Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Андрей ПЕРЕКРЕСТ  23 мая 2023

Особенности построения масштабируемых облачных сервисов

Для российского бизнеса облачные технологии стали неотъемлемой частью развития ИТ-инфраструктуры. На какие моменты организации облачных сервисов нужно обратить внимание для того, чтобы их использование способствовало эффективной работе всех систем предприятия? 

Облачные сервисы обеспечивают гибкость, масштабируемость и доступность, что позволяет предприятиям эффективно решать свои задачи и удовлетворять потребности клиентов. Однако для того чтобы бизнес мог получить максимальную выгоду от использования облачных сервисов, клиентам нужно понимать: 
  • какие критерии важны при выборе облачного сервиса для той или иной задачи;
  • на что обратить внимание, чтобы не переплачивать за лишние возможности, но сохранить возможность масштабирования;
  • что облачный провайдер должен предоставить заказчику, чтобы в итоге получилась высокопроизводительная система.
Суть в том, что, когда ИТ-провайдер (поставщик облачных сервисов), берет на себя все риски, связанные с облачными сервисами, заказчики получают готовую ИТ-инфраструктуру с необходимой производительностью, а также все необходимые сервисы, которые требуются для успешного ведения бизнеса. Кроме того, при размещении в публичных облаках существенны вопросы безопасности и конфиденциальности данных. 

Облачные сервисы стабильно развиваются по всему миру. Этому способствуют как глобальная цифровизация, так и динамически изменяющиеся потребности бизнеса в ИТ-продуктах. В 2022 г., согласно исследованию Gartner, общая выручка от предоставления облачных услуг провайдерами увеличилась на 20,4% и достигла $494,7 млрд. Самый значительный рост (30,6%) наблюдался в сфере инфраструктурных сервисов (IaaS). При этом сегмент SaaS остается самым крупным на рынке публичных облачных сервисов, и расходы конечных пользователей на него в 2022 г. составили $176,6 млрд.

Такая статистика в значительной мере объясняется присутствием на рынке гиперскейлеров, таких как Amazon (лидер по выручке в сегменте IaaS), Microsoft, Alibaba и Google, которые задают тренды и год к году демонстрируют рост потребления своих услуг.

Общемировые данные за 2021--2022 гг. и прогнозные оценки на 2023 г. использования сервисов в глобальных публичных облаках (в миллиардах долларов) приведены в таблице.
 
Российский рынок облачных услуг имеет более скромные показатели. Общий объем этого рынка, по данным iKS-Consulting, составляет $1,2 млрд. Основным сервисом остается IaaS, который занимает не менее 80% общего объема. Для облачных провайдеров этот сервис является основополагающим продуктом, поскольку качественная инфраструктура определяет успех всего спектра предлагаемых облачных услуг.

Что нужно заказчикам?

Облака обеспечивают компаниям гибкость, эффективность и конкурентные преимущества. Одна из основных задач, которые решают облачные провайдеры, -- экономия затрат клиентов на поддержку ИТ-инфраструктуры и удобное взаимодействие с поставщиками услуг. Эти факторы играют решающую роль в выборе новых стратегий развития и принятии заказчиками решения о переходе в облако.

При миграции в облако заказчики преследуют три основные цели:
  • обеспечить быструю масштабируемость сервисов. Благодаря облачным технологиям компании могут легко масштабировать свою инфраструктуру, эффективно управлять ресурсами и быстро реагировать на потребности бизнеса;
  • избавиться от CAPEX. Вместо приобретения и обновления дорогостоящего оборудования компании смогут использовать облачные сервисы и платить только за потребляемые ресурсы. Это существенно снизит первоначальные инвестиции и высвободит бюджетные средства для других направлений;
  • не нанимать и не держать в штате инженеров облачных сервисов. Путем перехода в облако компании получают доступ к экспертам и профессионалам, которые предоставляют высококвалифицированную поддержку облачных сервисов. Это дает возможность сосредоточить усилия на основной деятельности и оставить техподдержку и обслуживание ИТ-провайдерам -- поставщикам облачных услуг.
Когда российским компаниям стало сложно подключаться к облакам гиперскейлеров, на ИТ-рынке освободилась ниша, которую начали активно занимать отечественные поставщики облачных услуг. Для успешного переноса программно-аппаратной инфраструктуры и сервисов из международных облаков гиперскейлеров в локальные российские облака заказчикам лучше выбирать провайдера, имеющего опыт работы с западными облаками. Опыт и зрелость облачного провайдера определяются возможностью быстрого и качественного масштабирования. Для эффективного построения масштабируемых облачных сервисов нужны два ключевых элемента:
  • Четкая стандартизация процессов, технологий и оборудования. Определение и применение единых стандартов в сфере эксплуатации и поддержки -- неотъемлемый компонент разработки облачных сервисов. Стандартизация гарантирует согласованность и совместимость между различными компонентами и системами в облачной инфраструктуре. Она упрощает интеграцию, обеспечивает эффективное использование ресурсов и улучшает масштабируемость сервисов. Стандартизация способствует снижению издержек и повышению безопасности, так как обеспечивает единый набор лучших практик и процедур.
  • Полная автоматизация. Автоматизация процессов в облачных сервисах играет критическую роль в достижении высокой эффективности и гибкости. Она устраняет ручную работу, упрощает управление ресурсами и повышает скорость развертывания и масштабирования сервисов. Автоматизация позволяет улучшить надежность и стабильность сервисов, уменьшить возможные человеческие ошибки и повысить уровень обслуживания конечных пользователей. 
Благодаря автоматизации и стандартизации поставщик облачных сервисов предоставляет заказчику гибкие и адаптируемые услуги, а также обеспечивает оптимальное использование ресурсов в условиях постоянно меняющихся требований и нагрузки.

Строй, планируй и автоматизируй процессы

Три кита успешной работы ИТ-инфраструктуры российских компаний: высокопроизводительные технологические решения, эффективная эксплуатация и поддержка ИТ-систем. Поэтому, если цель заказчика -- достижение высокой производительности всех систем предприятия, то при выборе облачного сервиса ему нужно обратить внимание на четыре момента, которые существенно влияют на результативность и эффективность работы провайдера.

Служба эксплуатации и поддержки. При построении облачного сервиса провайдер создает команду, которая имеет опыт работы с разными вендорами и технологиями, актуальными на сегодняшний день. Его задача -- сопровождение своих сервисов с максимальным качеством и минимальными трудозатратами. В основе этого лежат строгие процессы и регламенты эксплуатации. В результате сокращается время от момента запроса услуги заказчиком до момента начала пользования ею.

Планирование ресурсов и трудозатрат. Высокая производительность невозможна без грамотного управления мощностями, а также планирования нагрузки на персонал. За счет этого команда ИТ-инженеров увеличивает скорость и улучшает качество вывода новых продуктов и услуг. А стратегия автоматизации закупок позволяет всегда иметь на платформе необходимый объем ресурсов для заказчиков.

Портал самообслуживания. У облачного сервиса обязательно должен быть функциональный личный кабинет заказчика. Он нужен для автоматизации работы публичного облака. Например, клиент может использовать его для управления техническими параметрами своих подписок, для взаимодействия со службой технической поддержки или контролировать с его помощью оплату (биллинг) и документооборот. Развитый портал самообслуживания устраняет паузы в процессе использования клиентом облачных сервисов. Он получает сервис максимально быстро. А для провайдера польза состоит в сокращении времени от момента заказа новых услуг до оплаты за их использование.

Каталог сервисов. Создание каталога типовых сервисов, доступных клиентам, -- важная задача для масштабируемых публичных решений. Типовые сервисы имеют заранее развернутую инфраструктуру, преднастроенные шаблоны и правила, заданные параметры производительности и SLA. Все это позволяет пользователям сократить время на планирование и развертывание новых сервисов в облаке провайдера.

Для заказчика наличие всех этих подходов в облачном сервисе -- своего рода маркер максимальной автоматизация работы службы эксплуатации провайдера. Автоматизация минимизирует риск человеческих ошибок: персонал участвует только в интеграции новых возможностей, создании инструментов самообслуживания, закупках, расширениях и обновлениях. Рутинные операции выполняются с минимальными трудозатратами сотрудников, быстро и эффективно.

ATTENTION, PLEASE! На что нужно обратить внимание

Технологические подходы в ИТ -- это наборы методов, инструментов и стратегий для достижения определенных целей и решения задач в сфере технологий и компьютерных систем. Эти подходы определяют способы организации и управления разработкой, внедрением, поддержкой и оптимизацией ИТ-решений.

Выбор конкретного технологического подхода зависит от требований проекта или организации. Каждый подход имеет свои преимущества и ограничения, и его выбор должен основываться на контексте и целях конкретной задачи. При описании технологических подходов важно обратить внимание на следующие аспекты:

Типизация оборудования и технологий. Использование типового оборудования и технологий позволяет существенно снизить время и затраты при расширении инфраструктуры. Также типизация оборудования влияет на использование ЗИП. Резерв запасных частей можно сформировать эффективнее, если работа идет с одним производителем и одним типом оборудования. Сегодня, когда вендор-листы меняются почти на 100%, добиться этого непросто. Провайдеру нужно найти производителя с минимальными рисками и на его оборудовании разработать типовое решение. По этой причине многие крупные компании разворачивают собственные производства оборудования и на нем строят инфраструктуру.

Кастомизация. Подход к кастомизации должен быть максимально взвешенным. С одной стороны, потребности заказчиков неоднородны, и часто клиент ожидает от сервис-провайдера индивидуального решения и подхода. С другой стороны, кастомизация снижает типизацию платформы. Индивидуальный подход связан с изменениями, которые влияют на возможности масштабирования и обновления платформы. 

Поэтому, если заказчику нужна кастомизированная разработка, оптимальный подход -- применение отдельных частных решений. Они удовлетворяют требованиям заказчика и не влияют на платформу в целом. В тоже время необходимо помнить, что кастомизация увеличивает общую стоимость сервиса. 

Резервирование. Российский рынок предъявляет высокие требования к резервированию облачных платформ, особенно к сервисам PaaS и SaaS. Резервирование может быть организовано на уровне дата-центров. Архитектура сервисов должна обеспечивать распределенную работу с несколькими ЦОДами, что позволяет как защититься от отказа отдельного ЦОДа, так и иметь возможность распределять нагрузку между ними. Для некоторых заказчиков такая отказоустойчивость может быть избыточна, и таким клиентам можно предоставить возможности и инструменты для самостоятельного резервирования данных.

Роль мультиоблачных решений в создании масштабируемых облачных сервисов

Создание масштабируемых облачных сервисов -- комплексная задача, которая включает в себя не только процессы и процедуры, но и использование передовых технологий. Сложности задаче добавляет то, что ИТ-отрасль и облачное направление в частности сейчас сталкиваются с трудностями. Например, поставки оборудования и программного обеспечения определенных производителей ограничены, сроки возросли, а специалистов с необходимыми навыками не хватает. 

Эти факторы влияют на выбор клиентов между использованием публичных сервисов и развертыванием собственной инфраструктуры. Чтобы минимизировать риски и расширить свой технологический стек, заказчики часто разворачивают ИТ-инфраструктуру у нескольких облачных провайдерах. В настоящее время становятся востребованными мультиоблачные решения, позволяющие управлять всей распределенной облачной инфраструктурой через единую панель управления и учета. Это одно из перспективных направлений развития облачной индустрии, на которое обращают все больше внимания ведущие участники рынка.

Андрей Перекрест, директор департамента реализации облачных решений, Softline
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!