Антон САЛОВ 
|
20 января 2021 |
Облачные итоги-2020
Пандемия СOVID-19, удаленная работа, спрос на облачные коммуникации, региональная экспансия ЦОДов, рост гиперскейлеров, активность операторов связи и крупнейших банков страны – самые заметные явления на российском облачном рынке в 2020 году.
COVID, изоляция и «удаленка»
Пришедшая из Китая пандемия COVID-19 раз и навсегда перечеркнула привычный уклад жизни миллиардов людей и множества бизнесов. Однако облачному провайдингу эти события оказались на руку. Внезапно возникшая необходимость перевести всех, кого только можно, на удаленный режим работы вызвала весной взрывной спрос на VDI и вынос корпоративных систем в облака для обеспечения доступности из «домашних офисов».
Рынок столкнулся с нехваткой ноутбуков – перебои в выпуске продукции в Китае наложились на необходимость оборудовать для каждого члена семьи старше шести лет отдельное рабочее место с широкополосным доступом к интернету. Не все работодатели были готовы выдать компьютер сотрудникам на дом и обеспечить с него или с домашнего компьютера доступ в сеть компании для исполнения ежедневных рабочих обязанностей. Срочно переписывались модели угроз и ИТ-бюджеты: на кону стояло выживание бизнеса. Лучше всего с этим справились крупные компании, несмотря на более высокие требования к безопасности: у них были ресурсы, которые можно было кинуть в топку трансформации бизнес-процессов для перехода на «удаленку». Ближе к осени, когда первая волна отступила, ИТ-руководители «Ростелекома», Mail.ru Group, «Билайна», «МегаФона», «Лаборатории Касперского», «Сибура» и других компаний рапортовали об успешном переводе офисных сотрудников на удаленный режим работы. Многие задержались на нем до конца года и дальше. Некоторые из них, например «Росатом», успешно совместили цифровую трансформацию с выполнением плана по импортозамещению. Речь идет не о системах виртуализации и средствах VDI, тут в корпоративном мире по-прежнему превалирует VMware. Но прикладное ПО и даже операционные системы были заменены на отечественные. Об этом, в частности, рассказывал Сергей Мигалин, CFO «Росатома», выступая на профильных конференциях.
Пока одни провайдеры едва успевали «поднимать виртуалки» и организовывать VDI для крупных клиентов, а гиперскейлеры потирали руки, видя, как растет спрос на контейнеры со стороны онлайн-ритейлеров, другие были вынуждены помогать клиентам в срочном порядке сокращать инфраструктуру до минимального уровня, необходимого для выживания. Авиакомпании, сервисы бронирования билетов, страховые, туристические компании, отели, рестораны, торговые центры – все они разом потеряли трафик. Соответственно, просели доходы у тех, кто поддерживал их цифровые системы. Если у вас есть клиенты из этих отраслей, вы ощутили это сами. По статистике, 20% ресторанов закрылись, 40% – сменили владельца или переквалифицировались на доставку, а значит, профильные системы CRM и ERP, такие как iiko, тоже потеряли сотни традиционных клиентов. Сфера туризма пережила череду банкротств, агентства закрывались пачками. Экономика целых стран, где въездной туризм составляет весомую долю ВВП, находится в плачевном состоянии. Кому нужен Airbnb или Aviasales, когда все сидят по домам? А ведь под каждым из этих сервисов лежит облачная инфраструктура какого-нибудь провайдера.
Зато в пандемию настал звездный час сервисов облачных игр, дистанционного обучения, инфраструктуры (включая CDN) для онлайн-кинотеатров. Все это требует мощных облачных ресурсов, которые после отмены изоляции частично нужно будет высвободить.
Глобальные и локальные тенденции
В глобальном масштабе минувший год был для облачной отрасли довольно сложным. Несмотря на то что в ряде отраслей спрос на облачные ресурсы вырос, в других отраслях наблюдалась стагнация, и потребление ИТ, в том числе облаков, снизилось. Если в России профиль потребления все же остается плановым, то в мире активно используется принцип pay as you go с помесячными расчетами, что упрощает наращивание и отказ от ресурсов, поэтому высвобождающиеся мощности в одних отраслях тут же задействуются другими. Итоговое сальдо этого года еще не подведено, но ожидается сохранение сдержанного роста.
Из знаковых событий 2020 года стоит отметить изменение лицензионной политики Atlassian, которая концентрируется практически исключительно на облачной модели, и IPO SnowFlake – сервиса PaaS, который «круче» Zoom с точки зрения мультипликатора и ожиданий рынка.
В США и Западной Европе облачным рынком заправляют гиперскейлеры (Microsoft Azure, AWS, Google, IBM). Большинство западных операторов, за редким исключением, отказались от развития облаков или продали облачный бизнес и бизнес ЦОДов тем же гиперскейлерам и с ними в партнерстве предоставляют облачные и edge-услуги. Операторы признают, что это был вынужденный шаг, поскольку воевать с Azure и AWS на их домашнем рынке нереально, а теперь они ограничены в возможностях масштабно развивать тот же IoT. У гиперскейлеров арендуют свою инфраструктуру и многочисленные провайдеры SaaS. Европейские регулирующие документы, такие как GDPR, с одной стороны, оставляют поле для маневра локальным игрокам, подобным Deutsche Telekom, и провайдерам управляемых услуг (managed services), а с другой – заставляют облачных гигантов строить ЦОДы в Европе и адаптировать свои платформы к локальным требованиям Евросоюза.
В Азии, у китайских и других, например сингапурских, операторов успехов на облачном поле существенно больше, ибо позиции глобальных гиперскейлеров здесь не настолько сильны. Есть и локальные конкуренты в лице Alibaba и Tencent.
Но такой ситуации, как в России, нет нигде в мире. В нашей стране в 2019 году, а по официальным рейтингам и в 2020-м, в тройку лидеров облачного рынка входили два крупнейших оператора связи и ИТ-компания. Однако, по данным RCCPA, в 2020 году ситуация резко изменилась. Нет, операторы в облачном топе остались, тот же #CloudMTS
растет впечатляюще быстро, но к ним добавился банковский провайдер – SberCloud. Эксперты расходятся в мнениях, правильно ли засчитывать выручку от перевода «сберовской» экосистемы на облачную инфраструктуру, но два миллиарда рублей – это два миллиарда рублей. Другие парируют, что в таком случае появление в топе рейтинга SaaS «Ростелекома», у которого основу SaaS-доходов составляет выручка от облачной АТС, тоже должно ставиться под вопрос. Действительно, в отличие от других операторов, которые привлекают абонентов с открытого рынка, «Ростелеком», помимо этого заменяет своим традиционным абонентам обычную «медную» телефонию на «умную» облачную и отдает саму АТС фактически за 1 руб., зарабатывая на трафике.
А у ИТ-компаний – лидеров облачных рейтингов выручка зачастую вообще неаудируема. К тому же ряд из них совмещает в себе провайдера и дистрибьютора облачных лицензий, на которых строится их облако и облака конкурентов. Лицензии могут занимать до 30% в структуре себестоимости облачных услуг, и велик соблазн заявить эту выручку как облачную. Поэтому многие эксперты RCPPA считают, что топ-5 рейтинга в целом справедлив, но заявленную выручку можно смело делить на два. Тогда при сохранении позиций лидеров получим более или менее реальную оценку и никого не будет смущать, что некоторые зрелые игроки растут в три раза быстрее рынка без слияний и поглощений. Так что у России и в облаках свой, уникальный путь.
Глобальные гиперскейлеры
В первой половине 2020 года рост всех глобальных гиперскейлеров замедлился. Причиной стало закрытие целых отраслей и бизнесов, что не смогло компенсироваться повышением спроса на электронную коммерцию.
По данным ETR, больше всего снизились темпы роста Google Cloud Platform (GCP) – почти на 15%. Зато она быстрее начала восстановление и к концу года отыграла позиции, обогнав даже AWS. С июля началось восстановление деловой активности и темпов роста облачного бизнеса. Тяжелее всего в этом плане пришлось IBM и Oracle, а быстрее всех развивался сервис VMware Cloud on AWS. До пандемии им пользовались в первую очередь для высвобождения ресурсов собственной инфраструктуры путем вынесения в облако некритичных бизнес-процессов. В условиях локдауна и перевода сотрудников на удаленную работу компаниям потребовались дополнительные мощности для обеспечения рабочих мест и переноса приложений в облако. Представьте: вы крупная зарубежная компания, вам нужно быстро масштабировать существующие системы. Нет ни ресурсов, ни времени на рефакторинг традиционно используемой виртуализации VMware под Azure или GCP, и самым простым и надежным оказался переезд в VMware Cloud on AWS, где весь инструментарий доступен. Это подтвердили и вендоры, и их клиенты за рубежом и в РФ.
В России глобальные гиперскейлеры не потеряли своей привлекательности для российских заказчиков, несмотря на повышение курса доллара, а во многом благодаря ему росли быстрее рынка. Таких впечатляющих результатов удалось достичь в первую очередь за счет увеличения спроса на PaaS. Эксперты RCCPA совокупный прирост выручки трех мировых гиперскейлеров (Microsoft Azure, AWS, Google) в 2020 году оценивают суммой чуть меньше $30 млн. А это, согласно опубликованным iKS-Consulting в декабре данным за 2020 год, почти треть прироста облачного рынка публичных облаков в РФ. Неплохо, да? Относительно долей рынка эксперты расходятся, но усредненная оценка говорит, что у AWS порядка 60% рынка, у Azure – чуть больше 30%, а остальное – у Google.
Google в конце года вообще не везло: сначала вышла статья о том, как некая компания – клиент Google за два часа по неосторожности «спалила» на облачных сервисах более $70 тыс., а потом – глобальная недоступность сервисов Google в течение 45 мин. Проблемы с системой аутентификации затронули как пользовательские сервисы (Youtube, Gmail), так и сервисы для бизнеса GCP и Google Workspace (бывший G Suite). Думаю, эти факты повлияют на выбор платформы российскими заказчиками в будущем.
Так или иначе, но в 2021 году основная схватка зарубежных провайдеров
за отечественный облачный пирог произойдет между AWS и Azure. AWS усилила европейский офис, в частности, команду, отвечающую за Россию, топ-менеджерами
представительства Microsoft в РФ. А сама Microsoft продолжает активно сотрудничать с российскими клиентами и
разработчиками. В декабре компания подписала соглашение о стратегическом
партнерстве с МТС, в рамках которого будет развивать в нашей стране рынок интернета
вещей.
Как дела у азиатских гиперскейлеров? Huawei в прошлом году сменил стратегию и полностью сфокусировался на стратегическом партнерстве с SberCloud, что, учитывая впечатляющий рост последнего, было сделано абсолютно правильно. Tencent, имея точку присутствия в России, так на наш рынок и не вышел.
В октябре «Коммерсант» анонсировал было выход в РФ Alibaba Cloud. Правда, в самой Alibaba Cloud об этом и не слышали – журналисты приняли расширение хостинга платформы электронной коммерции AliExpress в ЦОДе IXcellerate за действия их облачных «одногруппников» по Alibaba Group. Надо сказать, что слухи о появлении на нашем рынке Alibaba Cloud небеспочвенны: в 2019 году в России было зарегистрировано юридическое лицо ООО «АЛИБАБА КЛАУД (РУ)» с профильными ОКВЭД и уставным капиталом 3,2 млрд руб. Видимо, в компании ждут правильного момента или стратегического партнера.
Отрасль ЦОДов и edge computing
В 2020 году усилилась тенденция, обозначившаяся еще до его начала, – создание региональных ЦОДов. «Ростелеком», «Росатом», 3data и ряд других игроков за последние пару лет запустили коммерческие ЦОДы за пределами Москвы и наращивают свое присутствие в регионах. Дата-центры в Удомле, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иннополисе, Омске и ряде других мест введены в эксплуатацию и будут вводиться в 2021 году.
Будет ли спрос на такое количество локаций? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. С одной стороны, цифровая трансформация, удаленная работа в «ковидный» период – все это требует дополнительных мощностей с высокой доступностью (24 х 7), и дефицит стоек, образовавшийся в 2019 году, должен быть ликвидирован. Например, «Авантаж» (флагманский ЦОД МТС
уровня Tier III, использующий для контроля энергоэффективности облачное решение
на базе собственной IoT-платформы)
распродается неожиданно быстро. С другой стороны, целые отрасли в минувшем году встали на паузу, многие компании свернули деятельность, экономика в затяжной рецессии.
Кроме того, в дверь стучится новая для нашего рынка тенденция – граничные вычисления (edge computing). И лидерами, развивающими данное направление, стали мировые гиперскейлеры – Microsoft Azure и AWS. Давайте разберемся, почему.
Azure и AWS – мировые лидеры облаков, их ЦОДы есть на всех континентах, кроме Антарктиды. Однако далеко не все страны одинаково доверяют свои данные американским компаниям. Регулирование разных стран в части персональных данных, включая европейский GDPR и российский 152-ФЗ, ограничивают свободу использования облаков глобальных гиперскейлеров. Во многих странах первичный сбор, хранение и актуализацию критичных данных надо производить на территории страны. А если у Azure и AWS нет ЦОДов в стране? Раньше в таких случаях компании прибегали к услугам партнеров, которые решали вопрос с локальных хостингом самостоятельно или на технологиях гиперскейлера, того же Azure Stack. Но клиенты не всегда были готовы передать свои данные и партнеру. Иногда это просто экономически нецелесообразно: стоимость аренды каналов до ЦОДа сводит на нет все преимущества облака. И здесь концепция edge computing, которая по сути является развитием концепции гибридного облака, приходит на выручку – гиперскейлеры выдают Edge CPЕ (управляемый оператором сервер) клиенту и помогают настроить сценарии обработки критичной информации на нем так, чтобы снять все вопросы регуляторов. При этом для интеллектуальной обработки и сложных сценариев задействуется глобальное облако Azure или AWS (зависит от того, чей edge-сервер). Главное, чтобы приложение было готово для взаимодействия с облаком (cloud ready). Партнер в этом случае выступает лишь в качестве логиста или консультанта, а клиент работает исключительно в экосистеме гиперскейлера. Никакого мультиклауда, один счет, одно SLA. С развитием 5G edge computing все больше будет набирать обороты и станет серьезной угрозой планам строительства ЦОДов в разных регионах. Нет, все построенные ЦОДы рано или поздно будут заполнены, в первую очередь государственными или окологосударственными заказчиками, которым по тем или иным причинам нельзя работать с гиперскейлерами, но сроки окупаемости проектов могут оказаться существенно выше расчетных.
А пока ЦОДы продолжают расти и запускаться в Москве: DataPro и «Росатом» обратили свой взор на Очаково, «Ростелеком» расширяет площади DataLine на Коровинском шоссе. Регионы регионами, а концентрацию деловой активности и различных ГИСов (государственных информационных систем) вокруг Москвы никто не отменял. Вряд ли «Сбер», получив подряд на платформу «Гостеха» за 900 млн руб., будет размещать ее за пределами Московской области. Несмотря на наличие нового ЦОДа в Сколково, «Сбер» десятками арендует стойки в других коммерческих ЦОДах, так что расчет верен.
Антон Салов, независимый эксперт
RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!