Rambler's Top100
Статьи
Александр БАРСКОВ  11 ноября 2024

ЦОДы в Узбекистане: как снять барьеры

Устранение проблем с энергоснабжением и введение ЦОДов в правовое поле способны значительно ускорить развитие цифровой инфраструктуры в Узбекистане и привлечь в страну новых игроков в области цодостроения.

Актуальные экономические и технические вопросы, связанные с ЦОДами, обсуждались 4–5 ноября на ставшем уже традиционным форуме Eurasia Data Center & Cloud Forum. Организованное «ИКС-Медиа» мероприятие, которое включало семинары, выставку и конференцию, посетили более 400 специалистов.
Дефицит мощности

Одно из главных препятствий для строительства новых ЦОДов в Узбекистане, как констатировали многие эксперты, – трудность получения необходимых энергетических ресурсов. Согласно данным, которые привел Дмитрий Горкавенко, директор по развитию бизнеса iKS-Consulting, с 2018 г. в республике усугубляется дефицит собственных генерирующих мощностей. Среднегодовой рост потребления и выработки электроэнергии в стране в 2016–2023 гг. составляют 5,6% и 4,6% соответственно.

Проблемы электросетевого комплекса Узбекистана заключаются в высоком уровне износа распределительных сетей и подстанций, что приводит к перебоям в снабжении и ухудшению качества электроэнергии. Кроме того, низкий уровень автоматизации и цифровизации объектов электроэнергетики уменьшает возможность предотвращения и быстрой ликвидации технологических нарушений. Все это негативно влияет на условия технического присоединения новых объектов к энергосети и на тарифы. В результате повышаются как капитальные затраты на строительство ЦОДов, так и операционные расходы во время их эксплуатации, что, в свою очередь, снижает общую инвестиционную привлекательность отрасли.

Однако эксперты отмечают большой энергетический потенциал Узбекистана, особенно в плане альтернативной энергетики. Более 300 солнечных дней в году и высокая интенсивность солнечного сияния открывают хорошие перспективы для развития солнечной энергетики, а ветровые условия в центральных и западных регионах – для ветроэнергетики. Благоприятна ситуация и для гидроэнергетики (имеется значительный ресурс для строительства малых и крупных ГЭС), и для атомной энергетики (по данным Всемирной ядерной ассоциации, Узбекистан – пятый по величине производитель урана в мире, и республика намерена значительно увеличить добычу урана в будущем).
Дискуссия «Значение индустрии ЦОДов и облачного провайдинга для экономики Республики Узбекистан»

На возобновляемые источники энергии ориентируются и крупные инвесторы, приходящие на рынок ЦОДов Узбекистана. Так, компания DataVolt собирается построить в республике несколько ЦОДов, и все они будут работать за счет возобновляемых источников энергии. Первый дата-центр мощностью 10 МВт будет создан на территории IT Park Uzbekistan в Ташкенте. Также в планах компании – строительство дата-центра мощностью 250 МВт в Новом Ташкенте и объекта на 40 МВт в Бухарской области (с дальнейшим расширением до 250 МВт). Всего DataVolt планирует до 2030 г. направить на проекты в Узбекистане до $5 млрд.

Влияние ИИ

Энергопотребление ЦОДов растет по всему миру, и если сейчас на них приходится около 2% мирового потребления электроэнергии, то к 2030 г. этот показатель может превысить 10%. Спрос на системы, использующие искусственный интеллект (ИИ), и связанная с ними потребность в высоконагруженных стойках способны существенно ускорить рост энергопотребления ЦОДов. Однако в последнее время безудержный оптимизм относительно ИИ сменяется более сдержанным практицизмом. 

Эта смена настроений проглядывалась и в выступления на конференции в Ташкенте. «Все помнят кризис доткомов в начале 2000-х. Возможно, что-то подобное произойдет и с ИИ, – дал свой прогноз Денис Вайнер, директор по продажам в Центральной Азии, Азербайджане и Грузии компании Schneider Electric. – Но ИИ уже не уйдет из нашей жизни. Будет переосмысление. Те объемы использования ИИ, о которых сегодня говорят, обязательно будут достигнуты, но, вероятно, несколько позже, чем предполагалось ранее. В любом случае при выборе решения для модернизации действующих или строительства новых ЦОДов сегодня надо задумываться о внедрении высоконагруженных стоек».

Жизненный цикл устанавливаемого в ЦОДах ИТ-оборудования (три-пять лет) значительно короче жизненного цикла ЦОДа как инженерно-технического объекта (15–20 лет). Поэтому несмотря на то что сейчас спрос на ИИ-системы относительно невысок, понятно, что он будет расти. И ЦОД сегодня надо проектировать и строить, учитывая, что через несколько лет, возможно, потребуется размещать в нем стойки мощностью 30–50 кВт и выше.
В выставочной зоне форума

«Мы должны строить максимально адаптивную инфраструктуру ЦОДов, которая будет готова к тем изменениям в ИТ-системах, которые будут происходить в ближайшие 5–10 лет», – убежден Александр Мартынюк, исполнительный директор «Ди Си Квадрат». Именно адаптивность эксперт называет ключевой характеристикой объекта, который сейчас называют «ЦОД для ИИ». При этом, по его данным, основными потребителями нагруженных стоек сегодня являются не системы с ИИ, а бизнес-приложения.

«ИИ создает серьезные вызовы для инженерной инфраструктуры ЦОДов, – считает Артур Хашимов, менеджер по развитию бизнеса Huawei. – Пять лет назад, когда мы говорили, что 15 кВт на стойку не за горами, многие не верили. Сегодня у нас в Узбекистане в разработке проекты с мощностью 26 кВт на стойку. А в ближайшие годы ориентируемся на уровень 30–50 кВт». 

В любом случае перспективы внедрения ИИ-систем отразятся на том, как будут проектироваться и строиться ЦОДы. Изменения затронут все основные инженерные системы, но главные коснутся системы отвода тепла от ИТ-оборудования. «Вряд ли в ближайшее время вы будете строить ЦОД в расчете только на высоконагруженные стойки. Скорее всего, будет и высоконагруженная зона, и традиционная – со стойками по 5, 10, 15 кВт», – продолжил Д. Вайнер.

Для высоконагруженных стоек (мощностью 30–50 кВт и более) практически неизбежно потребуется система прямого жидкостного охлаждения. При этом по своей архитектуре, считают в Schneider Electric, она будет напоминать систему электропитания, а охлаждающую жидкость, как и электроэнергию, надо будет довести до каждого юнита в стойке. Аналогом ДГУ в системах прямого жидкостного охлаждения будет выступать водоохлаждающая машина (чиллер), аналогом ИБП – емкости с запасенной холодной водой, распределительных щитов – система распределения жидкости и, наконец, аналогом блока распределения питания (PDU) станет блок распределения теплоносителя (CDU) в каждой стойке.

Бум или не бум 

Спрос на услуги коммерческих ЦОДов в Узбекистане, как считает Фаррух Алимухамедов, заместитель генерального директора по развитию нового бизнеса компании East Telecom, опережает предложение. И главное препятствие, по его мнению, – уже упомянутая проблема получения электроэнергии. В качестве примера он привел один из запланированных крупных проектов своих коллег в Ташкентской области. «Государство выделило землю. Был подписан протокол об энергообеспечении. На бумаге энергообеспечение должно быть, а по факту его нет, – рассказал он и резюмировал: – Как только эта проблема будет решена, начнется бум коммерческих ЦОДов».

Сама компания East Telecom уже в ноябре 2024 г. планирует запустить в эксплуатацию в Юнусабадском районе Ташкента первую очередь коммерческого ЦОДа, рассчитанного на 300 стоек. «На бумаге перед нами было много обязательств. Но чтобы запустить наш ЦОД в запланированный срок, пришлось искать альтернативные пути решения вопросов», – признал Ф. Алимухамедов.

Дискуссия «Технологические тенденции, или Как меняется мир ЦОДов»

Еще один барьер для развития индустрии ЦОДов в Узбекистане – отсутствие в законодательстве республики определения ЦОДа как объекта критической инфраструктуры. «Пока в законе этого нет, тем, кто собирается здесь строить ЦОДы, особенно новым игрокам, будет тяжело. Непросто объяснить, что они собираются строить, для чего и почему им надо так много энергии», – пояснил Д. Вайнер.

«Если государство хочет развивать эту отрасль, оно должно сделать возможность выхода на рынок – доступ к деньгам, к энергетике, к клиентам – одинаковым для всех игроков», – считает Евгений Вирцер, основатель ГК Key Point. Эта компания развивает сеть региональных ЦОДов в России, а недавно объявила о строительстве дата-центра в Казахстане. В одну экосистему с Key Point входят компании «Свободные Технологии Инжиниринг» – центр компетенций по инженерным системам и управлению строительством и ART Engineering – производитель оборудования для ЦОДов.

Присутствие Е. Вирцера на конференции в Ташкенте свидетельствует об интересе к этому рынку. «Мы надеемся, что рано или поздно объект Key Point появится и в Узбекистане», – поделился намерениями он. Для инвесторов же важна следующая высказанная основателем Key Point мысль: «Если рассматривать ЦОД как недвижимость, то очевидно, что спрос на объект, в котором хранятся и обрабатываются данные, никогда не упадет. На рынке складской или офисной недвижимости бывают провалы, когда склады простаивают или офисы не арендуют. Но с теми темпами роста объема данных, которые сейчас наблюдаются, востребованность таких объектов, как ЦОДы, падать точно не будет».

Ташкент – Москва 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!