Рубрикатор |
Блоги | Николай НОСОВ |
Туризм и цифровизация в краю Бабы-Яги
19 августа 2024 |
Первопроходцы и зеки.
Освоение новых незаселенных земель часто идет по одной схеме. Сначала первопроходцы, потом создающие инфраструктуру и промышленность зеки, затем туристы. Так осваивалась Австралия, Огненная Земля и Сахалин, при Советской власти по такому пути пошло освоение Воркуты и Магадана. В этом же направлении идет развитие Северного Урала.
Для привлечения туристов нужны раскрученные достопримечательности. И они здесь есть. Прежде всего, это ставший всемирно известным благодаря Голливуду перевал Дятлова, трагедия на котором стала «одной из самых загадочных тайн России». По количеству обсуждений на российском телевидении тайна гибели группы Ивана Дятлова давно обогнала «тайну тунгусского метеорита» и, пожалуй, уже вся страна посвящена в подробности трагедии.
Идолы манси на плато Маньпупунёр.
Другая достопримечательность – каменные идолы в святилище манси на плато Маньпупунёр, про которые широкая публика узнала после включения в список «Семь чудес России». Третья – священная у манси гора Отортен, до которой так и не смогла добраться экспедиция Ивана Дятлова.
Самый простой способ посетить три достопримечательности – однодневный вертолетный тур из Ухты. Но авиация сильно зависит от погоды, так что турфирмы рекомендуют заложить минимум три дня на ожидание подходящих для полета условий. Да и в саму Ухту на самолете лучше прилетать заранее. К проблемам погоды добавились санкции на поставку запчастей для самолетов. И если к Boeing еще можно купить запчасти через третьи страны, то к летающим в Ухту «Суперджетам» – невозможно. В итоге часть нашей группы, решившая прилететь впритык – накануне вечером, осталась без тура. Вернувшийся в Москву «Суперджет» сломался, а на поиски самолета на замену ушли почти сутки. Так что прилетели, когда основная группа уже вернулась.
Требуемое временное окно открывает дополнительные возможности для туриндустрии. У туристов появляется свободное время на осмотр достопримечательностей города и окрестностей.
Ухта – родина нефти
Населенные пункты за Котласом возникали на месте лагерей. Не исключение – Ухта. В 1929 году к месту впадения в Ухту реки Чибью прибыла экспедиция ОГПУ из ссыльных, охранников и заключенных, и начала строительство поселка, впоследствии получившего название Ухта. За полгода работавшие без выходных по 12 часов в день люди построили 2 барака, кухню и карцер. В 1932 году поселок стал центром «Ухтапечлага», одним из островов архипелага Гулаг.
В краеведческом музее.
Основная цель освоения с помощью заключенных незаселенных земель с тяжелым климатом – добыча полезных ископаемых. Ухта – родина российской нефти. Еще в 1721 году рудоискатель Г. И. Черепанов нашел здесь нефтяной ключ, а Петр Первый – дал указание аптекарю(!) его освидетельствовать. Первый предприниматель – Федор Прядунов, организовал сбор нефти путем черпания с речной поверхности и нефтяных ям. Нефть в этих местах залегает близко к поверхности – сами недалеко от Ухты у дороги видели природные источники, из которых нефть можно черпнуть кружкой.
Нефтяная яма в окрестностях Ухты.
В петровские времена нефть применяли в качестве медицинского средства, но когда иллюзии по поводу ее целебных свойств развеялись, она стала не нужна, а первый предприниматель умер в долговой тюрьме, куда попал за неуплату налогов.
Памятник Федору Прядунову.
Керосиновые лампы и двигатели внутреннего сгорания вернули интерес к нефти, восстановлением добычи которой занялось молодое Советское государство. Весной 1930 года в Ухте появилась первая буровая по добыче нефти. В 1941 году впервые в стране началась промышленная добыча газа.
Здание «Газпром трансгаз Ухта».
Здание «Газпром трансгаз Ухта» – самое большое и современное в городе. Стоит немного на отшибе, на другом берегу реки Чибью и смотрится как феодальный замок, отделенный рвом реки от города ремесленников. Местные «Газпром» недолюбливают, считают, что там платят незаслуженно высокую зарплату. При этом нельзя не заметить вклада газовиков в город. Напротив резиденции «Газпром» построил протяженную современную набережную реки Чибью, украшенную современными скульптурами разного качества. Благоустройство излюбленного места отдыха ухтинцев – природного заказника федерального значения «Параськины озёра» – тоже осуществлялось за счет газового гиганта. Да и на благоустройство самого города деньги поступают – улицы чистые, дома отремонтированные.
Развитие туризма
Волки в краеведческом музее.
В городе неплохой краеведческий музей, рассказывающий о животном мире, коми и трагических страницах истории «Ухтапечлага». Подкупающий энтузиазмом хозяин частного «Музея переселенцев» изложил свою версию происхождения слова «Баба-Яга». «Яг» на языке коми — лес, женщина — «нывбаба». Чтобы сберечь провизию от животных охотники-коми спиливали на одном уровне два близко стоящих дерева, мазали стволы дегтем и строили на этих «курьих ножках» лабаз. Иногда в нем прятались женщины с детьми, «лесные женщины» — «нывбабы яги», которые вряд ли испытывали радость, когда их убежище обнаруживали незваные гости.
Рейсовый автобус идет до небольшого музея в поселке Ярега, рассказывающем о первых и единственных в России нефтяных шахтах. В открытом в 1932 году Ярегском месторождении нефть копают — настолько она густая. А над поселком высится огромный террикон из отработанных пустых пород.
Террикон в поселке Ярега.
На автобусе можно добраться и до музея в не так давно еще секретном поселке «Водный». Официальная задача экспедиции ОГПУ на Ухту в 1929 году была нефть, секретная неофициальная — радий. В начале XX в. радий был самым дорогим и самым редким металлом в мире — стоимость 1 грамма вещества в 1921 году составляла порядка ста тысяч долларов. До 50-х годов прошлого века соли радия были единственным материалом для закрытых источников ионизирующего излучения. В нынешнем поселке «Водный» работал радиохимический завод, единственное предприятие в мире, где радий выделяли из подземных минерализованных вод. Заключенные качали воду, выпаривали соли, из солей добывали радий. Говорят, что во время войны радием расплачивались с американцами за поставки по ленд-лизу. Завод закрыли, местность, как могли, очистили от радиации, но все же по окрестностям гулять стоит осторожно, лучше с дозиметром. Хотя, судя по соцсетям, местных больше волнует не радиация, а излучение вышек сотовой связи.
Туристический потенциал у Ухты есть, но над его развитием еще работать и работать. Обедаем в типичной советской столовой под оригинальным названием «Cтоловая». А ведь это здание следственного комитета «Ухтапечлага». Почему бы не обыграть историю и не создать интересный для туристов объект?
Рядом тайга — хорошо бы организовать сплав на пару дней по лесным рекам. Лучше с этнографической составляющей — бубны, шаманы, танцы, ночевки в лабазах «бабы-яги». А так, в городе идти туристам особо некуда. Разве что посетить еще пару ведомственных музеев, но попасть в них трудно, пускают только по предварительной записи.
Разительный контраст с лидерами туриндустрии. Тем же Алтаем, где множество предложений по организации пеших, водных и конных походов, джиппингу, езде на квадроциклах. А в Ухте даже не удалось взять машину напрокат — заказали в единственном пункте, но так и не получили. Машина не доехала, сломавшись по пути из Сыктывкара. Другую не предложили — видимо, была единственной, доступной для туристов.
Параськины озера.
Чтобы добраться до Параськиных озер пришлось брать такси. Не пожалели – смотрятся красиво.
На такси добирались и до другого туристического объекта – морских рифовых скал на реке Седью, недалеко от одноименного поселка – тоже бывшего лагеря для заключенных. Скалы сильно разрушены – осталось только три скальных зуба, по которым прокладывают небольшие скальные маршруты. Но опять никакой организации – сами приезжайте и спускайтесь.
Скалы Седью.
Шаги цифровизации
Заинтересовала новость, что северней, около Печорской ГРЭС в Коми планируется строительство «самого мощного на Севере России дата-центра». В 2023 году глава Коми Владимир Уйба заявил : «Могу вас порадовать — нам потребовался год работы, чтобы организовать в Печоре Центр обработки данных на 300 человек. Уже через год нам нужны будут математики, программисты, физики. Их будут ждать очень высокие зарплаты и очень интересные работы». Нашел инвестора — BitRiver – оператора майнинговых центров. Так что это будет не ЦОД, а обычная майнинговая ферма. И по поводу «интересной» работы — вопрос дискуссионный. А главный — цена электроэнергии. Республика Коми — не Иркутск, даже ночные тарифы для населения выше трех рублей за киловатт.
Но в целом с цифровизацией дела обстоят неплохо. Взаимодействие с организующей вертолетный тур компанией шло через интернет. По электронной почте отправлялись заявки на посещение заповедника, договора, заявление на возврат части средств из-за сокращения маршрута ввиду плохих погодных условий. По безналу возврат и все платежи. Для участников вертолетной поездки создана своя группа для общения в WhatsApp. Все четко и современно.
Присутствуют основные операторы связи, хорошая сеть покрытия – на плато Маньпупунёр только спутник, но в интересных для туристов окрестностях Ухты проблем не было. Конкуренцию дорогому «Яндекс.Такси» составляют бюджетные местные операторы — у «Окей» есть даже свое мобильное приложение. В городе два компьютерных клуба для занятий киберспортом.
Компьютерный клуб.
В январе 2024 «Ростелеком» завершил строительство резервной волоконно-оптической линии связи между Сыктывкаром и Ухтой, что повышает надежность интернета. Но коммерческих дата-центров в Республике Коми не нашлось — есть чем заняться российским цодостроителям.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.