Rambler's Top100
 
 
Статьи
23 ноября 2021

«Большая тройка» и «большая стройка»

О формировании «большой тройки» на рынке коммерческих ЦОДов, дефиците стойко-мест, эффективности мер господдержки и планах развития сети дата-центров DataPro – исполнительный директор этой компании Евгений Богданчиков.

– Евгений, еще несколько лет назад вы заметили, что в России формируется «большая тройка» операторов коммерческих ЦОДов. Насколько эта тенденция стала более выраженной? Как меняется ландшафт рынка?

– Можно сказать, что тройка лидеров на данный момент сформировалась. (По данным iKS-Consulting, в топ-3 входят компании «Ростелеком-ЦОД», DataPro и IXcellerate. – Прим. ред.) И все ее представители реализуют масштабные планы развития. «Ростелеком-ЦОД» активно создает сеть ЦОДов как в Москве, так и в регионах. У нас и у IXcellerate большие инвестиционные программы в Москве. Поскольку идет постоянное строительство, сложно сказать, у кого сколько будет стоек к концу этого года. Но мы понимаем, что к концу 2022 г. при успешном осуществлении планов у DataPro и IXcellerate будет примерно по 8–10 тыс. стоек. Тем самым «большая тройка» еще больше оторвется от других игроков рынка.

Но продолжение M&A-активности, которую мы наблюдали в последнее время, может привести к радикальной смене ландшафта рынка. Я имею в виду покупку «Росэнергоатомом» питерского дата-центра Xelent, а «ЭР-Телекомом» совместно с партнерами – российских активов компании Linxdatacenter. Если эти две компании продолжат активные действия на рынке ЦОДов – «Росэнергоатом» анонсировал строительство дата-центра на 2 тыс. стоек в Иннополисе (Татарстан), может купить также один из крупных строящихся ЦОДов в Москве, а «ЭР-Телеком» планирует строительство объектов в Москве и Перми и т.д., – то состав «большой тройки» может измениться или она превратится в «большую пятерку».

Не исключаю других крупных слияний и поглощений, что может круто поменять расстановку сил на рынке.

– Наличие нескольких крупных игроков, существенно опережающих других участников рынка, – это мировая практика?

– Консолидация на любом развитом рынке – абсолютно нормальный процесс. Большие тройка, четверка или пятерка присутствуют во многих индустриях во многих странах.

Такая ситуация наблюдается и на рынке коммерческих ЦОДов, специализирующихся на услугах colocation. Причем многие, в первую очередь американские, провайдеры являются лидерами не только на рынке своей страны, но и на глобальном рынке. Недавно мы стали свидетелями волны приобретений на европейском рынке (когда американские провайдеры покупали локальных), вызванной ужесточением европейских законов о локализации данных. Сегодня в странах Европы многие ведущие коммерческие ЦОДы либо прямо, либо косвенно принадлежат американским корпорациям.

– Каковы планы развития DataPro как одного из крупнейших локальных игроков?

– Сегодня DataPro управляет двумя дата-центрами совокупной емкостью около 3600 стоек и обслуживает более 150 клиентов. Дальнейшее развитие компании будет происходить на новой площадке на западе Москвы (ул. Рябиновая, 53), где будут построены еще четыре дата-центра.

Наша краткосрочная стратегия предполагает запуск до конца текущего года двух новых дата-центров – DataPro III и IV – суммарной емкостью около 5 тыс. стоек с выходом на полную мощность к концу 2022 г. Также мы планируем в ближайшее время получить всю необходимую разрешительную документацию на строительство второй очереди ЦОДа DataPro I, что позволит расширить его еще примерно на 1,5 тыс. стоек. Решение о начале строительства будет принято в I квартале 2022 г. 

Таким образом, реализация краткосрочной стратегии приведет к формированию портфеля из четырех дата-центров совокупной емкостью 8–10 тыс. стоек. С операционной и финансовой точек зрения это достаточный размер для выхода компании на IPO. Если такое решение будет принято, то мы рассмотрим целесообразность слияния с кем-либо из действующих игроков для увеличения доли рынка и соответственно инвестиционной привлекательности компании.

Следующим этапом развития станет строительство нового ЦОДа DataPro V. Предполагается строительство с нуля нового здания площадью около 35 тыс. кв. м и емкостью ориентировочно 7 тыс. стоек. Первую очередь мы планируем запустить в конце 2023-го – начале 2024 г.

По заполнении клиентами DataPro V будут начаты работы над следующим ЦОДом. DataPro VI будет располагаться в существующем здании площадью 60 тыс. кв. м и вместит около 8 тыс. стоек.

Получается, что на новой площадке будут размещаться четыре ЦОДа суммарной емкостью 20 тыс. стоек, общая мощность площадки – порядка 200 МВт. В совокупности с уже имеющимися объектами это составит более 25 тыс. стоек. 

– Московский рынок находится в состоянии дефицита стойко-мест. Надолго?

– Давайте считать. DataPro в настоящий момент строит площадки в общей сложности на 5 тыс. стойко-мест. Из них более половины, 3 тыс. стойко-мест, законтрактовано, и мы рассчитываем законтрактовать большую часть оставшегося объема до конца текущего года. Получается, свободных стойко-мест почти не останется. Насколько я знаю, в других коммерческих ЦОДах ситуация схожая.

При этом во многих отраслях мы видим существенный разрыв в степени цифровизации между лидером (или несколькими лидерами) и другими крупными игроками. Например, в банковской сфере такой явный лидер – это Сбербанк, в ритейле – X5 Retail Group и «Магнит» и т.д. Другие игроки будут стремиться для удержания своих рыночных позиций догонять лидера, наращивая ИТ-ресурсы. Это позволяет предположить, что большой объем заказов у нас сохранится еще минимум года два-три.

– А почему заказчикам не уйти в облака?

– DataPro фокусируется на работе с крупными заказчиками – ведущими компаниями в своих отраслях, и мы видим, что большинство из них рассматривает облако в первую очередь как прекрасный инструмент, позволяющий в короткие сроки получить значительный объем ИТ-ресурсов или сервисов для решения срочных задач. Однако все «боевые системы» компании предпочитают держать на своем «железе», а это экономически выгоднее делать в коммерческом ЦОДе.

При этом мы, безусловно, видим быстрый рост бизнеса облачных провайдеров, что заставляет их расширять свои платформы и, как следствие, увеличивать запросы на colocation. А поскольку многие из них – наши клиенты, мы становимся бенефициаром их развития.

– В 2021 г. все дорожает: металл, стройматериалы... Как это скажется на стоимости строительства ЦОДов? стоимости стойко-места?

– Да, цены выросли. Существенно подорожала и рабочая сила. Но в общих капитальных затратах на ЦОД «стройка» не самая большая статья расходов. Самая большая – это оборудование. А у нас – полагаю, что и у других крупных игроков, – с ведущими вендорами заключены долгосрочные контракты, в которых цены зафиксированы. Так что больших проблем я не вижу.

– Как вы прокомментируете подписанный премьером Михаилом Мишустиным второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли, в котором фактически предлагается запретить госорганизациям строить дата-центры на бюджетные средства?

– Об отказе от госЦОДов мы говорили давно. Это самая простая и разумная мера поддержки, причем мера, выгодная для всех. Государство не тратит огромные деньги на дорогие стройки, а коммерческие ЦОДы получают новых клиентов и толчок к дальнейшему развитию. Но будет непросто найти в ЦОДах площади для размещения «государственных стоек». Хотя, скорее всего, большая их часть уйдет в «Ростелеком-ЦОД». Но в любом случае я всячески поддерживаю это решение. 

– В условиях, когда стойко-места резервируются еще на этапе строительства, казалось, может возникнуть соблазн сэкономить, предложив менее надежные сервисы. DataPro, наоборот, пошла по пути повышения надежности своих ЦОДов. 

– Мы стремимся построить лучшую компанию на рынке дата-центров России, и сертификация Uptime Institute – лучшая гарантия надежности и качества наших объектов. Поэтому мы планируем поэтапно сертифицировать все наши дата-центры.

ЦОД DataPro I сертифицирован на соответствие Tier III, а в сентябре прошел повторную сертификацию на Operational Sustainability уровня Gold. До конца года завершится сертификация DataPro II на Tier IV в категории Design. В дальнейшем он будет сертифицирован на Tier IV Facility. Все наши новые дата-центры также будут сертифицированы на соответствие Tier IV.

Существует мнение, что запросов клиентов на Tier IV практически нет. Что ж, считайте, что предоставление сервисов Tier IV – это наша добрая воля. DataPro хочет предлагать максимально высокую надежность, самый лучший сервис. И в целом мы стремимся к тому, чтобы стать первой в России, а возможно, и в Европе, сетью сертифицированных дата-центров Tier IV.

Беседовал Александр Барсков
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!