Rambler's Top100
Статьи
Николай НОСОВ  20 декабря 2024

Три проблемы школьной информатики

Нехватка квалифицированных учителей информатики, отсутствие методик и сложности использования новых технологий затрудняют подготовку школами новых кадров для сферы ИТ.

Дефицит учителей

Читаю новость в нашем сельском чате: «В ходе семейной ссоры учитель информатики и математики до смерти избил супругу, которая хотела подать на развод. В семье воспитывалось трое детей». В комментариях соседка по даче написала, что учитель давно вел себя неадекватно, разбил на уроке ее внуку смартфон, на него жаловались родители. Репутация у педагога была не очень – до школы работал менеджером в сельской «Пятерочке», откуда уволили за скандал с покупателем. Все жалобы родителей были напрасны, администрация школы за учителя держалась – хотя бы такого нашли.
Круглый стол в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

«В регионах некому преподавать ни информатику, ни физику, ни математику. Чтобы в этом убедиться, достаточно отъехать от Москвы на 30 км. Люди, которые могут научить детей, и люди, которые преподают информатику, – это разные люди. Преподают физики в возрасте 78 лет, математики в 75. Учителей по информатике нет, ее ведут физик или математик. Они умрут, а следующего поколения просто нет», – эмоционально выступил на прошедшем в Губкинском университете мероприятии «ИТ-Форум РУССОФТ. Профессионалы, или Кадры 2024» генеральный директор компании «Инновации в образовании» Тимофей Фокин. 

Возрастным учителям физики и математики нелегко осваивать новую дисциплину, но приходится работать с теми, кто есть. Учителей информатики катастрофически не хватает. Их мало готовят вузы, да и 30–50% выпускников работают не по специальности. Такие данные привел на форуме Константин Гранков, заместитель директора макрорегионального центра «СКБ Контур». При этом бизнес уже сейчас говорит о нехватке ИТ-специалистов, а если не заниматься образованием, ситуация только ухудшится.

Методический ад

Другая проблема школьного образования – отсутствие зрелой методологии. «Методическая сторона преподавания – просто ад. Преподаю программирование программистам на первом курсе 20 лет. Если на входе человек, не знающий информатики, но с прекрасным знанием физики, это отличный кандидат. Но если человек не знает физики, а ЕГЭ по информатике сдал на 100 баллов, то, скорее всего, у него в голове мусор. Наша школьная программа по информатике ужасна», – заявил Юрий Усков, основатель и генеральный директор iSpring, одной из трех крупнейших edtech-компаний в России. Эксперт привел в пример музыкальную школу, где базовое музыкальное образование дают на материале классической музыки. С ним потом можно самоопределиться в любом направлении – джазе, роке, рэпе. По его мнению, в школе нужно преподавать не язык высокого уровня Python, который он сравнил с рэпом, а классический язык для обучения программированию – Pascal. Но на нем сдать ЕГЭ сейчас нельзя.

«Я думаю, что дети должны изучать языки программирования, которые сегодня в тренде», – возразил Дмитрий Мартынов, директор автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Роболатория». Впрочем, он согласился с необходимостью преподавания языков и более низкого уровня, объясняющих школьникам основы программирования, но предложил для школьной программы по-прежнему используемый при программировании роботов C++.

«Многие крупные ИТ-компании настаивают на введении в школьный курс информатики Machine Learning. Причем с 5-го по 11-й класс. На наш взгляд, это будет профанацией – большинство учителей информатики не справятся. Кроме того, внедрение ML и других узкоспециальных знаний в школьную программу вредит фундаментальной подготовке. Раннее вхождение в профессию иногда идет в ущерб образованию», – считает Елена Андреева, заведующий кафедрой информатики школы-интерната им. А.Н. Колмогорова МГУ.

При этом педагог отметила влияние ИИ на образование. Радикально меняются учебные установки учащихся. Если ученик может что-то не делать сам, а поручить ИИ, то делать он и не будет. ИИ уже способен писать сочинения и рефераты, отвечать на многие вопросы, до ответа на которые должен доходить сам школьник в процессе обучения. Это проблема, которую надо изучать. 

Другие дети

Сильно изменились дети: они с младенчества держат в руках смартфон и не представляют жизни без интернета. «Коллеги из издательства “Просвещение”, которое монополизировало все школьные учебники, не понимают, что бумажные учебники отжили свое, дети не способны традиционно воспринимать информацию», – указала Е. Андреева. Нужны новые формы, такие как, например «Яндекс Учебник» – онлайн-курсы, делающие ИT-образование доступным каждому ребенку в любом регионе, в частности курсы с искусственным интеллектом, помогающим школьникам в подготовке к ЕГЭ.

По мнению экспертов, излишний акцент делается на олимпиадах, которые выступают в качестве «спорта высших достижений», при том что основная масса учащихся, особенно в регионах, остается без внимания. Половина олимпиадников уезжает за границу, да и информационные технологии – не только написание кода. Компания «CКБ Контур» выпустила для детей «Гид по ИТ» , который поможет школьнику разобраться во множестве ИТ-специальностей и выбрать подходящую в зависимости от склонностей.
Источник: «CКБ-Контур»
Карта ИТ-специальностей

Под вопросом необходимость в школах компьютерных классов – дети все больше используют собственные компьютеры, а в последнее время даже на олимпиадах проводят расчеты на смартфонах. 

Другой момент – стимулирование детей к изучению информатики, которую учат хотя бы для поступления в вуз. Сейчас для поступления на большинство технических специальностей школьники могут сдавать на выбор физику или информатику. Однако недавно появилось Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2024 № 3333-р о совершенствовании системы государственной итоговой аттестации по математике, физике, химии и биологии, включая разработку предложений по обязательной сдаче экзамена по физике, химии или биологии на выбор обучающегося. В нем говорится о введении с 2026 г. обязательного вступительного испытания по физике на все инженерные направления подготовки (специальности) высшего образования. Если физика станет обязательной, а информатика – необязательной, это ударит по ее преподаванию в школе.

Назад в будущее

«Последние 30 лет уровень IQ у детей в России падает. Нет ни одного года, когда показатели логического мышления улучшались. Сейчас скорость падения IQ возросла», – заявил Т. Фокин. Проводимые в образовании реформы не улучшили, а даже ухудшили ситуацию.

«У советской системы образования было много проблем. Но по сравнению с текущей она была значительно лучше. У программистов принято сохранять последнюю версию кода, которая хорошо работала. Надо взять советскую версию и реанимировать ее. Там не было информатики и искусственного интеллекта, но был высокий когнитивный потенциал, с этими людьми можно было что-то делать. С людьми, которые заканчивают школу сейчас, ничего сделать нельзя. 90% выпускников вузов потенциально безработные», – бьет в набат Ю. Усков.

«Нужно откатываться к базису – советскому образованию. Но это сделать нельзя – нет людей», – считает Т. Фокин. ИТ-экспертиза сосредоточена не в академических кругах, а в бизнесе. Бизнес с горизонтом планирования больше пяти лет должен думать о будущих кадрах и вкладываться в образование. Эксперт предложил бизнесу выделять специалистов для преподавания информатики в школах. Пусть у этих людей не будет педагогического образования, но зато будет практический опыт и знание предмета.

Решение сегодняшних проблем образования – в сочетании методологий советского образования, учитывающего этапы развития детской психологии и ориентированного на общую разностороннюю подготовку; бизнеса, помогающего образованию не только на олимпиадах, но и в повседневной работе в школе и сфере дополнительного образования; и новых технологий, которые уже стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!