Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2023 |
Оливер ЛИНДНЕР   Евгений КРИВОНОСОВ  | 14 декабря 2023 |
Не все DCIM-системы одинаково хороши
Эффективное управление инфраструктурой ЦОДа на фоне сокращения финансирования, ограниченности выбора решений из-за санкций, с одной стороны, и быстрого развития облачных технологий, с другой стороны, – задача нетривиальная. Чтобы с ней справиться, требуются комплексные перспективные системы.
ЦОДы зачастую являются элементом гибридных экосистем, включающих в себя физические и виртуальные ресурсы, которые расположены частично на собственных площадках предприятий, а частично – в облаке. У гибридной инфраструктуры по сравнению с традиционной возможности шире, но из-за большего числа задействованных технологий, поставщиков услуг, мест размещения оборудования, планов тарификации и взаимозависимостей между отдельными элементами инфраструктуры управлять ею на порядок сложнее.
Традиционные системы управления инфраструктурой ЦОДов (Data Center Infrastructure Management, DCIM) все больше приближаются к пределу своих возможностей. При этом, несмотря на распространенное мнение, что все DCIM-системы более или менее одинаковы, между ними существуют фундаментальные различия: одни развились из систем учета кабельной инфраструктуры и серверов, другие – из систем управления зданием. В результате у представителей каждого из направлений своя специализация и свои индивидуальные особенности.
Новые требования к ИТ
В перспективе программное обеспечение должно будет поддерживать ключевые процессы, возможность обмена данными в масштабах предприятия и гибкой интеграции в так называемые цепочки создания ценности. Учет энергопотребления, охлаждения и площади – безусловно значимые функции, но предоставляемые услуги не менее важны. Поэтому DCIM-решение должно охватывать все уровни ИТ-ресурсов ЦОДа. Компаниям, вставшим на путь цифровизации, нецелесообразно и дальше использовать ПО, которое не сможет поддержать такой переход. Им необходимо решение, которое поможет реализовать намеченные изменения и справиться с будущими задачами.
Все больше компаний отказываются от использования собственного (корпоративного) ЦОДа, и эта тенденция определяет направление развития современных DCIM-систем. Если вы переносите свои серверы и сети к поставщику услуг colocation, то уже не вы, а он следит за надлежащим функционированием соответствующего оборудования. А вы при наличии перспективного DCIM-решения можете уделить больше внимания увеличению добавленной стоимости своих услуг. При переходе к распределенной среде невозможно управлять процессами ее функционирования при помощи DCIM-решения, ориентированного на классическую модель ЦОДа.
Эта тенденция имеет и финансовую сторону. Возможности экономии за счет аппаратных и физических аспектов себя исчерпали. Дальнейшее ощутимое сокращение издержек может быть достигнуто только в результате комплексной оптимизации, в том числе на виртуальном и прикладном уровнях. Только гибридная DCIM-система даст прозрачную картину всей инфраструктуры и позволит управлять всем массивом данных о ней из одного места, что приведет к повышению их доступности и качества.
Такая система, поскольку она обеспечивает наличие всех необходимых данных, их достоверность, актуальность и согласованность, позволяет быстро анализировать нужные параметры. Специалисты и руководство, имея под рукой прямой доступ к необходимой информации (например, о договорах обслуживания), могут принимать более грамотные решения. Кроме того, все удаленные ИТ-подразделения через доступ к единому источнику достоверных и актуальных данных связываются в единую согласованную сеть. Все это позволит перейти от реагирования на случившееся событие к плановому упреждающему управлению инфраструктурой.
Два подхода
Неоднократно приходилось видеть, что при выборе DCIM-решения заказчики с подачи консультантов «сравнивают яблоки с апельсинами», совершенно искренне не понимая этого. Они подробно изучают отдельные функциональные области, игнорируя фундаментальные различия между концепциями, лежащими в основе DCIM-инструментов.
Современные DCIM-системы, исходя из истории их развития и задач, для которых они изначально разрабатывались, стратегически можно разделить на две группы.
Первая группа – решения, вышедшие из систем управления зданием. Они изначально разрабатывались для управления работой систем электропитания и кондиционирования зданий. Оттуда они перешли в ИТ-сектор (так называемую белую зону) и стали использоваться для управления стоечным оборудованием. Данная группа ориентирована на работу в пределах одной площадки. В силу своей специфики в этих инструментах сильно развиты функции мониторинга и контроля. Их, как правило, устанавливали локально, и изначально они не имели сетевых функций и не предусматривали интеграцию.
Вторая группа – инструменты, которые выросли из управления серверами и кабелями и развились в комплексные решения для управления ИТ-инфраструктурой предприятия. Со временем в них появились функции управления инженерными коммуникациями (так называемой серой зоной). Инструменты этой группы в большей степени ориентированы на мониторинг объектов компании в целом и в меньшей – каждого отдельного ЦОДа. Они обладают огромными функциональными возможностями с точки зрения комплексных стандартизированных процессов. При этом в некоторых областях они несколько уступают инструментам первой группы: функции управления системами кондиционирования, например, у них не настолько детализированы, поскольку с самого начала они были ориентированы на интеграцию и сетевое взаимодействие.
Решения первой группы можно отнести к модели развития, которую условно назовем «снизу – вверх» (от управления инженерными системами к управлению ИТ-инфраструктурой), а второй группы – к модели развития «сверху – вниз» (добавление необходимой функциональности).
Сравнение моделей развития «снизу – вверх» и «сверху – вниз»
Что выбрать?
Ценность ИТ для компании зависит от качества управления ЦОДом. Ценность ИТ-сервисов также обусловлена тем, насколько грамотно осуществляется управление ими. При этом эффективно управлять и ЦОДом, и ИТ-сервисами с помощью одного и того же инструмента невозможно.
Проблема выбора DCIM-решения связана с тем, что пользователи составляют обширный список необходимых функций, но не сообщают, какие задачи предполагается решать: одно дело – управлять инфраструктурой отдельного ЦОДа, а другое – инфраструктурой всех объектов предприятия.
При выборе также необходимо учитывать планы на будущее. Вопрос приобретения DCIM-решения, как правило, встает в контексте строительства нового ЦОДа. Соответственно требования к решению формулируются только для этого конкретного объекта. В результате внедряется система, которая оказывается негодной, когда через некоторое время возникает необходимость управлять всеми ЦОДами компании и другой важной ее ИТ-инфраструктурой. Кроме того, бывают ситуации, когда компания арендует оборудование у поставщика услуг colocation, а также создает собственную периферийную инфраструктуру на своих площадках. При выборе решения только для одного ЦОДа желательно учитывать и такие перспективные сценарии. Бэкграунд систем определяет фундаментальные различия в их применимости, которые не очевидны при простом сравнении функций.
Что отличает перспективное DCIM-решение
Помимо традиционных задач, связанных с электропитанием, охлаждением и использованием площадей, операторам ЦОДов сегодня зачастую приходится решать вопросы пропускной способности, выбора и внедрения аппаратных платформ, облачных решений и систем виртуализации, а также организации программно конфигурируемых сетей и сетевых фабрик. Современный ЦОД – сложная экосистема, для управления которой требуется инструмент, сочетающий в себе возможности автоматизации, планирования, эффективного управления сложными процессами и позволяющий получить как полную детализированную картину ситуации в целом, так и информацию об отдельных параметрах и элементах.
Для успешной эксплуатации ЦОДа необходимо иметь систему учета, дающую исчерпывающую информацию обо всех ресурсах и взаимосвязях между ними. Какой же должна быть такая система?
Полнота данных. DCIM-система должна иметь центральный репозиторий для хранения данных обо всех единицах учета – от кабелей до услуг. При централизованном учете данных разных подразделений компании обеспечивается полнота и целостность учета. Для синхронизации информации и поддержания ее качества должна проводиться автоматическая проверка совместимости (достоверности).
Тотальный охват. DCIM-система характеризуется не только глубиной, но и широтой функциональности. Такой подход продиктован необходимостью поддерживать, помимо прочего, общекорпоративные ИТ-процессы. В традиционных системах акцент делается на управлении отдельными зданиями. Создавать перспективную DCIM-систему лучше без привязки к какой-либо системе управления зданием. Тогда она будет способна работать с разными системами такого класса, развернутыми на разных объектах, управлять облачными ресурсами и интегрировать услуги colocation.
Стандарты из коробки. Современное DCIM-решение должно задавать стандарты для компании и в то же время оставаться гибким там, где это необходимо. Гибкость подразумевает не полномасштабную кастомизацию, а возможность изменения атрибутов или отдельных отчетов. Например, зачастую необходимо отразить в рабочих процессах специфические для компании детали, такие как распределение заданий между разными группами сотрудников, и эффективную интеграцию с другими установленными системами.
Перспективная технология. За пять лет на уровне оборудования в ЦОДах поменялось не так уж много, чего не скажешь о программном обеспечении. Только недавно появились первые трехмерные изображения, а сегодня они уже данность. Сейчас активно обсуждается использование в ЦОДах приложений дополненной/виртуальной реальности. Было успешно реализовано несколько пилотных проектов, и скоро такие приложения получат повсеместное распространение. Активно развивается машинное обучение. Пока нет практических коробочных решений для пользователей-неспециалистов, но их появление – вопрос ближайших нескольких лет. Для всех современных вариантов использования DCIM-системы требуется платформа, поставляющая необходимые данные от одного или нескольких объектов. В идеале такая платформа должна поставлять данные для других приложений, например, через интерфейсы или предварительную настройку для конкретного применения.
Масштабируемость. DCIM-система должна не терять своей актуальности при изменениях в жизни компании (быстрый рост, слияние, объединение, отделение). Поэтому нужна возможность подключить новых пользователей (например, при присоединении нового объекта). Такая же ситуация с приобретением новых лицензий: нужно учитывать финансовые последствия. Если система разворачивается в масштабе всей компании, ею будет пользоваться большое количество сотрудников. А чем больше подразделений компании используют одну программу, тем выше ее ценность для бизнеса и эффективнее взаимодействие между подразделениями.
Независимость от производителя. DCIM-системы от производителей сетевого и ИТ-оборудования имеют существенный недостаток: они ориентированы исключительно на продукты поставщика DCIM-системы. Однако в реальной жизни ситуация, когда ИТ-среда состоит из оборудования одного изготовителя, встречается редко. Если в библиотеке оборудования системы – только собственные решения поставщика, у заказчика возникнут проблемы в случае, например, слияния. Библиотека, включающая в себя «железо» разных производителей, – обязательное требование.
Умная интеграция. ИТ-среда постоянно эволюционирует, поэтому крайне важно, чтобы внедрить DCIM-систему можно было легко, надежно и недорого. В этом залог успешного управления инфраструктурой ЦОДа в долгосрочной перспективе. В отличие от специализированных решений, которые статичны и могут взаимодействовать только друг с другом, интеграция дает необходимую гибкость, позволяет использовать новые возможности. Особенно если это интеграция с ИТ-системами более высокого уровня, например, системами управления услугами.
Активная поддержка продукта. Жизненный цикл ИТ-продуктов существенно сократился. Всего за несколько лет ультратонкий корпус эволюционировал в блейд, потом в конвергентные системы, а теперь и они уже начинают исчезать.
Поставщикам традиционных DCIM-систем все сложнее не отставать от развития технологий. Например, система управления кабельной инфраструктурой была недавно основательно модернизирована из-за внедрения в ЦОДах кассетной технологии. DCIM-решение должно быть способно отражать эти эволюционные изменения с минимальной задержкой – наличия современного пользовательского интерфейса уже недостаточно.
Готовность к будущим вызовам: контрольный список
|
***
Замена DCIM-системы
Спросите себя, отвечает ли ваша DCIM-система всем перечисленным требованиям. Возможно, сейчас функционала достаточно, но рано или поздно ваши потребности изменятся. Обратите внимание: быстро найти, оценить и внедрить новое комплексное DCIM-решение практически невозможно. Поэтому лучше подготовиться заранее. Залог успеха – гибкое реагирование на изменение ситуации. Доработка устаревшего ПО – сложный, медленный процесс, который чреват торможением развития. И все равно в результате такая система не будет поддерживать сервис-ориентированные функции управления.
Евгений Кривоносов, генеральный директор, «СДИ Софт»
Оливер Линднер, директор бизнес-юнита по ЦОД, FNT
Software
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!