Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

В поисках пустынного слона

  21 ноября 2025 Страница персоны

Ноябрь 2025. Пустыня Намиб. Верховья реки Хуарасиб. Толкаем внедорожник из последних сил, до перегиба остается совсем немного, но опять ничего не получается, и машина скатывается вниз в русло реки.

— Уже три безуспешных попытки. Не хватает места для разгона. Я здесь не проеду. Давайте дальше вверх по реке, — предложил наш основной водитель Олег.

— По реке еще хуже, здесь хоть видны следы шин — кто-то проезжал. И у нас есть скачанные из интернета треки — как минимум две команды джиперов этот склон проходили. Будем копать песок, подкладывать на дорогу ветки и камни. Нужно еще пытаться, другого пути нет.

— Но ведь была и одна команда, прошедшая здесь по руслу.

— Да, но тогда здесь не было воды. А накануне были дожди. И ехать по руслу придется еще 15 километров.

— Носов, с возрастом ты стал слишком осторожным. Вспомни Ботсвану, тогда дорога была еще хуже. Беру ответственность на себя, — заявил Олег и смело направил наш индийский внедорожник Mahindra в мутные воды реки.

Пятнадцать лет назад в Ботсване в сезон дождей действительно было хуже, но фортуна — дама переменчивая. В этот раз не проскочили — до противоположного берега оставалось совсем немного, когда машина провалилась в яму, незамеченную из-за непрозрачной, цвета кофе с молоком воды, и стала тонуть. Все попытки выбраться оказались безуспешными, вытащив часть вещей на берег, стали думать, что делать дальше.

Конечно, попытка поиска здесь редких пустынных слонов на одной машине была слишком авантюрной. Но попробуй найди в Москве еще желающих отправиться в отпуск на другой конец планеты, чтобы провести его за рулем внедорожника в самой древней пустыне мира. Может, стоило дать объявление в интернете — на двух машинах намного спокойней, вот и сейчас застрявшую машину смогли бы вытащить.

Само название пустыни Намиб, протянувшейся вдоль побережья Атлантического океана от ЮАР до Анголы, на языке местного народа нама означает «место, где ничего нет», и она практически необитаема. Удивительно, что здесь живут пустынные слоны в прошлом ученые отказывались верить в их существование, считая, что в пустыне они не могут выжить в условиях малого количества воды и растительности. Но они есть, о чем свидетельствуют и следы на песке на месте нашей катастрофы.

Слоны. Картина Сальвадора Дали.

Слоны. Картина Сальвадора Дали.

Генетически пустынные слоны не отличаются от саванных, но у них более широкие, лучше приспособленные для ходьбы по песку ступни, компактное тело и длинные ноги. Конечно не такие длинные, как на картинах знаменитого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Сомневаюсь, что он знал об их существовании, но размещал тоже в пустыне. Пустынных слонов в Намиб очень мало — чуть больше сотни, так что встреча с ними — большая удача.

На экстренный случай взял в Москве в аренду спутниковый телефон компании Thuraya. Спутник висит на геостационарной орбите над Сомали — в Анголе и Намибии должен быть доступен. Тоже риск — правила все время меняются, за обнаруженный на пересадке в Дели навигатор Garmin знакомого в прошлом месяце задержали, хотя до этого никаких проблем с провозом не было. Правила есть правила, никакие аргументы, что GPS-навигатор теперь есть в любом смартфоне и почему его нельзя провозить в виде отдельного устройства не подействовали — дело довели до суда. А уж за спутниковый телефон точно бы на три года посадили.

Про запреты в Эфиопии, через которую летели эфиопскими авиалиниями до столицы Намибии Виндхука, ничего не слышал, но на всякий случай спутниковым телефоном на контроле в аэропорту не отсвечивал. Хотя компании в Виндхуке, где взяли напрокат внедорожник, номер телефона сообщил. Туда же собрался звонить — по крайней мере в спасении своей машины они точно заинтересованы.

Четыре полоски, спутник виден, но подключать телефон к сети отказывается. Неужели арабы присоединились к антироссийским санкциям и стали блокировать российские SIM-карты? Оказалось, что нет — просто очень не повезло. В этот день у Thuraya произошел глобальный сбой в инфраструктуре, так что связи не было не только у нас.

Наша машина, застрявшая в реке

Наша машина, застрявшая в реке


Делать нечего — Олег с Павлом отправились пешком за подмогой. По карте до каких-то отмеченных на офлайн-карте Maps.me домиков 15 километров, к ночи дойдут. Цифровые технологии помогут. А мы с Ириной стали разбивать лагерь.

Две палатки на крыше внедорожника — удобно, можно остановиться на ночевку в любом месте. Но для нашей ситуации не подходят, с крыши не снимаются. Спать под открытым небом тоже не очень — может наступить пришедший на водопой слон. Нашли компромиссное решение — собрали обеденный столик — защитит хотя бы головы, натянули на него противомоскитную сетку, завалили с краев рюкзаками и залезли в спальники. От гиены такая конструкция не защитит, но с железной крышей над головой спокойнее.

Исследуем следы пустынных слонов

Исследуем следы пустынных слонов

 

Бархатный звездный шатер африканского ночного неба. Постоянно падающие звезды. Ни одного облака, если не считать мерцающих на небе Магеллановых Облаков, которых не увидишь в нашем Северном полушарии. Большое Магелланово Облако — вторая по удаленности от нас галактика — до нее 163 000 световых лет. Ближе только карликовая в Стрельце (70 000 световых лет), но ее уже поглощает наша — Млечный путь. Впрочем, больше волнует ближайшее к нам человеческое жилье — добрались ли до людей ребята.

Нашей спасательной группе повезло — через три часа похода по пустыне их подобрал джип. В багажнике с козами их довезли до ближайшей деревни и утром организовали спасательную экспедицию. К месту аварии на внедорожнике Toyota приехали шестеро местных и стали думать, как вытащить машину.

Чернокожие ребята сказали, что надо спешить, — к обеду придет большая вода. Первым делом попробовали толкать руками, но трехтонный внедорожник не сдвинулся с места. Начали откапывать, но машина только сильнее опускалась в воду, а вода приносила новый песок. Потом Toyota смогла объехать проблемное место по крутому берегу. Из найденных на берегу стволов деревьев соорудили запруду, перенаправившую значительное количество воды мимо застрявшей машины. Уровень воды в салоне понизился, но новая попытка, теперь уже с помощью внедорожника местных опять не увенчалась успехом — только порвали буксирный трос.

Пришлось переходить в самому сложному варианту — по очереди домкратом поднимать под водой колеса и подкладывать под них камни. При этом расчищая песок под брюхом машины,

Река не хотела выпускать добычу и все время закидывала под машину новый песок. Вовремя заметил, что чернокожий спасатель привязал связанный трос не к предназначенной для буксировки петле, а прямо к бамперу — а то так бы один бампер и вытащили. Заставил переделать.

Все еще раз напряглись, толкая. Toyota натужно загудела и забуксовала. В этот раз совместными усилиями машину удалось сдвинуть с места, и севший за руль руководитель спасательной экспедиции вывел ее на берег.

Быстро, пока не поднялась вода, собрали вещи. Деревенские объяснили, что выше река совершенно непроходима, так что поехали обратно. Местный не только смог по выглядевшему почти вертикальным склону вернуться к развилке нашего пути, но и шутя одолел склон, который мы безуспешно штурмовали три раза. После этого вернул ключи и мы продолжили наше путешествие.

Наша машина. Продолжаем путешествие

Наша машина. Продолжаем путешествие

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.