Rambler's Top100
Блоги Юрий ГОДЫНА

О Незаменимых…

  21 июля 2008 Страница персоны

“Незаменимых людей нет”, – любил приговаривать директор.
Все боялись, и только один программист не мог спрятать кривую улыбку... (народное творчество) 

Юрий ГодынаИосифу Виссарионовичу Сталину приписывают фразу «незаменимых людей нет». Он же является автором другой популярной фразы – «кадры решают все». И люди старшего поколения впитали эту пропагандистскую истину.

Но работает ли это определение в отношении поколения 90-х или 2000-х, которых иногда называют thumb generation?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать еще несколько других. Итак, по порядку.

А что есть Незаменимый сотрудник?

Это сотрудник, на котором слишком много завязано?

Тот, который единственный знает, как все работает, который единственный может решить вопрос в кратчайшие сроки?

Тот сотрудник, от которого зависит работа если не всей компании, то, по крайней мере, внушительная часть ее основной деятельности?

Хорошо ли иметь такого сотрудника? Безусловно, лучше иметь, чем не иметь вообще – так считают многие руководители. И, что самое главное, так считает и сам этот Незаменимый. И вот здесь кроется настоящая опасность, потому что человек начинает чувствовать власть, чувствовать зависимость других от своей персоны, это особенно характерно для Незаменимых исполнителей, чем для лидеров. О них, о незаменимых исполнителях, я поведу речь дальше.

Не каждый может выдержать испытание властью. И не каждому воспитание и чувство собственного достоинства позволяют достойно нести корону профессионализма. При этом Незаменимый не всегда понимает, что эта власть симметрична: чем сильнее компания зависит от него, тем сильнее и он сам зависит от компании. Грамотный руководитель всегда найдет способы удержать такого сотрудника, кнутом ли, пряником ли.

Я сам несколько раз сталкивался с тем, что становился в какой-то степени Незаменимым, и был знаком со многими Незаменимыми. И вывод, который сделал для себя: Незаменимый сотрудник – большая опасность для компании. Незаменимость резко снижает производительность труда, снижает эффективность и приводит к шероховатостям или накладкам в общении. Незаменимость – концентрация опыта в одном человеке, который поначалу активно набирает этот опыт, но не отдает его коллегам, а затем интенсивность набора опыта начинает спадать… Очень часто сотрудник концентрируется на своей Незаменимости и попросту теряет интерес к саморазвитию, потому что ничто не должно отвлекать его от главного удовольствия – от процесса наслаждения своей властью. В итоге Незаменимый скатывается в болото под названием «мне совсем-совсем не интересно работать!!!».      

В связи со сложной ситуацией на рынке труда в сфере IT, вызвавшей серьезный перегрев зарплат, и нарастающими тенденциями ухудшения, о чем я уже писал в своем блоге, Незаменимые приобретают еще бОльшую опасность.  Они – потенциальные киллеры бизнеса.

На мой взгляд, руководителям высшего и среднего звена надо иметь в виду этот момент, необходимо заставлять сотрудников делиться опытом, распространять свой опыт среди коллег и сохранять его для тех, кто придет позже – опыт надо фиксировать. Фиксирование опыта вне сотрудника – это не только замена Незаменимых, это еще и упрощение обучения новых сотрудников. Это возможность растить кадры, не прибегая лишний раз к внешним источникам знаний и опыта. База знаний, распространяемая среди сотрудников различных отделов, коррелирует их мышление и повышает уровень креативности идей, она сплачивает коллектив и заставляет его работать более увлеченно, сотрудники проявляют себя с новой – творческой стороны. Кроме того, такой коллектив гораздо удобнее контролировать и направлять.

Примерно такой подход использовала компания «Форд» в начале 80-х. Состояние компании было плачевным, продажи падали, а продукция заметно уступала по качеству конкурентам, в первую очередь, динамичным японским производителям. Нужны были новые идеи. И руководство компании решило объединить знания и идеи всех сотрудников завода, чтобы создать новый автомобиль, который должен был переломить ситуацию.

Каждый сотрудник описал, каким он хочет видеть машину своей мечты – вплоть до мелочей, причем делал пожелания не только как рабочий или инженер, который будет разрабатывать и собирать эту машину, но и как потенциальный владелец новой машины. Принимались пожелания также от членов семей сотрудников. Конструкторский отдел изучал любой каприз, любую бредовую идею и составлял комплект чертежей, который был размножен и вывешен на стенах во всех отделах компании и во всех цехах завода. Каждый сотрудник – независимо от должности и образования – мог подойти к чертежу и внести свою правку. Затем чертежи с правками также изучались конструкторами и возвращались на стены с учетом пожеланий для принятия следующих предложений.

Процесс проектирования, таким образом, продлился 5 лет – начался в 1981-м, а в 1985-м прессе показали новый автомобиль – легендарный «Форд Таурус», названный в честь античного быка. Этот плод коллективного творчества вернул «Форду» былую славу и популярность, а главное – вернул уверенность коллективу и показал значимость каждого сотрудника компании, а не отдельных личностей. Каждый сотрудник долгие годы работал над машиной, которую создавал сам для себя. «Форд Таурус» произвел фурор, еще до выхода автомобиля в продажу страницы печатных изданий пестрили такими заголовками как «Формы завтрашнего дня», «Принципиально новое поколение авто». Сразу после выхода автомобиль получил множество наград, в том числе «Автомобиль года».

Я говорил больше об исполнителях, но Незаменимыми бывают и руководители – лидеры. Они таят в себе не меньшую, а даже большую опасность для бизнеса. Лидер – это кольцо в связке ключей, порви его, и ключи рассыпятся.

В качестве примера приведу одну из самых уважаемых мной компаний и ее лидера – Apple Inc. и Стив Джобс, который сумел вытянуть находившуюся на грани банкротства компанию в лидеры отрасли. Он стал тем важным звеном, которое опять привело компанию к успеху – харизматичным лидером, заражающим всех своим энтузиазмом. В 2004-м году Джобсу поставили страшный диагноз – рак поджелудочной железы, врачи сказали, что жить осталось не более, чем полгода. И тут выяснилось, что во всей Apple Inc. нет человека, способного заменить Джобса, не видно его и за пределами компании. Судьба сжалилась на Стивом, «одарив» его редкой операбельной разновидностью болезни, и Джобс скоро вернулся к своим обязанностям рулевого «одной фруктовой компании», но с того момента компания начала усиленные поиски замены своему руководителю. Годы идут, появляются новые кандидатуры, но представить хоть кого-то из них на месте Джобса невозможно. А Стив между тем год от года выглядит все хуже и хуже…

Незаменимые люди в бизнесе – это явление, с которым надо быть очень осторожным. Это могут быть гении, приносящие огромную пользу, могут быть злодеи, но каждый из них представляет собой бомбу замедленного действия. Каждый руководитель, особенно Незаменимый, должен осознавать это и полагаться на Незаменимых лишь в крайних случаях.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

21.07 15:47 Евгений Николаев :
Многое зависит и от самих людей. "Не тот" человек будет "не таким" и при той, и при этой стратегии, тактики и политике.
Где брать "тех" людей, подходим ли мы под понятие "того человека"? Конечно всем известные какие-то личности, например "банда четырех" - у них дух творчества. Они спорят, они обсуждают, они вместе пытаются понять, они генерируют свои идеи, делятся своими и услышанными от других обобщениями, выводами, практиками.
Копнем глубже. Они спорят. Это очень хорошо. А теперь осмотритесь вокруг и покажите на того человека, который в споре будет "конструктивно спорить". Кто согласится со мнением НЕ ЕГО, а других. Кто признает свою ошибку.
И... Может кто-то спорить и не умеет, а... получил Нобелевскую премию, его знаниями фирма и так/, и так может воспользоваться, и вдобавок он еще и котенка под дождем нашел и к себе принес.
Он "тот" или "не тот"? ;)
Еще усложним. И, лет 5-10 назад - мы же уступали нынешнему "себе". Не правда ли? Получается, что если кто-то сейчас похож на нас, "ранишних", со своими ошибками и заблуждениями, то имеет ли мы право - критично относиться к другому, если сами были такими же, когда-то? Как говориться - бросьте свою СВЧ, кто не совершал ошибок (то что по молодости их кто-то совершил меньше - не умаляет эту фразу, все еще впереди, не переживайте)!
И еще усложним. Судьба. Может ли она быть у фирмы, может ли она быть у руководителя, может ли она быть у незаменимых и не очень?
------- ИТОГО: 1) Существуют еще как минимум сотни критериев, которые следовало бы учесть (при чем - одновременно). 2) Если не "выводить" каждый критерий (как данный блог), то их будет... да, да, правильно- слишком мало... для верных оценок...