Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Алексей Вл. СМИРНОВ  18 декабря 2018

Отечественное ПО на пороге массового интереса

Заказчики убедились на собственном опыте: российское ПО работает. Однако привычка к использованию зарубежного софта во многих организациях сохраняется, и в законодательной базе в этой сфере содержится немало непроработанных норм.


Экосистема отечественного ПО формируется

В 2018 году интерес рынка к отечественному программному обеспечению существенно усилился. В предыдущие годы, несмотря на достаточно жесткие нормативные требования, организации зачастую искали способы уклониться от перехода на отечественный софт: люди не хотели перемен и опасались неизвестности. В уходящем году массовое предубеждение, наконец, преодолено: многие потенциальные заказчики выполнили пилотные проекты на российском ПО и убедились, что оно вполне соответствует их требованиям. Началась вдумчивая разработка технических требований к отечественным продуктам, которые планируется закупить.

Многократно возрос поток средних и мелких заказов от организаций, работающих в госуправлении, здравоохранении, среднем и высшем образовании, энергетике и других стратегически важных для России отраслях. Причем заказчики не просто разворачивают испытательные стенды, а переводят на российское ПО платформы для 100--1000 рабочих мест. На мой взгляд, это предвестник массового интереса к отечественным программным продуктам.

Окрепла консолидация поставщиков отечественного ПО: стали формироваться стеки программных продуктов для сквозной автоматизации бизнес-процессов организаций и предприятий. Заказчикам предлагаются не разрозненные решения, а интегрированные комплексы. Это важно, потому что за долгие годы организации привыкли работать именно со стеками полностью совместимых решений, созданных зарубежными вендорами. Теперь аналогичные решения доступны на базе отечественного софта.

Российские организации обратили внимание на отечественные аппаратные платформы, работающие на базе отечественных процессоров. Нельзя сказать, что рынок полностью повернулся в эту сторону, но начала выстраиваться экосистема программно-аппаратных комплексов. Например, на Национальном суперкомпьютерном форуме-2018 в Переславле-Залесском демонстрировался программно-аппаратный стек для сложных вычислений и решения задач аэрогидродинамики. В его составе – узел вычислительного кластера с погружным охлаждением на базе отечественных процессоров «Эльбрус» с отечественной операционной системой АЛЬТ, отечественной СУБД PostgresPro и инженерной системой FlowVision.
Надеюсь, что тенденция к использованию отечественных процессоров усилится. Они делаются более зрелыми; цены на них станут более приемлемыми. Вряд ли глобальный масштабный переход на компьютеры, построенные на отечественных процессорах, произойдет уже в следующем году, но эти процессоры будут активно тестироваться. Если результат будет оценен заказчиками как положительный, то к 2020--2021 годам начнется их массовое использование.

В 2019 году организации начнут использовать отечественные продукты значительно шире, в том числе в более масштабных проектах. Укрепится тенденция к созданию стеков совместимых программных продуктов. Вендоры активно работают в этом направлении, взаимодействуя с комитетом по интеграции Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». ИТ-службам заказчиков и системным интеграторам становятся доступны не просто «ворохи» разрозненных продуктов из реестра, а комплексы для решения задач организаций.

Препоны на пути российского софта к массовому пользователю

Однако сотрудники и ИТ-службы крупных организаций привыкли использовать зарубежные программные решения. Теперь им предстоит научиться решать свои задачи иными способами, на базе других компонентов. Это зачастую болезненно и в любом случае требует усилий и времени. Ситуация усугубляется наличием у многих компаний, особенно крупных, унаследованных систем, подавляющее большинство которых изначально созданы для работы на зарубежных платформах. Реинжиниринг и перенос их на новую платформу чрезвычайно сложен. Например, до сих пор ряд госинофрмсистем не предоставляют сервисов пользователям, которые работают с отечественными программами, а требуют использования зарубежного софта. Что, по сути, препятствует импортозамещению.

Еще одна большая проблема: многие отечественные программы в ходе совместной работы конфликтуют, поскольку зачастую разрабатывались без учета существования друг друга. Проблема остро стоит перед интеграторами, которым надо объединить все приложения в комплексное решение и обеспечивать его поддержку. Разработчикам надо решить вопросы архитектуры программных продуктов, которые должны быть полностью совместимы и между собой, и с отечественными операционными системами и работать в рамках единой программной платформы. Технологии, которые позволяют отслеживать зависимости и конфликты и создавать единые решения, где все компоненты работают бесконфликтно, существуют.

Сохраняется неуважительное отношение к требованиям законодательства по госзакупкам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236): до сих пор проводятся конкурсы, ориентированные на приобретение зарубежного ПО. Либо не обосновывается невозможность закупки отечественных продуктов, либо заведомо ненужные свойства ПО декларируются как необходимые. Например, «заточенные» под MS Office конкурсные требования организации, в штате которой несколько десятков тысяч сотрудников, гласят, что на всех рабочих местах нужна программа для создания презентаций. Хотя очевидно, что разработкой презентаций занимаются отнюдь не десятки тысяч сотрудников этого ведомства. Зачастую подобные требования написаны буквально «под копирку».

Между тем ФАС приостанавливает лишь отдельные подобные конкурсы, и все бремя призывания заказчиков к соблюдению законности ложится на отечественного разработчика. Это крайне некомфортно: поставщику предстоит работать с заказчиком, а это предполагает определенную степень взаимной лояльности. Поэтому начинать сотрудничество с заведомого конфликта вендоры не готовы. Контроль соблюдения законов должно осуществлять государство через соответствующие структуры.

Поспешные и не вполне проработанные шаги предприняты государством по введению дополнительных требований к отечественному офисному программному обеспечению (Постановление Правительства РФ от 23.03.2017 № 325). Дополнительные требования предъявляются только к отечественному ПО, что дает преференции зарубежным продуктам. Например, отечественный программный продукт, не удовлетворяющий какому-либо из дополнительных требований, не включается в реестр, хотя может полностью соответствовать потребностям заказчиков. Регулятор установил обязательные минимальные требования к ПО, хотя они могут быть для конкретного заказчика избыточны. Таким образом у заказчика появляется основание для покупки зарубежного ПО.

Еще одно непроработанное решение – о централизации закупок: ведомства лишили полномочий приобретать офисные продукты (офисные пакеты, СЭД, антивирусы и др.) и продукты для обеспечения безопасности, передав полномочия по их закупке Министерству цифрового развития, коммуникаций и связи. Механизм не проработан, в 2018 году ни централизованные, ни ведомственные закупки не проводились. Дошло до того, что ведомства не смогли продлить лицензии на антивирусы! А у них есть разнарядки, предписывающие, какой процент отечественных программных продуктов они должны установить в те или иные годы. Часть этих инсталляций была запланирована государством на 2018 год. Кто виноват в срыве выполнения планов, которые были спущены ведомствам?

Попытка улучшить ситуацию привела к ее значительному ухудшению. Серьезный удар нанесен и по заказчикам, и по российским вендорам. По сути, закупки консолидировали, чтобы… поменьше заплатить отечественным разработчикам! Почему же не происходит аналогичной оптимизации закупок зарубежных офисных продуктов? Ведомство может закупать их самостоятельно, а для приобретения отечественного софта надо передать свои квоты и фонды другому федеральному органу, пройти сложную процедуру согласования, дождаться, пока пройдет централизованная закупка (не факт, что купят именно то, что нужно ведомству). Такая ситуация может продлиться вплоть до 2020 года.

Алексей Смирнов, генеральный директор, «Базальт СПО»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!