Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2020 |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  | 06 апреля 2020 |
Время «больших»: M&A на рынке коммерческих ЦОДов
Бизнес коммерческих дата-центров заметно укрупнился в последние несколько лет. На конец 2019 года Synergy Research Group насчитала в мире уже 348 сделок общим объемом $75 млрд. TMT Finance пишет о 31 сделке в 2019 году общим объемом $30 млрд.
Более трети всего объема сделок связаны с крупнейшими глобальными операторами дата-центров Equinix и Digital Reality (по оценкам Synergy Research Group, на их долю пришлось более 30% всех сделок на рынке). К крупным сделкам можно отнести приобретение американским оператором дата-центров Digital Reality нидерландской Interxion за $8,4 млрд с учетом долгов последней (через обмен акциями). К концу октября 2019 года под управлением Interxion находились 53 ЦОДа в 11 европейских странах и 13 городах, включая Франкфурт, Амстердам и Париж. Эта сделка позволила Digital Realty увеличить количество ЦОДов до более чем 260 в 20 странах.
Анализ сделок подтверждает рост интереса к инвестициям в дата-центры и со стороны институциональных инвесторов. Почти половина объема всех сделок в сегменте ЦОДов пришлась на инвестиционные фонды private equity.
Среди потенциально крупнейших сделок институциональных инвесторов – намерение шведского инфраструктурного фонда EQT приобрести EdgeConneX (шт. Вирджиния, США) за $2,5 млрд (ведутся переговоры). Компания EdgeConneX основана в 2009 году, управляет 43 дата-центрами, имеет планы расширения в Европу.
Другой пример – американский фонд инфраструктурных инвестиций Digital Colony, который через свою портфельную компанию Vantage Data Centers (управляет дата-центрами в шт. Вирджиния, США) вышел на европейский рынок посредством приобретения компании Etix Everywhere. Таким образом компания будет присутствовать в 11 странах. Vantage планирует инвестировать в свою европейскую экспансию около $2 млрд.
Другой американский фонд инфраструктурных инвестиций – Brookfield Infrastructure Partners – вышел на рынок дата-центров совместно с Digital Reality. Партнеры создали СП для приобретения бразильского дата-центра Ascenty за $1,8 млрд. Brookfield вложил $613 млн за приблизительно 49% уставного капитала совместного предприятия, которое владеет и управляет бразильским дата-центром.
В 2019 году европейский фонд Asterion Industrial Partners подписал с Telefónica соглашение о намерениях приобрести 11 из ее 23 дата-центров за €550 млн. В периметр сделки не вошли серверы Telefónica, используемые компанией для собственных нужд и предоставления услуг клиентам. Telefonica будет продолжать оказывать весь перечень услуг, в том числе с использованием инфраструктуры 23 дата-центров, включая те 11, которые выставлены на продажу.
Южнокорейская Shinhan Investment Corp. затратила порядка $162 млн в рамках сделки AMP Capital общим объемом $763 млн на приобретение американской компании Expedient (управляет 11 дата-центрами в США, предоставляет услуги ЦОДов и облачных вычислений).
Региональная экспансия операторов дата-центров через слияния и поглощения, в том числе с участием институциональных инвесторов, уже стала эффективной стратегией для многих игроков рынка, а укрупнение глобального рынка дата-центров – логичным этапом его эволюции.
Тенденция укрупнения коммерческих ЦОДов наблюдается и в России. «Ростелеком» уже на протяжении нескольких лет занимается покупкой наиболее привлекательных активов. Благодаря ряду приобретений общим объемом 25,1 млрд руб (без учета чистого долга) компания стала крупнейшей на рынке коммерческих ЦОДов с долей почти 26%.
Ожидается, что тенденция укрупнения ЦОДов продолжится, небольшие и средние игроки будут постепенно «вымываться» с рынка. Способствовать «вымыванию» будет то обстоятельство, что многие коммерческие дата-центры были построены в 2000-х годах. Срок эксплуатации инженерного оборудования ЦОДа составляет примерно 10 лет, поэтому многим дата-центрам может потребоваться модернизация. Для операторов ЦОДов, имеющих единственную площадку, это может стать серьезной проблемой.
А значит, чтобы сохранять конкурентоспособность, нужно постоянно расширять свои мощности, строить и развивать новые площадки. Либо готовиться к «выходу» с рынка и искать покупателя на свой актив.
Татьяна Толмачева, партнер, iKS-Consulting