Рубрикатор |
Статьи |
23 марта 2022 |
Облачные итоги 2021. Глобальные игроки
Глобальные гиперскейлеры продолжают расти, несмотря на внимание регуляторов. Залог успеха – экосистемный поход. Благодаря гиперскейлерам бизнесу становятся доступнее ИИ-сервисы, и все чаще для построения корпоративной инфраструктуры используются гибридные мультиоблачные решения.
Лидеры и тенденции
Лидером глобального облачного рынка остается Microsoft. По данным cloudwars.co, компания из Редмонда в квартал зарабатывает почти $20 млрд, тогда как AWS – на четверть меньше. Облачная выручка IBM – «всего» $7 млрд, а cloud native CRM Salesforce получает почти $6 млрд. Подтверждая данные аналитиков, Microsoft заявила, что в III финансовом квартале 2021 г. благодаря росту Azure облачное подразделение заработает $19 млрд. Темпы роста Azure в России в прошедшем году эксперты RCCPA оценивают на уровне 24–25%, что немало для страны победившего (по крайней мере в самом денежном госсекторе) облачного импортозамещения.
Облачное подразделение Amazon – AWS (Amazon Web Services) – по данным Bloomberg, обеспечивает уже более 50% всей прибыли компании, в то время как в объеме выручки на AWS приходится всего 12%. При этом доходность облачного подразделения позволяет Amazon расширять портфель своих сервисов – от промышленной аналитики для производителей до технологий оформления заказов для обычных розничных продавцов. То есть можно предположить, что Amazon рассчитывает и в долгосрочной перспективе расти достаточно агрессивно, развивая свои облачные продукты для всех возможных сегментов рынка. Так, может быть, стоит отказаться от менее маржинальной электронной коммерции и сфокусироваться на облаках? Вопрос не так прост. AWS не стала бы AWS, если бы не изучала востребованность своих продуктов, предлагая их прототипы потенциальным потребителям, что позволило, делая облако для себя, открыть его потом для клиентов. ИИ Alexa как сердце, основа растущего сегмента умного дома, где Amazon уже является лидером на перспективном огромном домашнем рынке, облака для медиасервисов, девайсы, электронная коммерция – это всё единая экосистема, на которую нашим растущим экосистемам надо равняться. Это единая платформа, на которой легко запускаются новые интегрированные направления, эффективные именно за счет экосистемного подхода. Именно он обеспечивает AWS маржинальность и дает почти $10 млрд необлачной прибыли.
Также бурно растут и в ряде ниш доминируют cloud-native компании. Их решения изначально строятся на базе актуальной микросервисной архитектуры, могут быть развернутыми в любом публичном облаке и обладают открытыми интерфейсами (open API) для интеграции с другими сервисами. Продолжает увеличиваться и популярность гибридных и мультиоблачных решений: компании переносят все больше вычислительных мощностей в публичные облака, сохраняя частные облака и используя edge-вычисления для периферии и IoT. Тем самым обеспечивается масштабируемость процессов без отказа от должного контроля.
Согласно глобальному опросу, который IBM провела совместно с Oxford Economics среди лиц, принимающих решения, с 2019 г. существенно изменился профиль потребления облаков – число гибридных мультиклаудных клиентов выросло с 72 до 97% (среди СМБ пользователей мультиклаудной модели всего 60%), причем 59% опрошенных сообщили об использовании трех и более облаков. Ожидается, что гибридные мультиоблачные решения станут трендом в построении корпоративной инфраструктуры на ближайшее десятилетие. Интерес к решениям такого типа растет, поскольку надежность стала важнейшим требованием для пользователей и регуляторов. Этому тренду активно способствуют развитие средств обеспечения безопасности в облаках, а также повышение скорости соединения, в том числе за счет распространения 5G. Но существующие сложности управления подобной архитектурой по-прежнему сдерживают ее внедрение.
Благодаря гиперскейлерам искусственный интеллект и машинное обучение становятся доступнее бизнесу. Это позволяет всем предприятиям использовать эти технологии как конкурентное преимущество без капиталоемких инвестиций в собственные разработки. Только у Amazon насчитывается 39 сервисов для работы с ИИ/МО, у Microsoft Azure — 46, а у Alibaba — 62. Наши гиперскейлеры движутся в этом же русле – «Яндекс», МТС и Сбер активно инвестируют в суперкомпьютеры и сервисы на их основе, интегрируя в свои PaaS и удивляя общественность способностью ИИ создавать картины по описанию, сочинять тексты, песни. Также появляются практические применения: реклама на основе дипфейков – несомненный тренд прошедшего года. Помимо рекламы и медиа, ИИ обеспечит прорывы в здравоохранении и ритейле. В корпоративном сегменте искусственный интеллект внедряют в облаках и on-premises примерно в одинаковом соотношении. Этот тренд сохранится и через пять лет. По данным PWC, к 2026 г. глобальный рынок ИИ вырастет до $53,1 млрд, а совокупный среднегодовой темп роста достигнет 35,4%. Ожидается, что все сегменты ИИ – машинное обучение, анализ естественного языка, обработка изображений, распознавание речи — будут расти более или менее равномерно (по 30–40% в год).
Стоит упомянуть и ключевые ограничения для миграции в облака. Они, согласно опросам, на разных рынках различны. В Северной Америке, как и в России, чаще всего останавливают удаленность инфраструктуры и каналы связи. Для Европы основной стоп-фактор — это безопасность данных, в том числе передача чувствительных данных в США. Для Азии, к которой относится и Россия, все упирается в стоимость.
Продукты партнерам, подарки конкурентам
Google на российском рынке развивала свои сервисы, опираясь на партнерскую модель: в части IaaS/PaaS – Google Cloud Platform (GCP), в части SaaS – Google Workspace. Крупных клиентов также поддерживали в московском офисе.
В своей облачной стратегии Google не стоит в стороне от тенденций региональной обособленности. Для этого в продуктовой линейке гиперскейлера созданы два продукта – Google Private Cloud и Edge Cloud.
Google Private Cloud представляет собой мультитенатную программную платформу, отчуждаемую в партнерский дата-центр. Для обеспечения производительности, как и в Azure Stack, предъявляются жесткие требования к аппаратной части – четкая спецификация совместимого оборудования, которое партнер может приобрести локально через дистрибьюторов или с помощью Google, воспользовавшись его глобальным контрактом. В Google Private Cloud присутствуют базовые сервисы Google Cloud Platform, но далеко не все, хотя список ежегодно расширяется. Глобальное и частное облако никак не связаны между собой – на уровне консоли нельзя видеть инстансы и управлять ими в публичном и локальном облаках.
Edge Cloud — это фактически то же самое, только будет единая консоль с Google Cloud Platform.
Насколько известно, в России у компании нет партнеров ни по одному из продуктов, хотя программа была доступна. Даже Softline, один из ключевых региональных партнеров Google, не заявлял об инвестициях в данное направление, хотя в Azure Stack в свое время собирался идти одновременно с МТС.
Что же до пакета сервисов коммуникации и совместной работы Google Workspace, то 2022 г. станет для него определяющим, поскольку с 1 июля Google сворачивает действие бесплатных лицензий – G Suite legacy free edition. Вернее, бесплатным останется доступ для учебных заведений и НКО (зарегистрированных и верифицированных через конкретный сервис), остальные – физические (таких пользователей, кстати довольно много среди ИТ-энтузиастов) и юридические лица – должны перенести свои данные на другие сервисы или выбрать платный тарифный план. 16 лет продержалась freemium-модель, начавшаяся с Google Apps, но все хорошее обычно заканчивается. Что произойдет? Google сконвертирует часть бесплатных доменов в платные, тем самым гарантированно выполнив годовые KPI своих менеджеров и ряда партнеров. Улучшатся и показатели ключевого конкурента – Microsoft. Ведь если платить придется все равно, то необязательно именно за Google Workspace. Microsoft 365 выглядит привлекательнее и функциональнее, в том числе за счет эталонного офисного пакета, устанавливаемого на компьютер в некоторых редакциях. У Google тоже есть офлайн-режим в браузере на случай потери связи, но это все же «костыль», а не полноценный «офис».
Среди других бенефициаров этого шага индийские – Zoho и HCL. Первая много лет развивает SaaS-аналог Google Workspace, включающий такие приложения, как текстовый редактор, электронные таблицы, презентации, CRM, заметки, вики, управление проектами, ведение бюджета и т.п. У нее, кстати, сохраняется бесплатный вариант использования. HCL Software, в свою очередь, три года назад приобрела у IBM за $1,8 млрд культовые продукты Lotus, Domino, а также Verse. Verse as a Service доступен через партнеров – сервис-провайдеров.
Однако использование всех вышеперечисленных сервисов российскими компаниями в данный момент видится рискованным, в первую очередь в связи с проблемами оплаты и санкциями. Поэтому рекомендуется рассмотреть российские альтернативы.
«Яндекс» и VK тоже предвкушают миграцию пользователей с сервисов Google. «Яндекс 360» и VK Workmail – достойные альтернативы почты для домена и других коммуникаций, бонусом идет отсутствие проблем с использованием сервисов на всей территории РФ, что критично в сегодняшней ситуации. С Google в этом плане не так все радужно. VK более щедр и пока предоставляет бесплатный тариф, правда без редактирования документов. Что выбрать – решать вам.
Плодотворная гибридизация
Microsoft в России на прошедшем в декабре HYBRID Cloud Forum совместно с партнерами представила ряд успешных проектов, основанных на гибридных облачных технологиях компании. Среди них – решения для нефтегазовой отрасли на базе Azure Stack, устройства SberDevices, использующие Microsoft API в глобальном Azure для голосового поиска, и несколько решений автоматической оркестрациии в облаке для IoT-решений. Именно в IoT/IIoT-сценариях Edge раскрывает всю красоту гибридов. Совместно с МТС был представлен сценарий на основе Azure Stack, установленного в публичном облаке оператора в российском ЦОДе, который реализует развертывание Docker-контейнера с IoT-платформой/шлюзом из репозитория в контуре заказчика на edge-ноде. IoT Edge Agent отвечает за состояние контейнера, модуль IoT-шлюза собирает данные с оборудования заказчика, и заказчик сам решает, отдавать эти данные обратно в облако, например для расширенной аналитики, или нет.
Преимущество такого подхода заключается не только в удовлетворении желания заказчика не отдавать свои данные в публичное облако (тем более заграничное), но и в расширении спектра поддерживаемых протоколов и оборудования. В отличие от платформы IoT Central из глобального Azure, которая умеет общаться с устройствами только по протоколу MQTT, IoT-платформа МТС поддерживает и энергоэффективный NIDD (Non-IP Data Delivery).
Однако в начале марта текущего года Microsoft, как и целый ряд других западных компаний, приняла решение о приостановке новых продаж на территории нашей страны.
Антон Салов, независимый эксперт
RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!