, я думаю, излишни. На нижнем фото справа показано оборудование традиционной АТС, которая располагается в здании, как на верхнем фото. Здания АТС очень во всём мире похожи.
Сеть оператора обычно содержит тысячи, десятки тысяч, таких узлов связи. Причем, для каждого вида сети (фиксированной, мобильной, корпоративной и пр.) – эти узлы разные: по архитектуре, оборудованию, платформам, хотя физически и могут располагаться в одном здании. Каждый узел может обслуживать несколько тысяч домашних, рабочих или мобильных телефонов. Если оператор хочет ввести новую услугу или функцию, то необходимо модернизировать оборудование ВСЕХ узлов сети. Или по крайней мере, расположенных в той области сети, где оператор хочет эту услугу ввести.
Однако, реальность такова, что каждый узел может содержать до сотни и более видов оборудования различных типов и различных производителей. Поэтому любая модернизация сети оператора или ввод новых функций – это очень затратное мероприятие, занимающее длительное время, до нескольких месяцев. Часто бывает так, что после внедрения новой функции на всех узлах сети, эта функция либо устаревает, либо становится не нужна. Это ведёт к тому, что сети операторов очень медленно эволюционируют. Затратная часть растёт, требования к полосе пропускания растут, а тарифы падают (ну или уж точно не растут). Абоненты в массовом порядке снимают домашние телефоны. Среди мобильных абонентов всё более модным становится использовать мессенджеры – это и удобнее, и качество выше (там, где мобильный ШПД есть, разумеется, а его уже и мало где нет), и функций больше – можно обмениваться картинками и видео прямо при разговоре, например. Это приводит к тому, что традиционная телефония постепенно отмирает.
Однако, уже с середины 90-х известна такая вещь, как «компьютерная телефония» или VoIP. Это означает, что любую АТС можно «эмулировать» на компьютере, или группе мощных компьютеров (серверов). Собственно, именно эта технология и лежит в основе концепции CORD.
Сегодня этот принцип известен как «виртуализация сетевых функций» NFV (Network Function Virtualization).
Виртуализация сетевых функций АТС в стандартном серверном оборудовании дата-центра (видов которого всего три: сервер, система хранения и коммутатор), позволяет производить ввод новых услуг и функций быстро и легко. Удельные затраты при этом также снижаются. Например, три сменных сервисных инженера на обычном узле связи могут обслуживать около 10 тыс. условных абонентских линий (стандартная ёмкость городской АТС). А в CORD эти же три инженера могут обслужить НЕСКОЛЬКО СОТ ТЫСЯЧ и более условных абонентских линий. И это только один аспект – снижение операционных затрат ОРЕХ, которые, впрочем, составляют основную статью расходов любого оператора связи.
Рис. 3. Переход от традиционной АТС к CORD
Не следует, разумеется, думать, что CORD строится так: из здания АТС выносится всё оборудование, и там расставляются стойки с серверами дата-центра (хотя, разумеется, площади АТС можно и под дата-центр использовать). В одном дата-центре, который связан с другими дата-центрами, можно реализовать много АТС, много мобильных коммутаторов, много другого оборудования телеком-сети, которое будет централизованно обслуживаться, и которое будет использовать централизованные программные платформы для услуг и функций.
Основным преимуществом CORD является то, что в такой архитектуре можно разместить практически все разнотипные сети: фиксированные, мобильные, корпоративные, мультимедийные, и пр., на стандартной переиспользуемой инфраструктуре, по принципу «многоарендности» (multi-tenant). Принцип multi-tenant показан на рисунке ниже.
Рис. 4. Принцип multi-tenant
Кроме того, в такой унифицированной сети гораздо легче вводить новые функции и услуги для абонентов, кроме того, унификация и автоматизация операций значительно снижает расходы на управление и обслуживание.
Источник: https://shalaginov.com
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!