Rambler's Top100
Блоги Николай НОСОВ

Проблемы трансграничных платежей, аренда автомобиля и ИТ-перспективы Намибии

  01 декабря 2025 Страница персоны

Ночевка в реке странно повлияла на наш индийский внедорожник. Сначала спидометр стал показывать скорость 170 км/час, хотя мы ехали от силы 60 км/час, потом совсем зашкалил. Другие особенности проявились позже. Сначала отказала шестая передача, потом пятая. Впрочем ехать было можно, а впереди нас ждала уже нормальная машина Toyota HiLux, которую мы бронировали из Москвы.

Пустыня Намиб. Наша Mahindra

Пустыня Намиб. Наша Mahindra

Аренда машины с самого начала складывалась сложно. В Намибии нашли лишь две прокатные конторы, разрешающие выезд за пределы страны. Причем обе требовали внесения аванса, а трансграничные переводы для россиян в текущих условиях — совсем не простая задача. Познакомились в Виндхуке с россиянкой, работающей в зарубежной инвестиционной компании. Ей приходится зарплату обналичивать, покупать криптовалюту, переводить домой в Россию и там менять на рубли. Вполне работающий вариант обхода санкций, наше издание давно про это писало. Но не наш случай — пришлось искать более традиционные варианты.

Сначала попробовали оплатить через знакомых в США. Но платеж не прошел комплаенс немецкого банка, где был счет намибийской компании, банкиры посчитали его подозрительным. Вроде сумма небольшая, но им непонятно, почему из США вносят аванс за россиян. Деньги заблокировали, хорошо что не отняли.

Пришлось придумывать другой способ. Открыли виртуальную карту в белорусском банке, положили на нее сумму аванса, а потом через WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) передали хозяину прокатной компании пин-код карты, по которому он смог снять с нее деньги в Намибии. Хорошо, что самый популярный в мире мессенджер в России еще не заблокировали, для звонков через интернет домой из Виндхука уже использовали Max, но трудно было бы уговорить намибийца установить ради нас у себя российский мессенджер.

В аэропорту Виндхука

В аэропорту Виндхука

Из Москвы до Намибии добирались рейсами Ethiopian Airlines через Аддис-Абебу, которая в условиях санкций стала для россиян настоящим окном не только в Африку, но и в Латинскую Америку.

В Виндхуке приехали в прокатную контору и выясняли, что с таким трудом забронированная Toyota HiLux находится в ремонте, починят через день и еще несколько дней придется подождать, чтобы в полиции получить разрешение на выезд на ней за пределы Намибии.

Все бывает, но непонятно, почему не нашли другую машину, а главное — заранее не получили разрешение на ее выезд в Анголу. Пока на первое время нам предложили экзотичный индийский внедорожник Mahindra. С экспедиционной подготовкой — двумя палатками на крыше, столиком, стульями, кастрюлями, холодильником, газовыми баллонами для готовки, но без лебедки, пневматического домкрата и необходимых для вытаскивания машины из песка сэнд-траков.

Две палатки на крыше — идеальный вариант для четырех человек

Две палатки на крыше — идеальный вариант для четырех человек

Главная проблема — резкое изменение планов. График рассчитан чуть ли не по часам, намечены места ночевок, но по плану мы уже на второй день должны быть в Анголе. И еще в планах прохождение «акра смерти» (Doodsakker)зажатой песчаными дюнами 40-километровой узкой полоски берега океана с остатками разбившихся в этом крайне опасном для судоходства районе кораблей. По сути — ангольской части намибийского «Берега скелетов», который хорошо исследовали во время нашего путешествия по Намибии 15 лет назад.

«Акр смерти» можно проскочить только в полнолуние, когда отливы максимальны. Причем быстро, за три часа, пока не начался очередной прилив. Если не дай бог завязнешь — прилив унесет машину в море. Видели впечатляющие фото утонувших здесь перевернутых волной внедорожников, с сиротливо торчащими в небо колесами. Луна полная уже сейчас — мы не успеем до конца полнолуния пересечь пустыню, если окажемся в Анголе на четыре дня позже.

Теперь же придется начинать путешествие с конца, с Намибии. По сути — использовать резервные дни, которые откладывались на случай непредвиденных задержек в пустыне. Но делать нечего — берем что есть.

Проверяю спутниковый телефон Thuraya арабский спутник, висящий на геостационарной орбите над Суданом, виден, все нормально. В Москве пришлось верить арендной компании на слово — из-за событий на Украине он там недоступен. В Намибии вдоль основных дорог еще и неплохая мобильная связь — еще в аэропорту купили сим-карту местного оператора с таким знакомым названием MTC. Здесь расшифровывается как Mobile Telecommunications Limited  это крупнейший оператор страны.

Самый дешевый способ заказать такси из аэропорта — воспользоваться приложением «Яндекс.Такси». Зарубежный вариант называется Yango, причем регистрация в российском Yandeх в нем работает.

Интересная особенность — деньги лучше менять в аэропорту. Лучший курс и нет комиссий. С таким еще не сталкивался, обычно или как везде или намного хуже. Посмотрите хотя бы на курсы обмена в Шереметьево. Трудно привыкнуть, что местную валюту тоже называют доллар. Цена сразу кажется огромной, ведь намибийский доллар в 17 раз дешевле американского.

В целом столица выглядит безопасно. Напрягает только колючая проволока под током на окружающем наш маленький отель заборе.

Намибия — страна контрастов. Вполне современные горожане соседствуют с живущими в деревушках традиционной жизнью в шалашиках, обмазанных глиной с навозом, племенами. Сюрреалистическая картина в супермаркете на границе с Анголой — девушка стоит у витрины с хлебом, а на ней из одежды только бусы и набедренная повязка из козьей шкуры. Или спорящие с полицейским подруги, одетые как с картинки журнала National Geographic.

Химбу в супермаркете

Химбу в супермаркете

К России отношение хорошее — помнят поддержку СССР во время борьбы за независимость. Женщина на таможне, увидев российский паспорт,  сказала мне по-русски: «Здравствуйте!». Оказалось, что она была в «Артеке».

Российский бизнес в стране присутствует. В Намибии много урана, что интересно «Росатому», входящему в намибийское совместное предприятие SWA Uranium Maining. Работает намибийское подразделение ВТБ инвестиционная компания VTB Capital (Namibia). Имеет лицензию на проведение геологоразведочных работ российская алмазная компания «АЛРОСА».

После нашего возвращения из Намибии, 26 ноября, прошел вебинар АНО "Цифровая экономика", на котором цифровой атташе торгового представительства РФ в ЮАР Вадим Веселов заявил, что в Намибии могут стать востребованными российские ИТ-решения для государственного сектора: системы электронного документооборота, госуслуг, цифровой идентификации. Также нужны цифровые платежи, инфраструктура для дата-центров и облачные решения.

Вдоль основных дорог стоят вышки операторов мобильной связи

Вдоль основных дорог стоят вышки операторов мобильной связи

С такой оценкой трудно не согласиться. Цифровая инфраструктура Намибии — одна из лучших в регионе. Покрытие сетями 4G превышает 90% территории страны. При этом в стране нет ни одного ЦОДа, сертифицированного Uptime Institute, так что поле деятельности для российских цодостроителей большое. Главное — найти надежного партнера на месте. 

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.