Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
12 января 2015

С.Пехтерев: Дорога будет непростой

Спутниковый ШПД Ка-диапазона только начинает развиваться, переживая «болезни роста». Тем не менее у этого сегмента рынка потенциал очень высок.

Читайте полную версию «Contra и pro» темы номера «ИКС» №12'2014 «Высокие отношения. Бизнес в космосе». Часть 3.

? «ИКС»: В середине 2014 г. в России зарегистрирован 5-тысячный пользователь услуги спутникового интернета в Ка-диапазоне. Ваша оценка проблем и перспектив роста этого сегмента рынка спутниковой связи.


Александр Новиков

Александр Новиков, главный специалист департамента маркетинга ОАО «РТКомм.РУ»: Технологически реализация услуги доступа в интернет с использованием спутниковых каналов связи в Ка-диапазоне значительно отличается от классической технологии VSAT в Ku-диапазоне. Ка-диапазон проигрывает по ряду параметров, среди которых зона покрытия, высокая чувствительность к погодным условиям (дождь, снег, ветер), но при этом обладает значительно большими энергетическими характеристиками, которые позволяют обеспечить более высокие скорости передачи данных. В настоящий момент мы наблюдаем активное развитие спутникового ШПД. Недавно ГПКС анонсировало запуск собственной платформы на базе Hughes Jupiter с использованием транспондеров Ка-диапазона космических аппаратов «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6». Компания предлагает новую модель сотрудничества VNO (Virtual Network Operator), при которой спутниковый оператор получает не ресурс на КА, а ресурс уже готовой спутниковой инфраструктуры. Для начала работы новому виртуальному оператору достаточно организовать наземное сопряжение с узлом связи ГПКС и установить оконечное пользовательское оборудование. Данная модель очень удобна для операторов, планирующих в ближайшее время развивать направление предоставления спутникового ШДП, поскольку избавляет от крупных первоначальных инвестиций и не требует большого времени на развертывания собственной инфраструктуры. Поэтому наиболее перспективная модель развития – это сотрудничество между первичными и вторичными операторами по модели VNO.

Положительным условием для развития данного сегмента рынка спутниковой связи можно назвать планируемые запуски новых КА с транспондерами в Ка-диапазоне, снижение стоимости спутникового ресурса и базового комплекта абонентского оборудования. Среди проблем развития Кa-диапазона можно отметить то, что в настоящее время пока еще нет большого опыта эксплуатации таких сетей. Существующие сети не имеют высоких нагрузок, поэтому сейчас сказать очень сложно, как будет себя вести сеть при больших нагрузках, вызванных увеличением клиентской базы, какие будут использоваться инструменты для распределения нагрузки. Другой немаловажной проблемой является отсутствие возможности организации корпоративных VPN-сетей, а также поддержки расширенных технологий качества обслуживания (QoS), необходимых для передачи голосового или видеотрафика.

 

Павел Баканов

Павел Баканов, заместитель генерального директора «Истар»: Мы уже говорили об эффективности кооперации в целях оказания услуг связи для широкой категории пользователей. В силу целого ряда особенностей Ка-диапазона данная кооперация является практически безальтернативным вариантом при оказании услуг с использованием этого диапазона. Если грамотно выстроить стратегию, то этот сегмент рынка услуг спутниковой связи будет расти. Проблемы, на наш взгляд, здесь вызваны неправильной первоначальной оценкой и, соответственно, неправильным формированием предложения услуг, ограничивающимся только доступом в интернет для индивидуальных потребителей. Наш совместный с ФГУП «Космическая связь» эксперимент, проведенный с задействованием ресурса спутника «Экспресс-АМ5» и центральной станции Истар, развернутой на ЦКС «Хабаровск», показал, что Ка-диапазон можно и нужно использовать для всех традиционных применений спутниковой связи.

Христиан Семенов

 

Христиан Семенов, технический директор HeliosNet: Собственных услуг в Ка-диапазоне в России пока нет, на данный момент услуги предоставляются европейским оператором через своего генерального партнера и монополиста ГПКС. Перспективы этого сегмента не стоит преувеличивать, в связи небольшим размером каждого луча в Ка-диапазоне, что приемлемо только для районов с высокой плотностью населения. В то же время, в районах с высокой плотностью населения актуальность и востребованность спутниковой связи не так высока, поскольку существуют более бюджетные альтернативы.

 

Грегори Литинский

Грегори Литинский, региональный вице-президент Gilat Satellite Networks Ltd.: Сдерживающими факторами роста абонентских подключений спутникового ШПД является высокая стоимость подключения и высокая ежемесячная плата. С учетом роста курса доллара и евро, можно ожидать замедление и так невысоких темпов. Государственное субсидирование в течение нескольких лет абонентского оборудования поможет операторам быстро набрать значительную абонентскую базу, а после предложить действительно привлекательные тарифные планы своим клиентам. Спутниковый ШПД – безусловно перспективный сегмент бизнеса. В части перспективы и быстроты его развития в России, мне кажется, что фактор «неоправданных надежд», в первую очередь, объясняется попыткой «прямого» копирования в России бизнес-моделей развития этого направления в США. Потребительские рынки в России и США существенно отличаются как по содержанию, так и по основным движущим силам развития.

Сергей Пехтерев

 

Сергей Пехтерев, руководитель группы компаний AltegroSky: С одной стороны, это прорыв и большой успех для рынка спутникового ШПД, хотя понятно, что есть большой потенциал развития. Дорога будет непростой, но других вариантов, кроме как спутниковый ШПД, для многих населенных пунктов и жителей нашей страны просто нет. Весь вопрос упирается в цену продукта, как сервиса, так и оборудования. Что касается услуг – тут возможности у российских операторов выше, поскольку используются мощности отечественных спутников, но стоимость оборудования пока накладывает определенные ограничения, поскольку мы вынуждены приобретать его по общемировым ценам плюс нести расходы на логистику, таможенное оформление, сертификацию и преодоление прочих административных барьеров.

Елизавета Капралова

 

Елизавета Капралова, руководитель департамента по связям с общественностью «Триколор ТВ»: Необходимо снижение цен на приемное оборудование. Сейчас, при средней стоимости на оборудование от 14 до 25 тыс. руб. и высоких тарифах на передачу трафика, VSAT неизбежно проигрывает наземному ШПД.

 

 

? «ИКС»: Как, на ваш взгляд, сказывается развитие технологий мобильного и спутникового ШПД на отношениях между операторами мобильной и спутниковой связи? Партнерство конкурентов – возможно?

 

С. Пехтерев: На данный момент речи о полноценном партнерстве не идет, поскольку мобильная большая четверка считает абонентов миллионами, а рынок спутникового ШПД недавно отметил регистрацию 5-тысячного абонента в Ка-диапазоне. Количество абонентов и объемы рынка данных отраслей несоизмеримы, и для того, чтобы стать заметным для кого-то из провайдеров мобильного интернета, рынку ШПД необходимо еще долго развиваться и расти.

 

Х. Семенов: Спутниковым операторам конкурировать с мобильным ШПД не имеет смысла, а вот партнерство вполне реально. С помощью спутниковой связи могут быть подключены базовые станции GSM в удаленных районах с неразвитой наземной телекоммуникационной инфраструктурой, а также в целях улучшения качества связи в зонах неуверенного приема, «белых пятнах» на картах покрытия. HeliosNet уже имеет подобный опыт сотрудничества с российскими операторами мобильной связи.

 

Г. Литинский: Поводом к такому партнерству может послужить желание мобильного оператора предоставлять своим клиентам услугу triple-play. Используя спутниковую технологию для приема информации и сотовую сеть для ее отправки, мобильные операторы могут оказывать своим клиентам услуги домашнего интернета на скоростях до 20 Мбит/с по приемлемым ценам. Невысокая стоимость абонентских комплектов такого рода делает чрезвычайно привлекательной услугу для населения. Сотовая компания в данном случае выступает в качестве оператора второго уровня по отношению к спутниковому оператору и приобретает у него достаточную для обслуживания абонентов пропускную способность спутниковой сети.

Следует отметить тот факт, что не во всех регионах мира спутниковый ШПД способен окупить запуск многолучевого спутника на орбиту и затраты на поддержание наземного сегмента. В таких случаях невостребованная спутниковая емкость может быть эффективно использована мобильным оператором для подключения новых базовых станций. Спутник позволит быстро и экономически оправдано обеспечить сотовое покрытие в малонаселенных пунктах. Благодаря технологии малых базовых станций, подключаемых к опорной сети с помощью недорогих спутниковых каналов, становится возможным обеспечить мобильную связь практически в любом месте даже при отсутствии электрической сети. Существенным преимуществом для спутникового оператора будет способность предложить сотовой компании простое решение «под ключ», включающее оборудование, канал, электропитание и прочую инфраструктуру базовой станции.

Дополнительной возможностью сбыта незадействованной спутниковой емкости для спутникового оператора является подключение базовых станций четвертого поколения. Высокие требования к пропускной способности транспортного канала для базовой станции делают экономически нецелесообразным модернизацию радиорелейного оборудования для пропуска больших объемов трафика. Это сдерживает распространение 4G покрытия, так как прокладка оптоволоконных линий связи до базовой станции требует инвестиций и времени. Современные спутниковые решения имеют достаточную производительность и позволяют быстро подключить базовую станцию к опорной сети до организации оптического канала.

 

П. Баканов: Это партнерство уже существует: в сетях мобильных операторов весьма широко используются спутниковые каналы связи. И, вполне возможно, что наступит такой день, когда крупные игроки будут предоставлять сервис в едином информационном пространстве.

 

Е. Капралова: Партнёрство возможно, если есть единые или конвергентные цифровые стандарты для разных сегментов телекома.

 

А. Новиков: Технологии мобильного ШПД развиваются значительно более активно в большей степени в крупных городах-«миллионниках». Так, сети нового поколения 4G/LTE первоначально были запущены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, сети спутникового ШПД развиваются в больше степени в регионах, в отдалении от крупных городов. Поэтому прямой острой конкуренции в данном сегменте в настоящее время не наблюдается. Если говорить о целевой аудитории, то и спутниковый, и мобильный ШПД в первую очередь ориентированы на частных лиц.

Технологические особенности построения спутникового ШПД в Ka-диапазоне позволяют организовать высокоскоростные каналы до 10 и даже 20 Мбит/с по цене, близко приближающейся к ценам мобильных операторов. В этой связи возникают предпосылки для создания конкуренции. С другой стороны, спутниковый ШПД находится только в стадии развития, суммарные объемы абонентской базы измеряются в десятках тысяч пользователей, против десятков миллионов у операторов сотовой связи. При наличии зоны покрытия сети 3G/4G пользователь в настоящее время отдает предпочтение мобильному доступу, поскольку, во-первых, спутниковый ШПД имеет относительно дорогой «входной билет» (спутниковое оборудование, доставка, установка), во-вторых, отсутствует привязка точки подключения к сети Интернет, что позволяет использовать один терминал везде, где есть покрытие сети.

Одним из сдерживающих факторов развития спутникового ШПД по-прежнему остается нехватка ресурса, которую должны частично ликвидировать планирующиеся запуски новых спутников связи. Безусловно, отношения между операторами будет развиваться по схеме тесного партнерства, в первую очередь для обеспечения покрытия сотовыми сетями труднодоступных районов странны, где из-за отсутствия наземных каналов связи, спутниковые решения являются наиболее удобными и экономически выгодными.

 

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!