Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
12 мая 2025 |
VSP Global: мы готовы строить ЦОДы для ИИ
По силе влияния на будущее человечества ИИ может сравниться с ядерной энергией. Чтобы этой силой обладать, нашей стране необходима собственная цифровая инфраструктура для ИИ, считает Александр Овчинников, учредитель и генеральный директор компании VSP Global.

– Прогнозов относительно перспектив искусственного интеллекта хватает. Что вы об этом думаете?
– Про искусственный интеллект говорят действительно много, но пока это лишь технологии, которые позволяют эффективно обращаться с информацией. Тем не менее мир стоит на пороге разработки машинного сверхразума, который превзойдет человеческий разум, и это сравнимо с освоением ядерной энергии. Такие технологии могут принести человечеству огромную пользу – или большой вред.
Мы уже видим наглядный эффект от внедрения технологий ИИ в различные сферы экономики и жизни. Упрощаются многие процессы, на которые раньше мы тратили много времени. Перевести видео на английский язык, убрать на картинке ненужные объекты, сгенерировать текст – сейчас многое можно сделать быстрее, по сути щелчком мыши.
Однако ИИ не только дает удобство, но и требует безопасности. Эта технология будет все активнее внедряться в системы безопасности, в военные системы. Это будущее, которое нас ждет. Поэтому приоритет – технологическая независимость. Если мы сейчас не разработаем свой аналог этого «ядерного оружия», то последствия могут быть печальны. Будем отставать катастрофически от других развитых стран. И это может привести к огромным проблемам, в том числе в возможных будущих конфликтах.
– Каково влияние ИИ на экономику?
– Возможно, пока большого числа ярких примеров применения ИИ в экономике нет. Соответствующий рынок только формируется. Но тестирование, пилотные внедрения идут активно. Когда такие проекты пойдут один за одним, те, кто сегодня занял выжидательную позицию и не пробует ИИ в деле, могут остаться на обочине, проиграть в конкурентной борьбе.
Есть важный аспект, который тормозит использование ИИ в бизнесе. Это информационная безопасность. Внедрение ИИ в ключевые производственные и бизнес-процессы означает появление связанной с внешним миром системы (связь необходима для обучения модели ИИ), которая обладает серьезным, я бы сказал, критическим, объемом информации о компании и ее сотрудниках. Утечка такой информации может грозить не только имиджевыми, но и прямыми финансовыми потерями, существованию бизнеса как такового. Текущие наработки пока не позволяют полностью гарантировать безопасность при использовании моделей, содержащих чувствительные сведения о компании и в то же время связанных с внешним миром.
– Чего в России не хватает для полноценного применения и развития систем на базе ИИ? Ведь есть же свои ИИ-модели, например, у «Яндекса» и Сбера.
– Да, ряд ИТ-гигантов предложили свои модели. Но когда передовые технологии «закрываются» внутри одной или нескольких компаний, когда отсутствуют широкая конкуренция, условия для проверки множества гипотез, сильно сужаются и возможности. Например, в Кремниевой Долине – десятки тысяч стартапов, одни умирают, другие выживают, третьих покупают, жизнь постоянно бурлит, и в этом технологическом бульоне готовятся решения, которые в конечном счете завоевывают мир.
Такой креативной среды у нас нет. Молодые амбициозные люди хотят что-то сделать, но у них нет технической возможности, не хватает ресурсов. Проблем здесь много: от забюрократизированности получения статуса резидента в федеральных инновационных центрах до ограничений, связанных с решением внутренних задач в корпоративных акселераторах. Но я бы выделил инфраструктурную проблему. Например, молодой стартап не может позволить себе GPU-кластер за миллионы долларов. А специализированной инфраструктуры, где можно было бы арендовать такой кластер, в стране практически нет. Специализированных ЦОДов для ИИ нет. А они абсолютно необходимы для достижения технологического суверенитета в области ИИ.
– Что вы думаете по поводу ограничения доступа к передовым технологиям, в частности к последним моделям GPU?
– Это тоже серьезная проблема, без решения которой не получится достичь технологического суверенитета. Мы научились строить ЦОДы, научились строить инженерную инфраструктуру, у нас отличные программисты. Но современное «железо» – это наша боль. Жесткий капитализм 90-х, по сути, убил все соответствующие центры разработки и производства.
Приведу один пример. Голландская компания ASML – крупнейший производитель литографического оборудования для микроэлектронной промышленности. Фотолитографы – одни из самых сложных устройств на планете, наверное, даже сложнее ракет. ASML сейчас использует технологию фотолитографии в глубоком ультрафиолете, благодаря которой такие компании, как Samsung и TMSC, печатают самые топовые 3-нм чипы. Так вот, это советская технология, которую в 90-е выкупили вместе с нашими специалистами. Выкупили и довели до коммерческого продукта. И сейчас она позволяет Западу быть лидером.
А в итоге крупные корпорации, строя свои ЦОДы, продолжают ориентироваться на зарубежное инженерное оборудование. Как тогда развиваться отечественным производителям, как разрабатывать новые продукты, улучшать качество?! Да, без участия государства, поддержки на законодательном уровне, субсидий эти проблемы не решить. Но и на своем уровне каждый должен стараться помочь. Например, мы, VSP Global, в своих проектах однозначно ориентируемся на российское, выстраиваем долгосрочные взаимовыгодные партнерства с отечественными производителями. Настоящими производителями, а не теми, кто возит продукты из Китая и переклеивает бирки.
– Итак, России нужны ЦОДы для ИИ. Что это такое? В чем их ключевые отличия от «обычных» ЦОДов?
– Первая особенность, о чем я уже говорил, – это гарантии безопасности при использовании ИИ-систем. ЦОДы должны обеспечивать определенную секьюритизацию и на уровне аппаратуры, и на уровне ПО. Для каждой конкретной организации необходим выделенный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий безопасность хранения, обработки и передачи данных при использовании ИИ-моделей, обучающихся на больших данных, включая внешние. Кто предложит такое решение, тот получит огромное конкурентное преимущество.
Второй момент – более высокая мощность на стойку. Средняя мощность ИТ-стоек в российских ЦОДах – 5–10 кВт. Для стандартных серверов и СХД этого более чем достаточно. Для ИИ-систем нужны стойки мощностью 20 кВт и более. Классические ЦОДы не предназначены для столь нагруженных стоек. Обычным воздухом, соблюдая приемлемые аэродинамические характеристики и не создавая ураганных потоков, можно снять до 20 кВт тепла. Добавляя внутрирядные кондиционеры, можно повысить этот показатель до 25–30 кВт. Далее нужно специализированное охлаждение, в большинстве случаев прямое жидкостное. Понятно, что высоконагруженные стойки потребуют изменения параметров самих стоек, систем электропитания. Да и всю инженерную инфраструктуру понадобится серьезно модифицировать.
Но надо понимать, что высоконагруженные GPU-кластеры нужны только для обучения ИИ-моделей. Для их использования достаточно более или менее классической ИТ-инфраструктуры. Так что и в ИИ-ЦОДах не все стойки будут мощностью более 20 кВт. И для инженеров серьезный вызов – сделать ЦОД универсальным, чтобы размещать и высоконагруженные, и классические стойки.
Индустрия только ищет оптимальные решения и архитектуры для таких ЦОДов будущего. Нужны технологические центры, где можно тестировать разные подходы, вырабатывать оптимальные архитектуры.
– В любом случае получается, что мы остро нуждаемся в ЦОДах, оптимизированных для задач ИИ. В ЦОДах, которых пока нет.
– Да, этого требует рынок, это нужно для обеспечения технологического суверенитета, конкурентоспособности и безопасности страны. Одно из основных положений стратегии VSP Global – проектирование и строительство таких объектов. Опыт и экспертиза имеются. Мы к этому готовы. А подробно о конкретных проектах расскажем в следующей беседе.
Рекламодатель: ООО "ВСП ГЛОБАЛ" ИНН: 5003099928 ERID: 2VfnxxpPJjS
Рекламодатель: ООО "ВСП ГЛОБАЛ" ИНН: 5003099928 ERID: 2VfnxxpPJjS
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!