Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2005
Вера Константиновна ШУЛЬЦЕВА  01 июня 2005

Универсальная услуга образца 2005 г.

Универсальное состояние дел

Главная задача универсального обслуживания сегодня – телефонизация удаленных и труднодоступных поселений, экономически невыгодных с точки зрения предоставления услуг связи территорий. Так, в Уральском, Северо-Западном и Центральном ФО доля нетелефонизированных пунктов составляет соответственно 49, 45 и 42%, а в целом по стране – 30%. По мнению Мининформсвязи, при отсутствии бюджетной поддержки другого финансового механизма для решения данной проблемы просто нет. В течение 4 – 5 лет жители «неудобных» территорий будут иметь как минимум таксофон, как максимум (если население поселка свыше 500 человек) пункт коллективного доступа (ПКД) в Интернет.

Пакет универсальной услуги образца 2005 г. включает в себя услуги таксофона (местные соединения по передаче голоса по фиксированной сети; доступ к услугам других операторов СОП, кроме услуг подвижной связи; доступ к системе информационно-справочного обслуживания; возможность бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб) и ПКД (передача сообщений электронной почты и доступ к информационным ресурсам Интернета). Таксофон должен быть расположен в пределах часа ходьбы, работать круглосуточно, иметь свой номер и принимать входящие звонки, оплачиваемые вызывающим абонентом. Режим работы ПКД – не менее 8 часов в сутки 5 дней в неделю (один из дней должен приходиться на субботу или воскресенье). Одновременное оказание услуг не менее чем двум пользователям.

Оплата универсальной услуги с использованием таксофонов будет производиться по телефонным картам оператора универсального обслуживания и, при технической возможности, денежными средствами.

Цены на УУ будут регулироваться. Постановлением правительства предусмотрена широко распространенная в мировой практике методология географического усреднения тарифа. Так, стоимость 1 мин местного соединения определяется как отношение минимальной из установленных Федеральной службой по тарифам величины абонентской платы на данной территории к среднемесячному объему местных телефонных соединений.

Стоимость 1 Мбайт информации (единица тарификации для передачи данных и предоставления доступа в Интернет) определяется как тариф на местное телефонное соединение, помноженный на время, необходимое для передачи 1 Мбайт информации при скорости 19,2 кбит/с. Установленные цены включаются в договор на универсальную услугу.

Универсальный резерв

В мировой практике приняты разные формы господдержки и регулирования системы универсального обслуживания: прямые бюджетные вливания в специальный фонд или программы, но чаще, как и в России, финансовый и процессуальный контроль. Так, видимо, единственным источником формирования резерва УО в России будут обязательные для операторов СОП ежеквартальные отчисления в размере 1,2% (за рубежом – 1 – 4%) от установленной расчетной базы: разность между всеми доходами оператора и доходами от услуг по присоединению и пропуску трафика СОП (без НДС).

Согласно решению правительства средства резерва поступят в доход федерального бюджета. Ввиду известного дефицита доверия к различным фондам директор ДЭФ Мининформсвязи Л. С. Тимошенко на конференции «Внедрение механизмов оказания универсальной услуги связи» (28.04.05, Москва) особо подчеркнула, что установленный объем резерва универсального обслуживания должен в полной мере обеспечивать возмещение убытков от предоставления УУ, использование всех средств будет исключительно целевым, а не использованные на конец года ресурсы будут сохранены как «переходящий остаток».

Размер убытков, подлежащих возмещению, оператор УО определяет самостоятельно, прописывает в конкурсном договоре и исчисляет в соответствии с принципами раздельного учета. По итогам года его расчеты подтверждает независимая аудиторская организация и проверяет ФАС.

Универсальная мотивация

По замыслу разработчиков, развертывание системы универсального обслуживания на конкурсной основе привлечет широкий круг альтернативных операторов. Новые энергичные игроки рынка, с одной стороны, привнесут экономичные современные технологии, с другой – прирастут рентабельным бизнесом в различных регионах страны. Ведь очевидно, что в крупных населенных пунктах с низким уровнем развития инфраструктуры сети (например, юг России, Сибирь, Дальний Восток) сервис ПКД будет востребован, они станут точками роста высокотехнологичного рынка услуг. Да и пакет УУ, несомненно, будет тяжелеть.

По словам начальника отдела конкурсов и контрактов Управления экономики, финансов и госимущества ФАС РФ О. Н. Курносовой, конкурс – это большая и серьезная игра, которая должна научить оператора универсального обслуживания так экономно расходовать средства, чтобы не потерять их сегодня и приумножить в дальнейшем. Правила конкурса приглашают к участию всех операторов СОП России. Договор сроком на 5 лет будет заключаться с тем оператором, который продекларирует наименьший размер ежегодного возмещения убытков, а в случае поступления равноценных заявок – с тем, кто готов раньше приступить к работе. На конкурсной территории будет работать не более двух операторов, предоставляющих УУ соответственно с использованием таксофона и ПКД. Если подана только одна заявка или желающих вообще не окажется, правительство назначит оператора, занимающего существенное положение в СОП.

Размер возмещения убытков оператору универсального обслуживания, с которым заключен договор по результатам конкурса, определяется как разность между его доходами от предоставления УУ и понесенными расходами. Назначенному оператору УО убытки исчисляются исходя из разности между его доходами и экономически обоснованными затратами на предоставление универсальной услуги.

Очевидно, что расходы на УУ не всегда будут полностью компенсироваться за счет средств резерва. Капитальные затраты будут списываться оператору по амортизационной шкале, но за 5 лет серьезные инфраструктурные решения вряд ли окупятся. Выход один – изыскивать возможности расширения бизнеса.

***


Сегодня Мининформсвязи РФ совместно с ФАС ведут заключительные работы по подготовке конкурсной документации, положения о порядке ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов, методики определения экономически обоснованных затрат. Участникам проекта универсального обслуживания предстоит в рамках единого механизма решать задачи в столь непохожих друг на друга регионах огромной России. Где-то целесообразней использовать фиксированную связь, где-то спутниковую или мобильную.

Используя механизм системы универсального обслуживания, Запад справедливо распределяет потребление услуг связи среди своих граждан, постоянно обогащая спектр сервисов. Таким образом, выполняется одна из «заповедей» защиты прав человека – право на общение.

Мы пока отстаем, наш пакет универсальной услуги беден (например, в Швеции и Финляндии в него включили даже высокоскоростной доступ в Интернет). Организация пунктов коллективного доступа в Интернет в целом по России – акция чисто политическая, так как априори она планово-убыточная. Но впереди реальная перспектива – очаги высокотехнологичного роста, привлечение молодежи к квалифицированному труду, создание новых рабочих мест.

Подробно о новых постановлениях правительства в сфере оказания УУ.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: