Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

Тифлоопера из монофона

  08 июня 2023 Страница персоны

Цифровизация активно проникает в музеи. Радиогид помогает экскурсоводам в Лувре, стандартом стало использование в музеях аудиогидов, приложения для смартфонов по спутнику определяют месторасположение слушателя и транслируют соответствующий осматриваемой достопримечательности текст, расположенный рядом с картиной QR-код позволяет узнать историю создания произведения и мнение о нем критиков.

Свой вклад решила внести компания ЛАНИТ, осуществляющая техническую поддержку проходящей в Пушкинском музее в Москве выставки «Золото сарматских вождей». Выбор сделан в пользу монофонов — присоединенных проводом к аппарату антивандальных наушников, которые трудно сломать даже подросткам. Шесть базовых станций удачно встроили в готовую экспозицию — монтаж провели на стенах в разных углах зала. Полное импортозамещение — устройства выпущены российской компанией «Монофон».

Монофон

 

Для выставки использовались автономные аудиоэтикетки с автозапуском — массивные наушники, которые во время прослушивания информации надо держать в руке. Чтобы началось воспроизведение, динамик следует поднять с магнитной базы за держатель и приложить к уху — тогда запись включится автоматически. Запуск дорожки производится с SD-карты и медиаплеера, который встроен в базовую станцию монофона. Для управления контентом устройство подключается к FTP-серверу через Wi-Fi. После завершения выставки устройства будут использоваться для других экспозиций Пушкинского музея.

Спорный момент — тифлокомментарии в форме оперных партий, написанных композитором специально для проекта с сокровищами сарматских курганов. Само по себе появление на выставке тифлокомментариев — специально подготовленной для слабовидящих аудиоинформации с описанием визуальных объектов — можно только приветствовать. Тем более, что слабовидящие могут не только прослушать описание объектов, но и пощупать руками копии наиболее интересных экспонатов. Но давать описание в виде оперных партий!?

Конечно, оперные певцы могут спеть и инструкцию по противопожарной безопасности. Но это вряд ли будет способствовать ее пониманию. Как знакомство с произведением искусства — тоже сомнительно. Одно дело слушать оперу в Большом театре, другое — стоя у стенки с прижатым к уху наушником. Для привлечения внимания к выставке может и неплохо — многих заинтриговало непонятное название «тифлоопера» и то, что раньше такого жанра не было. Но больше чем на пару минут прослушивания никого из посетителей не хватало.

И, конечно, никакой монофон или аудиогид не могут заменить хорошего живого экскурсовода. Который увлечен своим делом, у которого горят глаза, которому можно задать любые вопросы. С экскурсоводом повезло — как будто сами побывали на раскопках сарматских курганов в Южном Приуралье, собирали золотые подвески и крошечные бусинки женских украшений, восстанавливали размер огромных копий, участвовали в церемонии погребения вождей и жриц кочевников, поняли сакральный смысл ритуальных предметов — священных золотых оленей, соединяющих подземный, реальный и небесный миры.

 

Золотой олень

 Фото Антона Баклыкова

 Живых экскурсоводов, проводников, соединяющих мир повседневности, историю и искусство, никакой искусственный интеллект не заменит. Но на всех талантливых экскурсоводов не хватит. Так что цифровые технологии будут последовательно внедряться и в эту сферу нашей все больше обходящейся без человека жизни.

 

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.