Рубрикатор |
Блоги | Татьяна ТОЛМАЧЕВА |
Цифровое ЖКХ: легко ли реализовать планы Президента?
07 апреля 2017 |
Все министерства и ведомства во исполнение поручения Президента активно разрабатывают планы по развитию цифровой экономики. Задача важная и актуальная не только для России. Степень сложности построения цифровой экономики может значительно варьироваться от отрасли к отрасли. Какова степень сложности реализации этих планов в отрасли ЖКХ?
Что делает экономику цифровой (признаки «цифровой экономики»): 1) проникновение цифровых процессов во внутренние процессы компаний отрасли (внутренняя цифровая среда); 2) наличие цифровой инфраструктуры; 3) использование интернета, присутствие в сети и активное вовлечение потребителей по цифровым каналам.
Зачатки цифровизации уже наблюдаются в российской отрасли ЖКХ. Но процессы эти проходят очень сложно и медленно. Доля предприятий ЖКХ, которые оцифровывают свои бизнес-процессы, чрезвычайно мала в масштабах всех отрасли. Даже в наиболее благополучной подотрасли электроснабжения (на фоне других подотраслей ЖКХ) проникновение автоматизированного учета не превышает 9% (оценка ПАО «Россети»).
Стимулов для этого очень мало. ФЗ-209 «О ГИС ЖКХ», обязывающий регистрироваться и передавать информацию в информационную систему, а значит и потенциально стимулирующий автоматизацию бизнес-процессов, пока эту ситуацию переломить не может. Сроки ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ были перенесены теперь на 1 января 2018 года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сроки наступают еще позднее).
В условиях цифровизации экономики роль сетевой инфраструктуры возрастает в разы. Развивающиеся технологии интернета вещей, больших данных, мобильности, облачные технологии создают благоприятные условия для развития цифровой среды. Например, анализ продвигаемых типовых решений АСКУЭ на российском рынке показал, что уже порядка 10% предложений – это облачные сервисы («Народное АСКУЭ», РАН Монитор, СНТ.Портал (ТПП Инижинринг), Элдис, ЯЭнергетик.РФ, TIME2SAVE, др.). Единственным входным барьером для использования таких решений является разовый платеж за замену и монтаж прибора учета. По состоянию на март 2017 года размер такого платежа составляет до 10 тыс рублей (в зависимости от модели выбранного счетчика).
Цифровизация коммунальной инфраструктуры – это наисложнейшая задача, которая требует миллиардных вложений. «Цифровизовать» нужно более 65 млн квартир, почти 4 млн МКД, миллионы объектов инженерной инфраструктуры. Критическая задача для цифровизации ЖКХ – обеспечить прозрачный объективный учет потребления коммунальных ресурсов. По подсчетам Минэнерго, установка интеллектуальных приборов учета электроэнергии по всей РФ обойдется примерно в 400 млрд руб. Попытки переложить на граждан затраты по замене приборов учета на цифровые затянет процесс цифровизации на многие годы.
Население, как впрочем и многие хозяйствующие субъекты ЖКХ, не заинтересованы во внедрении достоверного, полного и оперативного учета потребления коммунальных ресурсов. А если еще населению придется за это платить, то эта задача будет практически нереализуема, или реализуема лишь частично. Население не захочет за это платить, а государство не сможет. Спасти ситуацию могут частные инвестиции и новые механизмы частного финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры.
Вывод:. Ключевой барьер цифровизации ЖКХ находится на самом низком уровне инфраструктуры – на уровне домохозяйства. Если не будут найдены приемлемые механизмы финансирования замены приборов учета потребления коммунальных ресурсов, цифровизация ЖКХ обречена на провал.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.