Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  02 декабря 2019

Цифровая экономика-2019: достижения и проблемы

Внутригосударственные процессы цифровизации идут полным ходом, а по числу подключений к интернету социально значимых объектов Россия даже опережает график, но в области законодательства проблем еще немало.

Об этом сообщил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков на панельной дискуссии конференции TAdviser Summit, подводя итоги первого года выполнения нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». 

Достижения и планы

Наибольших успехов удалось добиться в направлении «Информационная инфраструктура». До конца года к интернету будет подключено почти 18 тыс. социально значимых объектов: школ, фельдшерско-акушерских пунктов и пожарных частей – это в три раза больше, чем было подключено в прошлом году. 

Первоначально социально значимые объекты страны планировалось обеспечить доступом в интернет к концу 2024 года, но использование аукционов позволило внести коррективы: все объекты будут подключены уже до конца 2021 года, причем стоимость проекта снизилась со 140 млрд руб. до 50 млрд руб. «Победителями аукционов стали полтора десятка компаний. Экономия бюджетных средств за счет аукционных процедур составила 90 млрд руб.», – отметил Константин Носков.


Запущены внутригосударственные процессы цифровизации: создаются единая технологическая архитектура информационных систем органов исполнительной власти и государственная единая облачная платформа (ГЕОП ).

Идут работы по направлению «Цифровое государственное управление». На днях на портале «Госуслуги» зарегистрировался стомиллионный пользователь. Российский портал госуслуг – один из самых посещаемых порталов подобного рода в мире, и сервис продолжает развиваться. 

«Нужны качественные изменения, которые будут реализованы через суперсервисы», – заявил Константин Носков. Первый такой суперсервис – «Европротокол онлайн» – уже запущен в пилотном режиме в пяти регионах, прототипы еще 15 размещены на портале для общественного обсуждения. Более 80% пользователей одобряют появление новых услуг. «Мы надеемся охватить порядка 90% ситуаций, в которых гражданин соприкасается с государством», – поделился планами глава министерства.

Заместитель министра здравоохранения РФ Елена Бойко рассказала о запускаемом в следующем году суперсервисе «Мое здоровье», который «нацелен не на предоставление государственных услуг в электронной форме, а на результат». Например, собрать медицинскую документацию для ребенка, отправляемого в детский оздоровительный лагерь, подтвердить медицинскими справками здоровье перед работодателем. Или заменить водительские права – медицинская справка будет передаваться через СМЭВ непосредственно в базу МВД. Данные в суперсервис будут поступать как от государственных, так и от коммерческих организаций. «Принципиально, что именно гражданин будет распоряжаться своими данными и давать разрешение на их использование врачами», – добавил Константин Носков.

В прошедшем году более десяти тысяч руководящих работников здравоохранения прошли обучение под патронажем программы «Цифровая экономика». Специалисты смогли узнать о работе цифровых технологий и понять преимущества их использования в здравоохранении. Среди них – технологии искусственного интеллекта. Пилотные проекты с ИИ демонстрируют хорошие результаты, эти сервисы, по словам Елены Бойко, могут предоставлять так называемое второе мнение. Другое направление – телемедицина. Предполагается, что онлайн-расшифровка цифровых электрокардиограмм снизит смертность от сердечно-сосудистых заболеваний жителей деревень.

Проблемы законодательства и архитектуры

Буксуют работы по направлению «Нормативное регулирование». «Законы зачастую ломают принципиальные устои, поэтому их сложно согласовывать. Полностью приняты только три закона, большая часть находится на рассмотрении в Государственной Думе», – отметил Константин Носков. 

Другой проблемный вопрос – согласование с военными использования  радиочастотного спектра для сетей 5G. Пилотные проекты таких сетей были запущены в текущем году.

Отвечая на критические замечания о недостаточном уровне освоения средств, выделенных на нацпрограмму «Цифровая экономика», министр пояснил, что такое положение объясняется спецификой работ в сфере ИТ. В настоящее время кассовое исполнение составляет около 20%, но по итогам 2019 года достигнет 85%.

Участники дискуссии обратили внимание и на другие проблемы реализации программы. В частности, на необходимость особого порядка госзакупок в сфере ИТ, который давал бы возможность заключения долгосрочных госконтрактов. Мешает и отсутствие гибкости госконтрактов. Иногда по промежуточным результатам видно, что отдельные работы не нужны, но их все равно приходится выполнять. А необходимость других работ выявляется в процессе реализации проекта, но их трудно включить в план, поскольку они не указаны в техническом задании. В этих условиях трудно применять современные методики разработки, такие как DevOps и Agile.

Отмечалась необходимость структуризации работ, выделения общесистемных подходов, обеспечивающих возможность повторного использования создаваемых по заказу государства компонентов, простоты модернизации уже внедренных систем, преемственности в разработке.

Понятные всем участникам правила создадут комфортный и прозрачный рынок разработки систем программного обеспечения. «В конечном счете, мы вышли на постановку задач единой технологической архитектуры, единой среды разработки, на понимание проблем, связанных с национальной системой управления данными, сформулировали понятия и основные концептуальные вопросы по государственной облачной платформе. Это основа для быстрого движения вперед», – пояснил директор ФГБУ НИИ Восход Андрей Бадалов.

«Это полезно не только пользователям, у которых код лежит мертвым грузом, но и разработчикам, которые будут брать из библиотеки готовые кусочки решений», – добавил генеральный директор «РТ-Лабс» Максут Шадаев.

Речь идет не только о программировании, но и о полном цикле создания информационных систем, включающем разработку документации, описание бизнес-архитектуры, разработку ПО, внедрение и сопровождение. «По сути, мы говорим не только о национальной системе управления данными, но и о национальной системе управления знаниями», – считает Андрей Бадалов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!