Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2019
Игорь БАКЛАНОВ  24 апреля 2019

Научно-техническая революция SMART

Информационная революция как процесс наращивания объемов данных сходит на нет – но она продолжится как процесс интенсификации генерации и потребления информации.

– Ничего не понимаю! Нет, это не золото!
– Пилите, Шура, пилите!
И.Ильф, Е.Петров. «Золотой теленок»

Научно-техническая революция (НТР) в информационных системах идет уже более 30 лет, на протяжении жизни двух поколений профессионалов, и стала нам привычной. Она пришла к нам тремя волнами:
  • Цифровизация систем связи. В нашей стране она началась в середине 90-х годов прошлого века. Эта волна принесла качественные изменения в технологии систем связи. Был осуществлен переход от аналоговых систем передачи и коммутации к цифровым системам. Полномасштабная НТР охватила все стороны технологии телекоммуникаций, но не вышла за границы мира связи: телефон остался тем же.
  • Мобильная связь. Этот этап в корне изменил представление о принципах телекоммуникаций. В практику связистов вошли понятия роуминга, домашней и гостевой сети, персонификации услуг, хэндовера и т.п. Новая волна НТР оказалась масштабнее предыдущей. Она вышла за границы связного сообщества, сформировав новые ценности мировой цивилизации, и они оказались настолько важными, что легли в основу нового уровня коммуникаций – персональных телекоммуникаций.
  • Информатизация всего и вся. Эти процессы также начались в конце 90-х, но развиваются до сих пор. У них много обозначений: NGN, Глобальное информационное общество, программа «Электронная Россия», революция интернета, цифровая экономика и пр. и пр. Эта волна НТР оказалась масштабнее революции мобильных сетей, потому что целью ее является привнесение информационных технологий во все сферы жизни, глобальная «интернетизация» общества и его структур. Речь уже не о создании новых сущностей и культурных ценностей – ставится задача глобального преобразования всех областей деятельности человека, перестройки всей мировой цивилизации.
Можно дискутировать на тему, являются ли три волны НТР последовательными революциями или тремя проявлениями одного процесса. Это вопрос классификации, мнений и вкусов. Важно другое: уже второе поколение специалистов живет в состоянии постоянного инновационного подъема.

Рост до бесконечности?

Мы привыкли к НТР под лозунгом «Быстрее, выше, сильнее». Ежегодно мы читаем в отчетах о росте объемов передаваемой информации и производительности процессоров, об увеличении спроса на информационные услуги, наращивании производства и все большем разнообразии гаджетов. Все эти данные означают только одно: идет бурное развитие по экстенсивному пути, по пути наращивания объемов информации. В этом и состоит идея перманентной революции: что бы ни происходило в мире, объемы генерируемой, передаваемой и потребляемой информации растут. Появляются еще более масштабные ЦОДы, более прогрессивные гаджеты, более производительные компьютеры и т.д.

В этой идее есть один изъян – непрерывное и постоянное экстенсивное развитие до бесконечности технически невозможно. Должен существовать предел – просто потому, что столько информации не нужно. По мере приближения к этому пределу интенсивность роста будет замедляться, пока не сойдет на нет. Наша привычка говорит о том, что информатизация будет идти по старому, экстенсивному пути. Логика говорит о том, что когда-то этому наступит конец.

Когда же он может наступить? На самом деле скрытая за победными реляциями правда состоит в том, что поступательное развитие информационной НТР замедляется, и это процесс уже вчерашнего дня.

Признаки замедления

Первые предвестники нового состояния революции появились еще лет пять-шесть назад. Индикатором развития технологий всегда был рынок лабораторной измерительной техники. Связь здесь простая: чтобы разработать новые устройства связи, нужно оснастить лаборатории соответствующими приборами, поэтому рынок измерительного оборудования опережает телеком-рынок на три-четыре года. Сначала появились анализаторы и имитаторы АТМ, а потом уже – коммутаторы АТМ; точно так же произошло с WiMAX, LTE, MPLS и прочими технологиями. Таким образом, прослеживая тенденции на рынке лабораторного оборудования, можно эффективно прогнозировать вектор научно-технического прогресса в отрасли.

Признаком этапа экстенсивного развития НТР стало появление лабораторных генераторов и анализаторов трафика. Дальше этот процесс шел по линии имитаторов трафика 1G, 10G, 100G… 400G. Одновременно росло количество выпускаемых имитаторов… до 2014 г. Именно в том году наметилась интересная тенденция: все производители лабораторного оборудования стали делать акцент на интенсификацию, т.е. на анализ информации. Появились имитаторы DDoS-атак, высокоскоростные анализаторы стеков протоколов, целые комплексы для тестирования соответствия спецификаций и пр. К 2015–2016 г. доля этого сегмента лабораторных устройств превысила долю традиционных трафиковых имитаторов. А через несколько лет мы уже видим результаты: экстенсивное развитие замедляется.

Реальность и видимость

Посмотрим в лицо фактам. Во-первых, вслед за стандартом на 100G ничего нового не образовалось. Говорят о стандартах 400G, 800G и более… и даже выпускают оборудование. Производители торжественно показывают его как свидетельство новизны и своего профессионального уровня. Но массовое производство и внедрение такого оборудования как-то притормаживается.

Во-вторых, технология 4G/LTE не вошла в полную силу. В соответствии со стандартом абонент 4G может получать до 50 Мбит/с трафика на абонентское устройство. Но тогда на базовую станцию должен приходить трафик до 10 Гбит/с. А это означает полную реконструкцию всей сотовой сети: ее нужно по сути построить заново, потому что базовые станции в ней должны подключаться не на несколько потоков Е1 или канал в 100 Мбит/с, а на транспортный канал в 10 Гбит/с. Такая реконструкция операторам сотовой связи оказалась не по силам. Они постарались договориться о совместном использовании транспортных и радиосетей, но не договорились. Тогда было принято соломоново решение: поднять стек протоколов, а реконструкцию вести эволюционно. На телефоне написано LTE, следовательно, 4G успешно работает. Так вместо реальных достижений технологии мы получили витрину… Но этого никто не заметил! Потому что даже 8 Мбит/с на абонента уже хорошо, а разницу между 15 и 50 Мбит/с на мобильный телефон он просто не заметит.

Сколько замечательных технологий было придумано в последнее время: IoT/IIoT, 5G, видеонаблюдение во всех сферах жизни, доктрина «цифровой экономики», наконец. Сторонники экстенсивного развития революции давят на все рычаги, чтобы подстроить реальность под доктрину, формируют все новые идеи, которые должны увеличивать объемы генерируемой, передаваемой и потребляемой информации. Но при этом страдает уровень обоснованности таких решений. В период 2014–2016 гг. было построено много ЦОДов, и сейчас большинство из них переполнено информацией. Но существенная ее часть – это, например, данные систем подъездного и дворового видеонаблюдения, фактически информационный хлам, специально созданный для заполнения ЦОДов.

Революция SMART

Давайте порассуждаем, что происходит с технологией, если она подходит к своему пределу расширения? Правильно: она модернизируется. Даже устаревшая технология не умирает сразу, она должна пройти этап интенсификации.

Научно-техническая революция – не перманентное движение под лозунгом «Быстрее – выше – сильнее». Это качание маятника между экстенсивным и интенсивным развитием. Когда идет экстенсивное развитие, технология охватывает все новые и новые горизонты, многие вопросы оставляются в стороне. В обстановке, когда все бегают с тачками на стройке, нет времени для обеспечения качества и культуры труда. Эти вопросы возникают тогда, когда спадает накал работы, сроков и требований. Тогда можно остановиться и обустроить все процессы. Начинается процесс интенсификации.

Информационная революция сходит на нет как процесс наращивания объемов информации. Но она продолжится как процесс интенсификации информационной генерации и потребления. Нам не нужно столько информации, сколько предлагают современные сети. Но мы можем ставить новые вопросы: например, не «сколько информации получает абонент», а «какую информацию он получает». Тогда на первый план выйдут совершенно новые подходы и технологические системы, а именно:
  • метрология;
  • синхронизация;
  • управление сетями;
  • эффективность распределения ресурсов в самой широкой трактовке;
  • персонификация данных и услуг;
  • информационная безопасность;
  • любые манипуляции с информацией (шифрование, выравнивание, экранирование, DPI и пр.).
Эти направления развития исторически были маргинальными. Они развивались, но их бюджеты были несопоставимы с масштабными процессами реконструкции и трансформации сетей связи. На новом витке НТР эти технологии станут доминирующими.

Новая научно-техническая революция – это искусственный интеллект и блокчейн, современные ИТ-проекты и манипуляции с информацией в самом широком смысле. Можно назвать ее революцией SMART, потому что в центре ее – концепция «умной информации», включая умную генерацию и умное потребление.

Какие возможности открывает революция SMART перед нашей страной? Думается, самые широкие. Со времени распада СССР наша страна потеряла все позиции в производстве электроники, поэтому мы проиграли экстенсивный этап НТР. Но интенсивные технологии, и в первую очередь технологии информационной безопасности, у нас развивались на мировом уровне. В новой революции SMART у нас неплохие шансы, нужно только направить усилия в нужную сторону. Возможно, это и есть эффективная доктрина импортозамещения. Главное – не проморгать новую волну НТР, не поддаться на заклинания апологетов экстенсивного развития отрасли и не увлечься процессом распила гирь, в которых уже давно нет золота…
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!