Rambler's Top100
 
 
Статьи
18 марта 2021

Внимание – периферии

Неизбежная волна цифровизации вызвала рост потребности в периферийных вычислениях (edge computing). Об особенностях инженерных решений для таких вычислений – эксперты компании Schneider Electric Борис Стекцер и Владимир Гречушкин.

  
Борис Стекцер, 
руководитель направления Edge Solutions в России и странах СНГ подразделения Secure Power, Schneider Electric
 

Владимир Гречушкин,
руководитель направления Edge Solutions в регионе International подразделения Secure Power, Schneider Electric
 
«ИКС»: Какие тенденции стимулируют рост спроса на периферийные вычислительные узлы, которые часто называют edge-ЦОДами? 

Борис Стекцер: Перемещение вычислений на периферию – динамично развивающийся процесс. Мы наблюдаем повсеместную цифровизацию, которая охватывает все отрасли экономики. Растут объемы данных, должны увеличиваться скорость их передачи и уменьшаться время отклика. Кроме этого, необходимо обеспечить отказоустойчивость и автономность периферийных узлов, если бизнесу важна бесперебойная работа сервисов в филиалах. Именно это требование часто является движущей силой проектов развертывания периферийных узлов. 

Владимир Гречушкин: Периферийные вычисления становятся частью единой распределенной ИТ-инфраструктуры, единого пространства ИТ-сервисов. Поэтому меняется и отношение заказчиков к периферийным узлам – их требуется делать более надежными. Ведь отказ такого узла означает, что с него перестают поступать данные, прекращается предоставление сервисов, компания перестает контролировать ситуацию на объекте, что создает угрозу информационной или даже физической безопасности.

«ИКС»: Вы говорите о росте требований к надежности. Но на таких узлах не всегда можно реализовать резервирование. 

В.Г.: Главное – не допустить или минимизировать возможный простой в предоставлении сервиса. Здесь возможны разные варианты. Один из них – резервирование компонентов самого узла. Но возможно и резервирование в рамках сети узлов, когда, даже не дублируя компоненты на отдельных узлах, можно обеспечить надежное предоставление ИТ-сервисов. В этом случае необходимы резервные каналы связи для подключения узлов. Например, один – проводной, другой – по сотовой сети. В случае пропадания проводной связи какую-то часть данных можно передать по беспроводной сети. Однако даже там, где незначительный простой допустим, необходимо обеспечить быстрое восстановление сервиса. Для решения этой задачи мы можем предложить SLA-контракт c гарантированным временем реакции и резервом подменного фонда.

«ИКС»: Периферийные узлы – это обязательно малые ЦОДы? 

Б.С.: Размер не всегда важен. Мы выделяем два уровня в иерархии периферийных узлов: локальные и региональные. Локальные узлы располагаются непосредственно в тех местах, где создаются данные, региональные решают задачу агрегации информации и ее передачи в головные ЦОДы и/или облака. На локальном уровне периферийным узлом может выступать как микроЦОД, так и промышленный ПК без выделенной инженерной инфраструктуры или контроллер, который собирает данные. Региональный узел может включать от нескольких стоек до нескольких десятков стоек. Например, это может быть контейнерное или модульное решение. 

В.Г.: Разделение на локальные и региональные узлы определяется тем, какие функции они выполняют, а их физическое расположение зависит от специфики проекта. Возьмем, например, крупное промышленное предприятие, часто это «город в городе». Там множество контроллеров, собирающих данные. Агрегация может проводиться как на уровне цеха, так и на уровне предприятия. 

«ИКС»: Периферийные узлы имеют явную отраслевую специфику. Как это учтено в продуктовом портфеле Schneider Electric? 

Б.С.: Мы предлагаем три категории решений, выбор которых определяется особенностью физической среды нахождения ИТ-оборудования. Если узел разворачивается в подготовленном серверном помещении, то это стандартное ИТ-исполнение – решения S-серии. Если в общем офисном пространстве, в отсутствие выделенного ИТ-помещения, то подойдут решения C-серии. Третий вариант – R-серия – служит для размещения в агрессивных средах, когда требуется дополнительная пылевлагозащита, или на улице.

В каждой отрасли есть свои превалирующие решения. Например, предприятия из сферы ритейла чаще всего используют решения для стандартного ИТ-применения. Но у крупных ритейлеров есть склады, логистические центры, где среда менее подготовленная, нет выделенных серверных комнат. Там необходима дополнительная защита, а значит, решения R-серии. А вот, скажем, в промышленности и энергетике по понятным причинам больше востребована именно R-серия. 

В.Г.: Тут важен комплексный подход, ведь чаще всего речь идет не о поставке одного шкафа на один объект. Когда перед компанией стоит задача комплексной цифровизации, и у нее сотни объектов – нужна зонтичная концепция того, где и какой тип оборудования будет применяться. И тут мы можем предложить свою экспертизу. 

«ИКС»: Если говорить о малых ЦОДах, рассчитывает ли заказчик и на невысокую стоимость? 

В.Г.: Это вопрос экономической целесообразности. Если мы говорим о критических задачах, люди готовы заплатить за более дорогое, более технологически совершенное и отказоустойчивое решение. Они понимают, за что платят. Там, где простой не столь критичен, можно использовать и более простые, экономичные решения.

Б.С.: В нашем портфеле представлены оба варианта. Но еще раз подчеркнем, что использование недорогого простого узла не означает, что заказчик получит ненадежный сервис. Резервирование на уровне сети узлов позволяет обеспечить высоконадежный сервис и в этом случае. 

«ИКС»: Часто периферийные узлы находятся в удаленных (труднодоступных) местах. Что важно в плане обслуживания таких объектов?

Б.С.: На каждом локальном узле не может находиться по выделенному ИТ-специалисту, поэтому очень важен удаленный мониторинг, который мы предлагаем, в том числе с функцией предиктивной аналитики. Система анализирует состояние компонентов физической инфраструктуры и заранее прогнозирует необходимость их замены. Это особенно ценно для удаленных объектов. Если логистика до объекта занимает несколько дней, то неправильно сидеть и ждать, пока что-то сломается, – лучше работать проактивно и не допускать таких простоев. Именно сочетание мониторинга и предиктивной аналитики дает максимальный эффект с точки зрения сокращения возможных простоев и затрат, которые могут потребоваться для их устранения. 

В.Г.: Важно осуществлять мониторинг состояния всех компонентов, которые подвержены отказу, чтобы можно было удаленно разобраться, что конкретно вышло из строя. Например, если говорить о цепи электропитания, то необходимо отслеживать состояние всех узлов – от распредщита до розетки на PDU. Конкретный пример: на полезной нагрузке пропало питание, она перешла на АКБ, а в чем проблема – неясно. Зона ответственности ИТ-службы – до щита в серверной, дальше – зона ответственности местных энергетиков. Но объект далеко, требуется удаленно разобраться, где источник проблемы и кого отправлять на объект. 

«ИКС»: Поставляет ли компания полностью готовые периферийные узлы – с предустановленными не только инженерными, но и ИТ-системами? 

Б.С.: Да, конечно. Такие проекты реализованы и в России. В этом направлении мы плотно сотрудничаем как с классическими ИТ-альянс-партнерами, например HPE, Dell и Cisco, так и с партнерами, которые специализируются на проектах промышленной автоматизации, например с нашим альянс-партнером компанией Stratus.

В.Г.: Мы можем поставить комплексное решение сами, может это сделать и наш российский партнер, собрав у себя такой узел и отправив заказчику в готовом виде, выбрав опцию стойки с противоударной упаковкой. К заказчику приезжает законченный вычислительный узел, и не надо посылать трех специалистов – по серверному, сетевому оборудованию и по инженерной инфраструктуре, – а просто распаковать и подключить готовое решение. Выгода очевидна. 

«ИКС»: Такого рода решение, наверное, просто перевезти на другое место, благодаря чему повышается мобильность? 

Б.С.: Да, разумеется. Приведу в качестве примера опять же ритейлера. Они часто делают пилоты в новых районах. Если за два-три месяца проект не вышел на запланированные показатели, его быстро сворачивают и перевозят оборудование в другое место. И если у заказчика используется ИТ-решение, которое не требует серверной комнаты, то с точки зрения минимизации затрат это наиболее привлекательный вариант. Не надо тратить средства на оснащение серверной комнаты. Просто перевез периферийный узел в другое помещение, где тоже не надо оборудовать специальное ИТ-пространство. Это и мобильность, и экономия, и скорость.

«ИКС»: Как налажена логистика в части поставки периферийных узлов? Что позволяет ускорить реализацию проектов с их использованием? 

Б.С.: Продукты производятся в нескольких странах, в том числе и в России, где у Schneider Electric расположены производственные площадки. Очевидно, что их наличие предоставляет дополнительные преимущества. Также один из важных рецептов сокращения сроков реализации проекта и его успеха в целом – стандартизация узлов. Это совместная работа поставщика и заказчика. Такая стандартизация нацелена и на то, чтобы заказчику было проще обслуживать системы, развернутые в десятках или сотнях локаций. 

В.Г.: У нас огромная экспертиза в части проектирования подобных решений, что также упрощает и ускоряет реализацию проектов. Самый правильный подход – работать с заказчиком, начиная с разработки концепции. Сначала заказчик проводит внутренний аудит имеющихся объектов, собирает их характеристики, в том числе климатические условия эксплуатации, риски воздействия среды и конфигурацию размещаемого оборудования. Затем мы вместе анализируем эту информацию и определяем, сколько типов решений необходимо, чтобы «закрыть» поставленную задачу – на практике получается от трех до девяти типов узлов. Затем разрабатываются стандартные решения для каждого из выделенных типов узлов. 

Для таких комплексных проектов, когда требуется развернуть десятки или даже сотни узлов, важно, что мы можем предложить услуги на каждом этапе – от разработки концепции и проектирования до реализации и обслу­живания. В результате заказчик получает под ключ полностью готовое решение, обеспечивающее комплексную поддержку цифровизации.
 
          www.schneider-electric.ru

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!