Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

Москва 2030. Будущее культуры – цифра

  16 августа 2024 Страница персоны

Удобно расположившийся в киоске робот спрашивает, что хочет покупатель. Потом уверенным движением достает стаканчик, наливает кофе и протягивает клиенту. Мы в парке Зарядье, одной из площадок проходящего в столице фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».

 Робот-продавец

Робот-продавец

Самый масштабный фестиваль лета проходит с первого августа на тридцати площадках, где в разных направлениях пытаются заглянуть в не такое уж далекое будущее столицы. На площадке Зарядье, где проходит фестиваль медиа-арта «Город света», – в культурное будущее Москвы.

Культура будущего – мультимедийный сплав реального и виртуального мира, основанный на цифровых технологиях. Это, в буквальном смысле этого слова, ярко продемонстрировали арт-объекты, разбросанные по парку. Например, в инсталляции Seasonal Proximities («Сезонная близость») китайского медиа-художника Као Иукси среди живых деревьев парка размещены светящиеся квадратного сечения колонны, на поверхностях которых плавно движутся изображения леса, выполненные в стиле импрессионистов.

 Seasonal Proximities

Seasonal Proximities

В инсталляции BEACONS художники Саша Коджо и Алиса Давыдова внедрили светящиеся столбы в березовую рощу. Световые узоры повторяют кору деревьев. Можно было бы еще бы поставить робота, разливающего березовый сок, для отсылки к песне, но тогда получилось бы слишком «в лоб». А для искусства важна недосказанность, оставляющая поле для фантазии.

В «Голографическом лесу», совместном проекте студии Akademia и группы Metapole, ожили персонажи русских сказок. Прыгала Царевна-лягушка, листал книгу Ученый кот, хлопала крыльями Жар птица.

 Арт-объект «Голографический лес»

Арт-объект «Голографический лес»

Цифровое искусство в прямом смысле, как в арт-объекте Cocon группы Signature, питается корнями из реального мира. При этом является коконом, несущим рождение нового, ни на что не похожего симбиоза, включающего рукотворную, природную и цифровую составляющую.

 Арт-объект Cocon

Арт-объект Cocon

В композиции «Свет русской классики» не обошлось без цитирования классической живописи. Правда, в современном виде – 3D-проекции картин на плавные, футуристически изогнутые стены здания «Заповедного посольства». И подмигивающей Незнакомкой с картины Ивана Крамского.

 Медиакуб

Медиакуб

Впечатлили произведения современного цифрового искусства, демонстрировавшиеся на огромном медиакубе. Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работают другие люди. К этому списку можно добавить медитативную работу французского цифрового художника, создавшего постоянно меняющуюся абстрактную картину, напоминающую одновременно плавно текущий песок, водовороты воды и колебания огненных языков.

 Арт-объект Matrёshka

Арт-объект Matrёshka

Явно гипнотическими свойствами обладает еще один арт-объект – Matrёshka. Когда цветовые пятна ползут по медленно разворачивающимся семи слоям фигуры, собравшиеся в светящейся матрешке-беседке, люди впадают в транс и даже перестают делать селфи. Все это под плавную, стилизованную под народную мелодию негромкую музыку. Возникли ассоциации с удавом Каа из мультфильма «Маугли», гипнотизирующего бандерлогов с помощью переливающихся узоров на разворачиваемых кольцах. Может в этом и есть смысл искусства?

Одно ясно – будущее культуры невозможно представить без цифровых технологий. Что еще раз наглядно продемонстрировал фестиваль.

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.