Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Татьяна БОЧАРНИКОВА  26 февраля 2020

Мультиклауд будет доминировать

Сложность переноса на новую площадку большого объема накопленной в облаке информации, ограниченная доступность глобальных облаков и законы о суверенитете данных сдерживают развитие мультиклауда. Тем не менее со временем мультиоблачная модель станет доминирующей.

Термин «мультиоблако» появился совсем недавно – он вошел в обиход в связи с тем, что многие предприятия начали брать разные типы облачных услуг от разных облачных провайдеров. Так родилась концепция мультиоблачности, которая сейчас набирает популярность благодаря повышению надежности и расширению функционала облачных сервисов, а также сокращению затрат при их использовании. Концепция мультиоблака является логическим продолжением концепции гибридного облака, представляющего собой связку публичного и частного облаков компании.

При мультиоблачной модели заказчик получает возможность менять поставщиков внешних облачных ресурсов в зависимости от того, что ему в данный момент выгоднее. Именно исходя из этой логики мультиоблака, безусловно, предлагают более взвешенные финансовые возможности для построения ИТ-решений. Наиболее важными свойствами на сегодня считаю возможность выбора сервисов из нескольких облаков, наличие единой системы управления ресурсами нескольких провайдеров и возможность беспроблемной переброски нагрузки между облаками. 

Рынок мультиклауда в России нельзя пока назвать сформировавшимся, хотя зачатки его имеются – у нас не присутствуют в полной мере основные игроки, такие как Microsoft Azure, Amazon Web Services и Google Cloud. Тем не менее  компании, использующие мультиоблачные решения для своего бизнеса, есть.

Мультиклауд в России востребован, как правило, небольшими компаниями, в том числе стартапами, которым нужно быстро развернуть тест-зону. Кроме того, он может быть интересен компаниям, управление данными в которых сопряжено с неравномерными нагрузками на ресурсы или у которых данные отличаются большим разнообразием по ценности, предназначению и особенностям обработки. 

Выбор между использованием одного облака и мультиоблачной стратегией зависит от того, какую роль в управлении данными видит бизнес для своей ИТ-службы или сервис-провайдера, а также от того, где физически расположены данные и приложения. В большинстве случаев использование мультиоблака -- не сознательный выбор, а некая предопределенность. То, как компании формируют свою ИТ-инфраструктуру, подбирая лучшее для себя у разных производителей, может воспроизводиться и при выборе сервис-провайдеров. Многие из них будут использовать разные облака, и выбор этот чаще всего будет продиктован различными отделами и бизнес-подразделениями.

При переносе бизнеса в облако предприятия часто не задумываются о проблемах, с которыми столкнутся, если решат сменить облачного провайдера или перевести системы обратно на свою площадку. Например, сложностью становится перемещение на новую площадку огромного количества данных, накопившихся в облаке. Перенос 1 Пбайт данных может занять неделю, да и сам процесс довольно дорог. Таким образом, у клиента появляется зависимость от облачного провайдера, ограничивающая возможности оптимизации бизнеса, и это один из сдерживающих факторов для развития мультиклауда.

Отсутствие, точнее ограниченная доступность на российском облачном рынке крупных игроков (Microsoft Azure, AWS, Google Cloud Platform) – еще один сдерживающий фактор развития мультиклауда, поскольку пока нет отечественного облачного провайдера, готового предоставить клиентам такой же набор услуг, что и современные гиперскейлеры. Хотя, надо признать, что работа в этом направлении ведется. Также сдерживающим фактором является низкое доверие к сервис-провайдерам на российском рынке. 

Кроме того, принятые как Россией, так и многими другими странами, законы о суверенитете данных существенно ограничивают выбор территорий, где данные могут физически храниться, а значит, ограничивают и количество облаков, которые можно использовать. 

Но несмотря на все ограничения, гибридные облака в целом и мультиоблака в частности будут превращаться в одну из доминирующих моделей управления данными. До недавнего времени практически все корпоративные приложения, за исключением «рожденных» в облаке мобильных или IoT-приложений, планировалось внедрять в первую очередь on-premise. И только потом рассматривались опции и требовалось обоснование внедрения облачного решения. Думаю, что в течение ближайшего десятилетия эта ситуация изменится – обосновывать придется уже не облачный сценарий, а on-premise.

Татьяна Бочарникова, директор, NetApp в России и СНГ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!